Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение понятия государственного аппарата, его соотношение с механизмом государства;
- характеристика структуры государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства;
- изложение основополагающих принципов организации и деятельности государственного аппарата в правовом государстве.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятия государственного аппарата и механизма государства
1. Соотношение государственного аппарата с механизмом государства
2. Механизм государства как организация государственной власти
3. Свойства механизма государства
Глава II. Структура и функции государственного аппарата
1. Государственный аппарат как единая целостная система
2. Соотношение различных ветвей государственной власти в системе государственного аппарата
3. Функции ветвей власти в системе государственного аппарата
Глава III. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Общие принципы
2. Частные принципы
Заключение
Использованные источники и литература

Файлы: 1 файл

1.docx

— 108.32 Кб (Скачать)

Кроме того, выявляя общие  принципы организации и деятельности государственного аппарата, теория государства  и права должна опираться не только на законодательство нашего государства, но и учитывать законодательство других государств. И хотя каждое государство  самостоятельно определяет порядок  организации и деятельности государственного аппарата, тем не менее, в практике многих современных государств организация  и деятельность государственного аппарата основываются на одних и тех же принципах.

Общие принципы принято разделять  на две группы. К первой из них  относятся принципы, выраженные в  Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Законе РФ «Об  основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных  законах.

1) Конституционно закреплённые  принципы.

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как демократизм (народовластие), гуманизм, федерализм, разделение властей, законность, профессионализм.

Принцип демократизма (народовластия) проявляется в демократической  организации государства, республиканской  форме правления, при которых  носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ. Принцип демократизма лежит в  основе не только организации, но и  деятельности государственного аппарата. Органы государства в любой демократической  стране должны действовать от имени  и в интересах народа, решая  все основные задачи общества и обеспечивая  в нем необходимый порядок. Суть этого заключается в том, что  государственный аппарат, во-первых, формируется при активном участии  народа (населения страны) и, во-вторых, осуществляет свою деятельность в целом  в интересах народа. Народ в  свою очередь осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе  непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной  власти) или через органы местного самоуправления.

Разумеется, не все органы государства формируются непосредственно  народом. Но этого и не требуется  для реализации принципа демократизма. Вполне достаточно того, что народ  путем свободных выборов формирует  так называемые первичные органы государства (парламент, президента, некоторые  другие органы), которые в свою очередь  создают остальные звенья государственного аппарата. Поэтому особое место в  перечне средств осуществления  власти народа Российской Федерации  занимает механизм государства в  лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского  государства зиждется на том, что  оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ впервые в  ряду основ конституционного строя  провозгласила: «Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное  требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому  государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует  его в качестве магистрального пути развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма  современного Российского государства, исключающий произвол со стороны  властных органов и должностных  лиц.

Принцип разделения властей  является одним из ведущих принципов  организации и деятельности государственного аппарата во многих демократических  государствах. В нашей стране идея разделения властей получила признание  в конце 80-х – начале 90-х годов  прошлого столетия и получила закрепление  в статье 10 Конституции 1993 года.

Принцип федерализма в  формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что  Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между  собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется  и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором  о разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в  нем централизации и децентрализации  власти, равноправие и самоопределение  народов в составе Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского  государства состоит в том, что, согласно ст. 15 Конституции РФ, все  органы государства должны формироваться  и действовать в соответствии с законодательством своей страны. Это также один из важнейших принципов организации и деятельности государственного аппарата.

Законность, если говорить о  ней в самом общем виде, означает соблюдение и исполнение законодательства – законов и подзаконных актов. А это значит, что все органы государства должны создаваться  в соответствии с действующим  в стране законодательством, поскольку  порядок их образования предусмотрен Конституцией, другими законами государства, а в ряде случаев и подзаконными нормативными актами.

Будучи сформированными  в соответствии с действующим  законодательством, органы государства  и должностные лица, равно как  и органы местного самоуправления, граждане и их объединения должны осуществлять свою деятельность также  в соответствии с законодательством, поскольку порядок их деятельности, их права и обязанности опять  же определяются законодательством  страны.

Принцип профессионализма и  компетентности государственных служащих имеет отношение, прежде всего, к  организации деятельности органов  исполнительной и судебной власти. Именно эти звенья государственного аппарата должны формироваться и  функционировать на профессиональной основе, позволяющей на высоком научном  уровне решать основные вопросы государственной  жизни в интересах граждан  и страны, поскольку решение вопросов, относящихся к компетенции органов  исполнительной и судебной власти, требует специальных познаний в  той или иной области общественной жизни.

В то же время и законодательная  власть не должна пренебрегать данным принципом. Конечно, сформировать парламент  или какой-то другой законодательный  орган на строго профессиональной основе практически невозможно, так как  подобные органы формируются населением, которое выбирает туда своих представителей, руководствуясь не столько профессиональными, сколько иными их качествами. Вместе с тем при формировании структурных  подразделений этих органов (комитетов, подкомитетов, комиссий, подкомиссий  и т.д.) нужно учитывать профессиональные качества народных избранников и  поручать решение тех или иных вопросов лицам, компетентным в этих вопросах.

2) Принципы, закрепляемые  в федеральных законах.

Рассмотренные общие конституционные  принципы организации и деятельности механизма Российского государства  получают подкрепление, развитие и  конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение  эта группа принципов получила в  федеральных законах «О системе  государственной службы Российской Федерации» и «Государственной гражданской  службе Российской Федерации». Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этих нормативных правовых актах  сформулированы следующие принципы:

- верховенство Конституции  РФ и федеральных законов над  иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при  исполнении государственными служащими  должностных обязанностей и обеспечении  их прав;

- приоритет прав и свобод  человека и гражданина, их непосредственное  действие;

- обязанность государственных  служащих признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина;

- единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации;

- равный доступ граждан  к государственной службе 

 

 

 

 

Разделение властей  в государстве

Дата: 15 Мая 2011 в 12:32 
Автор: Пользователь скрыл имя 
Тип: реферат

Скачать в ZIP (27.57 Кб)

Файлы: 1 файл

Разделение властей  в государстве.doc (105.00 Кб)   —   Открыть,  Скачать   

 Содержание:

1. Введение..............................................................................................................1

2. Теория разделения властей................................................................................2

3. Ветви власти в структуре  государства.............................................................4

4. Законодательная власть.....................................................................................6

5. Исполнительная власть......................................................................................9

6. Судебная власть................................................................................................11

7. Заключение........................................................................................................13

8. Литература........................................................................................................14  
  
 

Введение    

 За весь исторический  период своего сознательного  существования общество в лице  самых ярких представителей по-разному  отвечало на вопрос о модели  государственного устройства. Основной  мировой тенденцией начала XXI века  является приоритет модели правового государства и естественного права. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представ-ления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.    

 Идея разделения властей,  выдвинутая еще античными мыслителями  (Аристотель), бы-ла развита в эпоху  буржуазных революций (в частности,  Монтескье) в противовес абсолю-тизму  и феодальному произволу. Зачатки  доктрины разделения властей  усматриваются уже в трудах  выдающихся мыслителей Древней  Эллады и Древнего Рима. Среди  них мож-но выделить Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эникура (ок 341-ок 270 г.г. до. н.э), Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако авторство  принадлежит, бесспорно, двум  мыслителям, ставшим в определенной  степени предвестниками революционных  перемен в своих стра-нах: англичанину  Джону Локку (1632-1704) и французу  Шарлю Монтескье (1689-1755).    

 Ш. Монтескье придал  этой концепции вполне завершенный  и стройный вид. И, что не  менее важно, в его интерпретации  концепция разделения властей  получила свое отраже-ние и  закрепление в конституционных  актах, многие из которых сохраняют  свое действие и по сегодняшний  день. 

Теория разделения властей    

 Разделение властей  - одна из основных черт современного  правового государства. Это принцип  или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса  нормального функ-ционирования государства  в нем должны существовать  относительно независимые друг  от друга власти. Это — законодательная,  исполнительная и судебная власти. Законода-тельная власть должна  принадлежать парламенту, исполнительная  — правительству, а судебная  — суду.    

 Теория о разделении  властей - это теория о соотношении  властей в государстве. Суть  этой теории в том, чтобы  не допустить сосредоточения  власти в руках одного лица  или не-большой группы лиц.  И тем самым предотвратить  возможность ее использования  одними классами или группами  людей во вред другим.  

   Институты государственной власти формируются на основе разделения властей — структурообразующего и функционального принципа рациональной организации и конт-роля. Данный принцип имеет давнюю историю. Вот как его формулировал в 1748г. фран-цузский просветитель Монтескье: «Политическая свобода объекта представляет собой уравновешенность ума, возникающую из понимания, которое каждая личность имеет о своей безопасности. Для того чтобы иметь эту свободу, требуется, чтобы правительство было организовано таким образом, дабы люди не боялись друг друга. Когда законодатель-ные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тирани-ческим образом. Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с за-конодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращает-ся в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может посту-пать со всей ожесточенностью угнетателя».    

 Разберем подробнее  основные положения теории разделения  властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граж-дан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определен-ных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". "Задача судей в том, чтобы решения и при-говоры" всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступ-ления и разрешает столкновения частных лиц. Однако, "хотя органы власти действуют са-мостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их са-мостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляе-мом в пределах их полномочий".     

Информация о работе Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства