Государственный аппарат: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Реформа государственного аппарата является, пожалуй, наиболее обсуждаемой темой последних нескольких лет. Необходимость в этой реформе стала очевидна в связи с неэффективностью работы государственного аппарата. В связи с этим, актуальность темы исследования можно определить потребностью изучения структуры и функций государственного аппарата, происходящих изменений, и возможных путей дальнейшего развития для реализации целей построения правового демократического государства с развитой рыночной экономикой.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственный аппарат: понятие, признаки и принципы его деятельности …………………………………………

4
Глава 2. Государственный орган: понятие, признаки и классификация ………………………………………………………..

10
Глава 3. Структура и функции государственного аппарата современного Российского государства …………………………….

18
Глава 4. Бюрократия и бюрократизм в аппарате государства …….
30
Заключение ……………………………………………………………
34
Список использованной литературы ………………………………..
35

Файлы: 1 файл

Курсовая Теория государства и права.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ: дистанционно - образовательных технологий

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

на тему: «Государственный аппарат: структура и функции»

 

 

Выполнила: Шахова Наталья

                      Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород- 2013 г.

 

 

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………….

3

Глава 1. Государственный аппарат: понятие, признаки и принципы его деятельности …………………………………………

 

4

Глава 2. Государственный орган: понятие, признаки и классификация ………………………………………………………..

 

10

Глава 3. Структура и функции государственного аппарата современного Российского государства …………………………….

 

18

Глава 4. Бюрократия и бюрократизм в аппарате государства …….

30

Заключение ……………………………………………………………

34

Список использованной литературы ………………………………..

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реформа государственного аппарата является, пожалуй, наиболее обсуждаемой темой последних нескольких лет. Необходимость в этой реформе стала очевидна в связи с неэффективностью работы государственного аппарата. В связи с этим, актуальность темы исследования можно определить потребностью изучения структуры и функций государственного аппарата, происходящих изменений, и возможных путей дальнейшего развития для реализации целей построения правового демократического государства с развитой рыночной экономикой.

Реформирование государственного аппарата актуально не только для нашей страны. В последние десятилетия многие страны Европейского Союза встали на путь административно-государственных реформ, которые направлены на дальнейшее совершенствование государственного аппарата в соответствии с требованиями времени.

Особая актуальность исследования связана также с необходимостью реализации в Российской Федерации административной реформы и реформы 
государственной службы.

В настоящее время низкая эффективность деятельности государственного аппарата является одним из основных препятствий на пути развития российского общества и экономики. Главный вопрос современной России - ее становление как динамично развивающегося государства. Достижение этой цели невозможно без эффективного функционирования системы управления страной.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение понятие государственного аппарата, его структуры в соответствии с законодательством РФ и определенных им функций. 
 

 

 

Глава 1. Государственный аппарат: понятие, признаки и принципы его деятельности

Государство как одна из форм политической организации общества, призвана осуществлять управление обществом на основе права с помощью специальных органов государственной власти. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями.

Деятельность государственного аппарата направлена на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических норм), использование их в процессе социально-политической регуляции, обеспечение эффективности системы юридических гарантий и санкций.

Признаками государственного аппарата являются:

- формируется по воле  государства с целью реализации  целей и задач, стоящих перед  государством;

- от имени государства  разрабатывает, принимает, наделяет  юридической силой правила поведения общезначимого, общеобязательного характера;

- обладает монополией  на государственное принуждение;

- в основу формирования  и функционирования государственного  аппарата положен профессиональный  принцип (сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе и не занимаются иной общественно-полезной деятельностью кроме как управленческой);

- государственный аппарат  включает органы государственной  власти и материальные придатки (армию, полицию, налоговую и таможенную службу), необходимые для обеспечения реализации государственно-властных предписаний

В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой целостной системы, входят: общность экономической основы различных государственных органов и организаций – системы хозяйств и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие единой официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей обществ; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов – составных частей механизма государства; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.

Построение и деятельность современного Российского государственного аппарата осуществляется на основе определенных принципов.

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

2. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Нормы Конституции имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т. е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.

4. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.

5. Принцип законности (закреплен в ст.15 Конституции РФ) – основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.

При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.

6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:

  • все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти;
  • между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения (полномочия) – вопросы исключительного ведения Федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
  • во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
  • субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
  • субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации и др.).

7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе. При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.

8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих. В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы – необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вместе с тем Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан «хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственный орган: понятие, признаки и классификация

Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган.

Государственный орган – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственный орган от негосударственных структур, являются:

1) представляет собой  самостоятельный элемент механизма  государства, выступая неотъемлемой  частью единого государственного  организма;

2) действует от имени  государства и по его поручению;

3) образован и функционирует  на основе нормативных правовых  документов (Конституции, законов и  подзаконных актов);

4) выполняет свойственные  только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие  формы и методы (наделен в этой  связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

5) имеет соответствующую  компетенцию (круг ведения), под которой  понимается совокупность законодательно  закрепленных полномочий (прав и  обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций;

6) осуществляет свою компетенцию  тремя способами: принятием нормативных актов (предписаний общего характера); принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационной деятельностью;

Информация о работе Государственный аппарат: структура и функции