Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 21:15, курсовая работа
Реформа государственного аппарата является, пожалуй, наиболее обсуждаемой темой последних нескольких лет. Необходимость в этой реформе стала очевидна в связи с неэффективностью работы государственного аппарата. В связи с этим, актуальность темы исследования можно определить потребностью изучения структуры и функций государственного аппарата, происходящих изменений, и возможных путей дальнейшего развития для реализации целей построения правового демократического государства с развитой рыночной экономикой.
Введение ……………………………………………………………….
3
Глава 1. Государственный аппарат: понятие, признаки и принципы его деятельности …………………………………………
4
Глава 2. Государственный орган: понятие, признаки и классификация ………………………………………………………..
10
Глава 3. Структура и функции государственного аппарата современного Российского государства …………………………….
18
Глава 4. Бюрократия и бюрократизм в аппарате государства …….
30
Заключение ……………………………………………………………
34
Список использованной литературы ………………………………..
35
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ: дистанционно - образовательных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права
на тему: «Государственный аппарат: структура и функции»
Выполнила: Шахова Наталья
Павловна
Нижний Новгород- 2013 г.
Введение ………………………………………………………………. |
3 |
Глава 1. Государственный аппарат: понятие, признаки и принципы его деятельности ………………………………………… |
4 |
Глава 2. Государственный орган: понятие, признаки и классификация ……………………………………………………….. |
10 |
Глава 3. Структура и функции государственного аппарата современного Российского государства ……………………………. |
18 |
Глава 4. Бюрократия и бюрократизм в аппарате государства ……. |
30 |
Заключение …………………………………………………………… |
34 |
Список использованной литературы ……………………………….. |
35 |
Введение
Реформа государственного аппарата является, пожалуй, наиболее обсуждаемой темой последних нескольких лет. Необходимость в этой реформе стала очевидна в связи с неэффективностью работы государственного аппарата. В связи с этим, актуальность темы исследования можно определить потребностью изучения структуры и функций государственного аппарата, происходящих изменений, и возможных путей дальнейшего развития для реализации целей построения правового демократического государства с развитой рыночной экономикой.
Реформирование государственного
аппарата актуально не только для нашей
страны. В последние десятилетия многие
страны Европейского Союза встали на путь
административно-государственны
Особая актуальность исследования
связана также с необходимостью реализации
в Российской Федерации административной
реформы и реформы
государственной службы.
В настоящее время низкая эффективность деятельности государственного аппарата является одним из основных препятствий на пути развития российского общества и экономики. Главный вопрос современной России - ее становление как динамично развивающегося государства. Достижение этой цели невозможно без эффективного функционирования системы управления страной.
Целью данной работы является
всестороннее рассмотрение понятие государственного
аппарата, его структуры в соответствии
с законодательством РФ и определенных
им функций.
Глава 1. Государственный аппарат: понятие, признаки и принципы его деятельности
Государство как одна из форм политической организации общества, призвана осуществлять управление обществом на основе права с помощью специальных органов государственной власти. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями.
Деятельность государственного аппарата направлена на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических норм), использование их в процессе социально-политической регуляции, обеспечение эффективности системы юридических гарантий и санкций.
Признаками государственного аппарата являются:
- формируется по воле
государства с целью
- от имени государства разрабатывает, принимает, наделяет юридической силой правила поведения общезначимого, общеобязательного характера;
- обладает монополией
на государственное
- в основу формирования
и функционирования
- государственный аппарат
включает органы
В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой целостной системы, входят: общность экономической основы различных государственных органов и организаций – системы хозяйств и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие единой официальной идеологии; морально-политическое и идейное единство различных частей обществ; наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов – составных частей механизма государства; общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями.
Построение и деятельность современного Российского государственного аппарата осуществляется на основе определенных принципов.
1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
2. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом Российской Федерации. Нормы Конституции имеют непосредственное применение. Это означает, что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должны руководствоваться конституционными положениями, т. е. эти законы не должны противоречить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти при применении законов в первую очередь должны руководствоваться нормами Конституции.
4. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционного строя демократического правового общества является осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числе специализирование направления деятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.
5. Принцип законности (закреплен в ст.15 Конституции РФ) – основной метод осуществления деятельности органов государственной власти. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых, что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.
При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.
6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что:
7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Конституция Российской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют равный доступ к государственной службе. При приеме на государственную службу и при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Вакантная государственная должность замещается на конкурсной основе с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.
8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих. В средствах массовой информации должна освещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, их успехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы – необходимое условие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия в деятельности государственных органов, привлечения граждан к управлению государством. Только благодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированием государственной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вместе с тем Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан «хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан».
Глава 2. Государственный орган: понятие, признаки и классификация
Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган.
Государственный орган – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Специфическими признаками, отличающими государственный орган от негосударственных структур, являются:
1) представляет собой
самостоятельный элемент
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) образован и функционирует
на основе нормативных
4) выполняет свойственные
только ему задачи и функции,
используя для этого
5) имеет соответствующую
компетенцию (круг ведения), под которой
понимается совокупность
6) осуществляет свою компетенцию тремя способами: принятием нормативных актов (предписаний общего характера); принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационной деятельностью;
Информация о работе Государственный аппарат: структура и функции