Формы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Выяснение роли и места права в системе нормативного регулирования общественных отношений имеет для исследователей права, сотрудников правоохранительных органов большое значение. Свою деятельность органы внутренних дел основывают как на нормативно-правовых актах, так и на актах, издаваемых самими органами внутренних дел, на международных договорах.

Оглавление

Введение 2
1. Понятие формы (источника) права. Основные источники права 4
1.1. Понятие формы (источника) права 4
1.2. Основные источники права 7
2. Нормативный акт как источник права. Виды нормативных актов в Республике
Беларусь. Нормативные акты органов внутренних дел 12
2.1. Нормативный акт как источник права 12
2.2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь 15
2.3. Нормативные акты органов внутренних дел 23
3. Взаимодействие различных источников права в деятельности органов
внутренних дел 25
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Кафедра теории и истории государства и права Формы (источники) права.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

В годы Советской  власти правовые обычаи были заменены системой писаного права — нормативно-правовыми актами. В последнее время снова появляется интерес к этой форме права, которая, по сути, связана с природными правами человека и обусловлена системами местного самоуправления.

Существуют  правовые системы, где роль правового  обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.

Корпоративные нормы содержатся в уставах (например, Союз юристов Республики Беларусь), которыми регулируются вопросы членства в объединении, участия в его делах и др. Все эти нормы принимаются самими членами обществ, объединений и являются обязательными только для них. Примерами могут служить нормы, содержащихся в

7 Общая теория государства и права: Учеб. Пособие/ А.Ф. Вишневский. - Мн.: Амалфея, 2002. С. 253


 

9

уставах политических партий, профсоюзах организаций, творческих союзов (например, Союз композиторов Республики Беларусь, художников и др.). В отличие от названных социальных норм право формируется только государством, его органами8. Следует отметить, что государство признает не все обычаи, а только те, которые отвечают интересам общества. Обычай как источник права имеет немало достоинств. Среди достоинств обычая можно назвать:

  • возникновение его не сверху, а снизу, и поэтому он способен полнее, 
    нежели другие формы права, выражать вою народа, его воззрения, потребности;
  • выражение им каких-то закономерностей, существующих в обществе, 
    а поэтому большая его эффективность;
    • устная форма и донесение информации простым, доступным языком;
  • большая добровольность в выполнении, поскольку обычай основан 
    на привычке.

Но и недостатки, присущие обычаю, существенны:

  • косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир 
    изменяется быстро;
  • его неопределенность, что является результатом 
    незафиксированности в письменном виде;
  • небольшая сфера распространения, его местный характер. 
    Юридический   прецедент   -   судебное   или   административное   решение   по

конкретному юридическому делу, которому государство  придает общеобязательное значение (то есть норма сформировывается в результате практики разрешения аналогичных дел).

Прецедент является тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. Решение не должно приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судьи. Он обязан руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующим в обществе, моральными ценностями и житейским опытом. Если такое решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется. В этом отношении весьма показательно выражение: закон - это то, что о нем говорят суды. Следует отметить, что не

8В.С. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. - Мн.: ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.59


 

10

все судебное решение является прецедентом, а  сформулированное в нем принципиальное положение (ratio decedendi). При этом прецедентное правило носит императивный характер по принципу: «дело решать так, как подобное дело было решено раннее».

Такая форма  права является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой. В семью входят правовые системы США, Англии, Канады, Северной Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, а также 36 других государств -членов содружества. Англо-саксонская правовая семья основывается на прагматическом образе правового мышления буржуа в тех капиталистических странах, где, по сути, никогда не возникали социально-философские правовые теории и где исторически складывалось недоверие, настороженное отношение имущих слоев к высшей, прежде всего исполнительной, власти и в противовес ей поддерживался престиж судебной системы9.

Итак, прецедент - результат логики и здравого смысла, что приводит к наиболее 
точному урегулированию конкретного случая, это во-первых; во-вторых, он имеет 
большую силу убедительности, потому что аргументы в пользу принятого решения 
сопровождаются большим количеством доказательств. И, наконец, прецедент имеет 
гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт, потому что судья способен быстрее 
уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении. Но в отличие 
от нормативного акта, прецедент не имеет такого авторитета, обязательности, которые 
присущи нормативному акту. В нем есть вероятность произвола, нетипичность ситуации. 
Неопределен также и объем действия. Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть 
прецедент как источник права. Другое дело, что в использовании юридического 
прецедента нужно соблюдать меру. 

В настоящий  момент в Беларуси и странах СНГ  юридический преце  
официально не признается как форма права. Но практикуются решения Пленумов 
судов по конкретным судебным делам (гражданским, уголовным, хозяйственным).дент 
Официально считается, что суд не имеет права создавать новые нормы права, 
заниматься правотворчеством, а только разъяснять, толковать нормы закона и 
практику его применения. Таким образом, юридический прецедент - судебное или 
административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается 
сила нормы права и которым руководствуются при разрешении сложных дел.

Нормативный договор - двусторонне или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он может выступать в качестве источника. Для этого источника характерной особенностью является то, что он

9 Общая теория государства и права: Учеб. пособие/ А.Ф. Вишневский. - Мн.:Амалфея. 2002. С. 311


 

11

не принимается  каким-либо правотворческим органом, а представляет собой соглашение договаривающихся сторон.

Разновидностью  нормативных договоров является коллективный договор, заключенный между администрацией предприятия, организации и трудовым коллективом. Этим нормативным актом регулируются многие социально-экономические трудовые и иные отношения между администрацией предприятия и ее работниками.

Договор в  праве - распространенное явление. Однако далеко не всегда договор выступает источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству. В настоящее время нормативные договоры применяются во всех национальных правовых системах мира. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Они широко используются и в международном праве. Исторический пример договора с нормативным содержанием - Договор об образовании СССР (1922г.). В современный период к таким соглашениям можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 января 1993г., заключенную странами, входящими в СНГ.

Источниками мусульманского права являются собрания религиозных (исламских) высказываний, преданий, описаний поступков, а также правил, сформулированных пророками, их наследниками, богословами и содержащихся в особых книгах и решениях богословов - Коране, Сунне, Иджме, Киясе. Они относятся к семье религиозно-традиционного права (некоторые страны Азии и Америки). Согласно мусульманской доктрине под правом понимают не совокупность норм и принципов, специально разработанных и установленных, а конкретные решения, выносимые изо дня в день с учетом нужд конкретного момента.

 

12

2. Нормативный акт как источник права. Виды нормативных актов в Республике Беларусь. Нормативные акты органов внутренних дел.

2.1. Нормативный акт как источник права

Нормативно-правовой    акт    -    это    изданный    в    установленном    порядке

уполномоченным  на это государственным органом  акт правотворчества полномочного (компетентного) органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, то есть это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Юридические нормы группируются в нормативных актах по определенным структурным образованиям (разделы, главы, статьи, пункты, части, абзацы и т.п.). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. Никто, кроме органов государственной власти, не вправе принимать или отменять законы. Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.) и действует постоянно, до его официальной отмены10. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности. Все нормативно-правовые акты имеют государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Конституцией (Основным Законом). Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Существенное  значение имеет деятельность Национального центра правовой информации Республики Беларусь, создание в 1999 году Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Реестр представляет собой систему учета всех нормативных актов республики, является единым банком правовой информации и одновременно его издание выступает источником официального опубликования актов и официальным инкорпоративным сборником действующего законодательства. Опубликование нормативно-правовых   актов   осуществляется,   как   правило,   после   включения   их   в

10 Общая теория государства и права: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. - Мн.: Тесей, 1998. С.339


 

13

Национальный   реестр   правовых   актов   Республики   Беларусь   (ст.   65   Закона   «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Нормативно-правовые акты:

  • дифференцированы,     поскольку     механизм     государства     имеет 
    разветвленную     структуру     органов     с     определенными     правотворческими 
    полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с 
    помощью издания юридических актов;
  • иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо 
    эта   система   строится   на   основе   разновеликой   юридической   силы   актов,   в 
    результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении 
    по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
  • конкретизированы      по      предмету      регулирования,      субъектам 
    исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках11.

В странах  с романо-германской правовой системой нормативные правовые акты являются основным источником права. Главенствующую роль среди них занимают законы как акты, принимаемые высшим представительным и законодательным органом. Высшей юридической силой среди законов обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере - правовые обычаи12. Этот источник широко используется (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика). Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе (Германия, Франция, Италия, Испания и другие страны западной части континента) в результате рецепции (восприятия) римского права.

Если нормативный  акт (закон, подзаконный акт) противоречит Конституции, то этот акт должен быть приведен в соответствии с законом либо отменен. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченных на то органов законодательной власти. Конституция, в отличие от других органов, имеет основополагающий характер (ядро права). Итак, нормативный акт как источник права -это наиболее позднее творение человеческого разума. Нормативный акт очень удобная форма права.

11 Теория государства и права: Учебник для вузов под ред. проф. В.М. Корельского, 2000. С. 297                   12 Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. - Мн.:Амалфея, 2002. С. 308


 

  • Во-первых,   он   позволяет  быстро   и  эффе14                 
  • Во первых, он позволяет быстро и эффективно   реагировать  на 
    изменение потребностей жизни; нормативные акты могут быть относительно 
    быстро изданы, в любом объеме изложены, а то и отменены.
  • Во-вторых,   нормативные  акты  исходят  из  единого  центра:   они 
    объединены Конституцией Республики Беларусь и не должны ей противоречить. 
    Другими словами, они более эффективно могут установить порядок.
  • В-третьих,   нормативные   акты   позволяют   точно   и   определенно 
    фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменными 
    источниками права. Все это позволяет обеспечить надлежащую определенность 
    права,   является   одним   из   условий   последовательного   проведения   начал 
    законности, преградой для мошенничества.
  • В-четвертых,   если   выражение   юридических   норм   в   обычае   и 
    прецеденте   имеет   случайный   и   не   всегда  определенный   характер,   то   в 
    нормативном   акте   правовые   нормы   выражаются   общим,   но   достаточно 
    определенным способом.

Информация о работе Формы права