Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение понятия государственного аппарата, его соотношение с механизмом государства;
- характеристика структуры государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства;
- изложение основополагающих принципов организации и деятельности государственного аппарата в правовом государстве.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятия государственного аппарата и механизма государства
1. Соотношение государственного аппарата с механизмом государства
2. Механизм государства как организация государственной власти
3. Свойства механизма государства
Глава II. Структура и функции государственного аппарата
1. Государственный аппарат как единая целостная система
2. Соотношение различных ветвей государственной власти в системе государственного аппарата
3. Функции ветвей власти в системе государственного аппарата
Глава III. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Общие принципы
2. Частные принципы
Заключение
Использованные источники и литература

Файлы: 1 файл

1.docx

— 108.32 Кб (Скачать)

В научной и справочной литературе государственные органы тоже понимаются неодинаково. Например, в одних случаях под государственным  органом имеется ввиду «учреждение, выполняющее определённые задачи в  той или иной области общественной жизни (например, орган здравоохранения, орган образования)»2. В других случаях  государственный орган рассматривается  как составная часть механизма  государства, имеющая в соответствии с законом имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни  и органически взаимодействующая  с другими частями государственного механизма, образующими единое целое1. В третьих же случаях государственный  орган трактуется как «определённым  образом организованная группа людей  участвующая в организации определённых государственных функций2.

 

2. Соотношение различных  ветвей государственной власти  в системе государственного аппарата

государственный аппарат  власть

В настоящее время нет  единого мнения, каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой различные  ветви государственной власти, а, следовательно, и их носители – государственные  органы. Должны ли они быть равны  между собой или должна существовать их определённая соподчинённость, субординация?

Высказывается точка зрения, согласно которой все ветви государственной  власти и их носители должны находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга.

В странах с тоталитарным или авторитарным режимами усиленно насаждается идея о том, что исполнительная власть, а вместе с ней и её носители должны доминировать в структуре  государственного аппарата. Однако реализация подобной концепции приводит не к  демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, в  частности, политическая практика фашисткой  Германии, фашистской Италии и ряда других стран.

Другой подход к решению  проблемы соотношения ветвей государственной  власти и их носителей заключается  в том, что на первый план выступает  законодательная власть, источником которой является народ. Во всех демократических  странах эта концепция получила всеобщее признание.

 

3. Функции ветвей власти  в системе государственного аппарата

 

Что же собой представляет каждая из частных систем государственных  органов, входящих в общую систему  – государственный аппарат?

Органы законодательной  власти.

Основным назначением  органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная  деятельность. В демократических  государствах они занимают центральное  место в структуре государственного аппарата. Представительные органы государственной  власти подразделяются на высшие и  местные.

К государственной власти относятся парламенты. Одна из их важнейших  функций – принятие законов.

Сосредоточивая в себе законодательные функции, парламент  нередко передаёт часть из них  другим подконтрольным ему органам. Возникающая в результате этого  система актов носит название делегированного законодательства.

Разумеется, идеальным, строго конституционным считалось бы такое  положение, при котором, при котором  законодательная власть оставалась исключительно привилегией законодателей, непосредственно подчинённых избирателям. Это было бы справедливым в отношении  любого современного государства. Однако в жизни всё обстоит далеко не так.

Государственная Дума и Совет  Федерации России, Конгресс США, Парламент  Англии, Национальное Собрание и Сенат  Франции, равно как и высшие представительные органы других государств, зачастую вынуждены  в силу самых различных причин, включая периодическую перегруженность  данных органов правотворческой  работой, поручать подготовку и принятие тех или иных законопроектов правительству, министерствам и ведомствам.

Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области  правотворчества, высший представительный орган, особенно в парламентских  странах подвержен довольно сильному воздействию со стороны правительства. Иногда оно сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает огромное влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских  республик, то в них парламент  в формально-юридическом плане  зачастую более независим. Он, как  правило, не может быть распущен президентом. Законодательная инициатива принадлежит  прежде всего депутатам. Однако и  в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много  путей воздействия на парламент.

Наряду с высшими представительными  органами в каждой стране имеются  местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление  государственной власти на местах.

Так согласно ч. 1 ст. 132 Конституции  России 1993 г. «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а  также решают иные вопросы местного значения». Они «могут наделяться законом  отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для  их осуществления материальных и  финансовых средств».

Органы исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти осуществляет в различных  государствах исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность этих органов проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной  власти и вышестоящих органов  исполнительной власти. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры к выполнению подчинёнными им органами и организациями данных требований и обеспечивают это путём издания  своих собственных актов (распоряжений). Всю свою деятельность органы исполнительной власти должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции  органы исполнительной власти имеют  необходимую для их нормального  функционирования оперативную самостоятельность. На них возлагаются весьма ответственные  задачи правового регулирования  и руководства различными сферами  жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место  и роль исполнительных органов в  государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных  нормативно-правовых актах.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации на Правительство, призванное осуществлять исполнительную власть (ч. 1 ст. 110), возлагаются самые  разнообразные полномочия: разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; проведение на всей территории России единой финансовой, кредитной  и денежной политики; осуществление  управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней политики страны и др. (ст.114).

В зависимости от сложности  задач и территориального масштаба органы исполнительной власти подразделяются на центральные и местные.

К центральным относятся  те, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию государств – субъектов  федерации. Это правительства, именуемые  в большинстве стран кабинетами или советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные, находящиеся при советах министров, ведомства.

К местным относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно территориальных  единиц (края, области, района, города и  т.п.). в их число входят исполнительные комитеты, муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации  фабрик, заводов, других предприятий  и учреждений.

В зависимости от характера, объёма и содержания полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей и органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции.

Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству  всеми отраслями или большинством отраслей государственного управления.

Органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции (министерства, государственные комитеты, специальные  ведомства) осуществляют руководство  лишь отдельными отраслями государственного управления.

Ведущую роль в системе  органов исполнительной власти выполняют  правительства. Они являются высшими  исполнительными и распорядительными  органами государственной власти и  возглавляют всю систему исполнительных органов. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство  возлагаются общее экономикой и  социально-культурным строительством страны, разработка и осуществление  государственных бюджетов, защита интересов  государства, охрана собственности  и общественного порядка, обеспечение  и защита прав и свобод граждан, обеспечение  государственной безопасности, осуществление  общего руководства строительством вооружённых сил и др.

Судебные органы.

Важное место в структуре  государственного аппарата занимает система  судебных органов, основной функцией которых  является осуществление правосудия. Система судебных органов выступает  в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в  конституциях и обычных законах  ряда современных государств.

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме  разрешения уголовных, гражданских  и административных дел в установленном  законами данного государства процессуальном порядке1.

Статус носителя одной  из трёх властей – судебной обеспечивает органам правосудия важное место  в государственном механизме. В  современных странах деятельность судов направлена на обеспечение  конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и  организаций.

Структура судебных органов  в разных странах неодинакова. Однако, несмотря на особенности структуры  и другие различия судебных органов  тех или иных стран, у них во многом схожи цели и задачи, которые во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются конституционно. Много общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, в конституционных принципах их организации и функционирования.

В системе государственных  властей судебная власть выступает  главным уравновешивающим, позволяющим  эффективно направлять действие законодательной  и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные транспортные и иные суды.

Будучи независимым от других властей суд опирается  только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед  законом и судом, участие присяжных  заседателей, право обвиняемого  на защиту, гласность судопроизводства.

Вся система судов возглавляется  верховными судебными органами, которые  во многих странах одновременно выполняют  функции конституционного суда. Во многих странах члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо парламентом, президентом и другими высшими  органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет  право толкования конституции.

Органы прокуратуры.

Значительную роль в государственном  аппарате играют органы прокуратуры. Прокуратура  призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением  законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры ряда стран осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел  в судах, в местах заключения, при  исполнении наказаний и других мер  принудительного характера, назначаемых  судами.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран  составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации деятельности прокуратуры. Согласно Конституции  России «полномочия, организация и  порядок деятельности прокуратуры  Российской Федерации определяются федеральным законом» (ч. 5 ст. 129).

Структуру государственного аппарата можно изобразить в виде схемы:1

 

Виды государственных  органов


 

законодательные

исполнительные

судебные

федеральные

субъектов федерации

 

первичные (выборные, представительные)

производные (вторичные)

 

общей компетенции (Президент, Правительство  и т.д.)

специальной компетенции (министерства, государственные комитеты и т.д)

коллегиальные

единоначальные

 

постоянные

временные


Глава III. Принципы организации и  деятельности государственного аппарата

 

Поскольку государственный  аппарат является главным элементом  механизма государственной власти и по сути дела определяет все его  содержание, важно выяснить, на основе каких начал формируется и  функционирует государственный  аппарат, т.е. каковы принципы его организации  и деятельности.

Принципы – это какие-то исходные положения, руководящие идеи, основные начала чего-либо. Поэтому  под принципами организации и  деятельности государственного аппарата принято понимать исходные положения, руководящие идеи, начала, которые  лежат в основе формирования и  функционирования государственного аппарата в целом и отдельных его  звеньев1.

Все принципы организации  и деятельности государственного аппарата обычно подразделяют на общие и частные.

 

1. Общие принципы

 

Теория государства и  права, рассматривая вопрос о принципах  организации и деятельности государственного аппарата, акцентирует внимание преимущественно  на общих принципах, так как исследование частных принципов относится  к предмету отраслевых юридических  наук.

К общим относят принципы, которые лежат в основе организации  и деятельности государственного аппарата в целом. Такие принципы, как правило, закрепляются в Конституции государства  и являются основополагающими для  всей системы государственных органов1.

Информация о работе Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства