Государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы велика, так как институт государственной власти в Российской Федерации, в принципе, несмотря на обилие законодательных актов (чаще имеющих локальный характер) является одним из самых слабо изученных институтов современного российского права. Итак, уже изучая сами теоретические, правовые основы, на которых строится практическое воплощение этого института в жизнь, нетрудно заметить недоработки, пробелы, как в теории, так и в практике.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные научные положения, сформулированные в государственно-правовой и историко-правовой науке.
Методологической основой исследования являются современные научные методы познания общественных процессов: системный, исторический, программно-целевой, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, социологический, социально-психологический и другие.азвития являются основными в политической науке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1.Общество и социальная власть…………………...................................5
1.1 Властеотношения: природа и особенности……………..............................5
Глава 2.Государственная власть………………………………………………11
2.1. Понятие и свойства государственной власти…………………................11
2.2. Структура власти…………………………………………………………..11
2.3. Соединение и разделение властей………………………………………..14
2.4. Особенности государственной власти…………………………………...18
2.5. Методы осуществления государственной власти……………………….23
Заключение……………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т.д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

 

 

 

Заключение

 

По общему правилу  государство являет собой политическую организацию наиболее могущественных слоев населения, овладевших ведущими социально-экономическими и политическими рычагами и, благодаря ним, занимающих доминирующее положение в обществе.

В понятии публичной (государственной) власти интегрируются социально-психологический, социально-волевой и "физически" институционализированный моменты, аккумулируются и соотносятся друг с другом двоякого рода факторы, а именно: детерминированная реальными условиями жизни общая воля, претендующая на признание обязательной всеми членами общества, и универсальная организация, способная официально сформировать и властно выражать во вне такую волю, а равно обеспечить ее осуществление в стране.

Если социальная власть вообще может рассматриваться как  функциональное свойство особого человеческого  сообщества или коллектива, необходимое  для упорядочения его собственной, внутренней жизнедеятельности, то в государственной власти аналогичное качество переведено в особое состояние: оно прямо опирается на мощь государства, проявляется на его территории в целом, рассчитано на управление всей страной, на обеспечение устойчивости ее экономики, социальной структуры, политики и духовной жизни, всего конституционного строя.

Публичная власть должна быть легитимной, т.е. имеющей социально-политической и конституционное (юридическое) основание  для того, чтобы выступать от имени народа страны.

Государственная власть, олицетворяющая весь народ на своей  территории, расположена на высшей ступени иерархии управляющих в  данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок функционировать в одном и том же государстве.

Важнейшим принципом  и необходимым условием формирования и функционирования правового государства  является принцип разделения государственной  власти.

Эту проблему в достаточной  степени решил выдающийся французский  мыслитель Ш. Монтескье. Именно в  его работах теория разделения властей  приобретает свою классическую формулировку. Монтескье подчеркивал необходимость  полного равноправия, независимости и даже обособления законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По его мнению, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой, вместе с тем, каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, должна контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая злоупотребление предоставленными полномочиями.

Каждое государство, как особая политическая организация, все свои содержательные признаки проявляет  в той или иной форме. Способы  властвования в той или иной стране находят более явственное выражение в понятии государственного режима.

В своей совокупности нормы, относящиеся к государственной  власти, образуют институт государственной  власти. Структура института государственной  власти складывается из различных норм, образующих его элементы. Это положения:

  1. об источнике государственной власти и ее социальных носителях, субъектах;
  2. о характере государственной власти (например, формулировка о диктатуре пролетариата);
  3. о целях и принципиальных направлениях деятельности государственной власти;
  4. о структуре государственной власти;
  5. об органах, осуществляющих государственную власть;
  6. о путях, формах, методах осуществления государственной власти.

Государственная  власть  реализуется  через  государственное  управление – целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное  выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных  органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

 

Библиографический список

 

  1. Алексеев, С.С. Общая теория права [Текст]: учебник/ C.С. Алексеев. – М.: Высшая школа, 2002.
  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст]: учебник для юридических вузов/ А.Б. Венгеров.- М.: Омега-Л, 2011.
  3. Давыдова, М.Л. Нормативно-правовое предписание. Природа, типология, технико-юридическое оформление [Текст]: пособие/ М.Л. Давыдова.- М.: "Юридический центр Пресс", 2009.
  4. Емельянов, Б.М. Теория государства и права [Текст]: учебно-методические материалы/ Б.М. Емельянов - М.: МИЭМП, 2004.
  5. Ирхин, Ю.В.,  Политология [Текст]: учебник/ Ю.В. Ирхин. – М.: Юрист, 2001.
  6. Липинский, Д.А. Теория государства и права [Текст]: учебник/ Д.А. Липинский. - М.: КноРус, 2010.
  7. Лупандина, О.А. Учебно-методическое пособие по курсу "Теория государства и права" [Текст]: пособие/ О.А. Лупандина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
  8. Протасов, В.Н. Лекции по общей теории права и теории государства [Текст]: курс лекций/ В.Н. Протасов- М.: Городец, 2010.
  9. Протасов, В.Н. Теория права и государства [Текст]: учебник/ В.Н. Протасов - М.: Юрайт, 2011.
  10. Ромашов, Р.А. Теория права и государства [Текст]: учебник/  Р.А. Ромашов – СПб.: Фонд "Университет", 2003.
  11. Юридический словарь / Сост., предисл., прилож. А. Ф. Никитина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.

 

1 Емельянов Б.М. Теория государства и права, 2004. С. 27

2 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 4. с. 447.

3 Ирхин Ю.В. Политология. М, 2001. с. 170.

4 Давыдова М.Л. Нормативно-правовое предписание. 2009. С.45

5 Ирхин Ю.В. Политология. 2001. с. 172-173.

6 Венгеров А.Б. Теория государства и права. 2011. С. 64

7 Юридический словарь. М, 2006. с. 384.

8 Алексеев С.С. Общая теория права. 2002  С. 267-268.

 


Информация о работе Государственная власть