Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:54, курсовая работа
Актуальность работы велика, так как институт государственной власти в Российской Федерации, в принципе, несмотря на обилие законодательных актов (чаще имеющих локальный характер) является одним из самых слабо изученных институтов современного российского права. Итак, уже изучая сами теоретические, правовые основы, на которых строится практическое воплощение этого института в жизнь, нетрудно заметить недоработки, пробелы, как в теории, так и в практике.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные научные положения, сформулированные в государственно-правовой и историко-правовой науке.
Методологической основой исследования являются современные научные методы познания общественных процессов: системный, исторический, программно-целевой, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, социологический, социально-психологический и другие.азвития являются основными в политической науке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1.Общество и социальная власть…………………...................................5
1.1 Властеотношения: природа и особенности……………..............................5
Глава 2.Государственная власть………………………………………………11
2.1. Понятие и свойства государственной власти…………………................11
2.2. Структура власти…………………………………………………………..11
2.3. Соединение и разделение властей………………………………………..14
2.4. Особенности государственной власти…………………………………...18
2.5. Методы осуществления государственной власти……………………….23
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………...32
2.2. Структура власти
В политической науке под структурой власти понимаются ее компоненты и движущие силы: субъект власти, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий все это в движение для достижения определенной цели.
Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены.
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Это человек или группа, подготавливающая и разрабатывающая определенные политические проекты и решения и воздействующая на процесс их принятия и осуществления в политической системе. В роли субъекта выступают не только облеченные властью физические лица, но и сама власть в виде государства, правительства и т.п.
Объект власти – пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие субъекта власти.
В обществе с
классовыми антагонизмами властвующим
субъектом выступает
Вместе с
тем и в демократическом
Под ресурсами власти в широком смысле понимается все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.
Ресурсы власти можно различать по разным основаниям: материальные (финансовые рычаги воздействия) и нематериальные (воздействие с помощью средств массовой информации), принудительные (меры административного наказания) и основанные на методах убеждения, "силовые" (с использованием военного аппарата) и политические (достижение цели путем переговоров и компромиссов) и т.д.
В понятие ресурсов власти входит и то, что называется легальностью и легитимностью власти.
Легитимность власти показывает ее фактическую значимость для людей, степень ее престижа, ее "эмпирическую" узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности. В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.
Легальность власти – это ее законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, т.е. ее юридически нормативная узаконенность3. Легальность служит юридическим выражением легитимности власти. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок.
Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо4. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения, Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.
2.3. Соединение и разделение властей
Термины "соединение" и "разделение" властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник – общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха. Правда, полновластными могут быть и выборные органы (таковыми, например, считались Советы народных депутатов СССР).
Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) "освобождает" от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д.
И все же сосредоточение
всей полноты власти в одном органе
чревато неустранимыми
Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Дж. Локку5 и Ш. Монтескье6.
Локк доказывал необходимость разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. В его понимании законодательная власть – это власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов.
Но так как законы, обладая постоянной и устойчивой силой, нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, необходим контроль за исполнением законов. Это задача исполнительной власти.
Под федеративной властью Локк понимал ту власть в государстве, в компетенцию которой находятся вопросы войны и мира, участие в коалициях и союзах, право вести дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства, область внешней политики.
Верховной властью по мнению Локка является власть законодательная, которой все остальные подчиняются.
Суть принципа разделения властей по Ш. Монтескье состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.
Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.
Исполнительная власть должна быть подзаконной. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.
Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Судебная власть осуществляет контроль за соблюдение законов официальными органами, организациями, предприятиями и частными лицами. Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.
Не без основания в последнее время говорят и о четвертой власти – средствах массовой информации (СМИ) и даже о пятой – мафии. Все виды власти совершенно определенно оказывают воздействие на управление обществом, страной. СМИ – формируя общественное мнение в пользу тех или иных политических сил. Мафия – корректируя (путем подкупа и запугивания) в свою пользу многие политические решения органов власти7.
Опыт современных государств доказывает универсальный характер принципа разделения властей, способного действовать в различных политических и социальных условиях – в президентской республике, в парламентарных монархиях и республиках, в странах со смешанной формой правления. В Конституции РФ в ст. 10 говорится: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Плодотворность этого принципа определяется многими факторами. Во-первых, реализация неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на "своей" работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему – создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.
Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.
2.4. Особенности государственной власти
Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Как явление власть характеризуется следующими признаками: