Формы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Выяснение роли и места права в системе нормативного регулирования общественных отношений имеет для исследователей права, сотрудников правоохранительных органов большое значение. Свою деятельность органы внутренних дел основывают как на нормативно-правовых актах, так и на актах, издаваемых самими органами внутренних дел, на международных договорах.

Оглавление

Введение 2
1. Понятие формы (источника) права. Основные источники права 4
1.1. Понятие формы (источника) права 4
1.2. Основные источники права 7
2. Нормативный акт как источник права. Виды нормативных актов в Республике
Беларусь. Нормативные акты органов внутренних дел 12
2.1. Нормативный акт как источник права 12
2.2. Виды нормативных актов в Республике Беларусь 15
2.3. Нормативные акты органов внутренних дел 23
3. Взаимодействие различных источников права в деятельности органов
внутренних дел 25
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Кафедра теории и истории государства и права Формы (источники) права.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Оперативно-розыскная  деятельность милиции осуществляется в соответствии с законодательством  Республики Беларусь об оперативно-розыскной  деятельности (Ст. 17).

30 Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., №13. С. 150


31 B.C. Иванов «Основы права Республики Беларусь». Учеб. пособие. -Мн.: ВУЗ-ЮНИТИЛ, 2001. С.49

 

26

Оперативно-розыскная  деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Законом, в пределах их компетенции (Ст.1 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности») 32 .

Когда уполномоченные на то органы внутренних дел принимают  нормативные (подзаконные) акты на основе закона и в соответствии с ним, то тем самым соблюдается одно из требований законности - верховенство закона. В ст. 7 Основного Закона страны, в частности, записано: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства»33.

Органы внутренних дел также и сами могут издавать нормативные акты.

Правоприменительный акт, издаваемый органом внутренних дел - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание органа внутренних дел, которое выносится в результате разрешения конкретного дела. Можно выделить следующие признаки актов применения права, издаваемых органами внутренних дел, отличающие их от нормативно-правовых актов-источников права:

  • нормативно-правовые акты содержат в себе общие предписания в виде 
    норм    права    и    рассчитаны    на    многократное     применение,     тогда    как 
    правоприменительные акты органов внутренних дел не содержат в себе норм 
    права, а содержат лишь предписания индивидуального характера;
  • нормативно-правовые акты охватывают широкий круг общественных 
    отношений, а правоприменительные акты органов внутренних дел рассчитаны на 
    строго определенный круг 
    общественных отношений;
  • нормативно-правовые       акты       адресованы       широкому,       точнее 
    неопределенному   кругу   юридических   и   физических   лиц,   в   то   время   как 
    правоприменительные    акты   органов   внутренних   дел    обращены   к   строго 
    определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу;
  • действие     правоприменительного     акта     органа     внутренних     дел 
    останавливается   с   прекращением   существования   конкретных   общественных

   32     Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., №57, 2/64


   33     Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. - Мн.: Амалфея, 2002. С.501

 

27

отношений, а  нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные актом.

Издание нормативных  актов органов внутренних дел  связано с осуществляемой ими организацией охраны общественного порядка, поскольку в ходе этой деятельности возникает необходимость в регулировании общественных отношений34. Нормативные акты используются следующим образом:

  • во -первых, издавая нормативные акты, МВД определяет компетенцию 
    своих главных управлений, управлений и отделов, степень и характер их участия в 
    осуществлении     функций     Министерства,     закрепляет    их     функциональные 
    обязанности;
  • во-вторых,   нормативными   актами   МВД   определяется   порядок   и 
    основные    формы   организации    деятельности    органов    внутренних    дел    (их 
    работников) по отдельным направлениям или вопросам работы.

Таким образом, МВД в процессе руководства подчиненными органами и организации их работы на основе и во исполнение законов и других актов высших органов государственной власти и государственного управления для единообразного регулирования в сфере организации охраны общественного порядка широко применяет издание нормативных актов. Издание нормативных актов - неотъемлемый элемент руководства. К нормативным актам, издаваемым органами внутренних дел, предъявляются требования: законность, научная обоснованность, оперативность, стабильность, ясная и точная форма. Особенность этих актов заключается в том, что субъектами регулируемых отношений выступают органы внутренних дел или их сотрудники. Характерный признак нормативного акта заключается в том, что они вносят изменение в систему действующих правовых норм, в сферу их действия в пространстве, по кругу лиц, продляют или прекращают их действие35. Формы нормативных актов органов внутренних дел определяются на основании Конституции, общего положения о министерствах РБ, а также сложившейся практики как самих органов внутренних дел, так и других органов государственного управления. Нормативные акты МВД действуют обычно в течение длительного времени. Основные виды актов:

34 «Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел», 
Розин Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД СССР. - М.:1974. С.86


35 «Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел», 
Розин. Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД СССР. - М.:1974. С.92

 

      • 28
  • Инструкции - акты, содержащие систематизированные правовые нормы. 
    Они  издаются, как правило,  на длительное время и регулируют устойчивые 
    отношения в сфере организации и охраны общественного порядка.
  • Положения - акты, в которых систематизировано изложены правовые 
    нормы.     Наиболее     распространено     издание     положений,     определяющих 
    компетенцию отдельных подразделений органов внутренних дел или должностных 
    лиц.
  • Правила     -      акты,      в      которых      систематизированы      нормы, 
    устанавливающие порядок совершения отдельных видов деятельности органов 
    внутренних дел или их работников.
  • Уставы   представляют   собой   своды   правил,   определенные   задачи, 
    обязанности, права и основные формы организации и деятельности отдельных 
    служб внутренних дел.
  • Наставления - своды правил, определяющие задачи и организацию 
    конкретной службы внутренних дел, права и обязанности ее работников, а также

порядок осуществления  их 36 .

Также правотворческий  орган придает правовое значение обычаям, разрешает пользоваться ими в процессе возникновения, изменения или прекращения конкретных отношений. Правовые нормы находятся в определенном взаимодействии с обычаями. С одной стороны, прогрессивные обычаи способствуют выработке устойчивого правопослушного поведения, поскольку в представлении большинства членов общества всякое противоправное и особенно преступное поведение воспринимается не как обычное. Как обычное воспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, что существенно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры населения. А это оказывает положительное воздействие на укрепление законности и правопорядка.

В свою очередь  право оказывает влияние на обычаи. Но это влияние зависит от характера  последних. В некоторых случаях  государство придает обычаям юридическое значение, и они приобретают формы правового обычая37.

В своей деятельности органы внутренних дел опираются  также на международные договоры.

36 «Вопросы теории актов советского государственного управления и практика органов внутренних дел», 
Розин. Л.М. Учеб. пособие/Академия МВД СССР. - М.:1974. С. 99-102


37 Общая теория права и государства: Учеб пособие/ А.Ф. Вишневский. - Мн.: Амалфея, 2002. С.253

 

29

 

Заключение

Теоретические исторические наработки по вопросу  «нормативно-правового акта» позволяют создать любому современному государству прозрачную и доступную систему законодательства, характерную для демократического общества. Реализация данного положения в первую очередь зависит от общественно-политического строя и социальной направленности государства. То практическое воплощение теории со всеми вытекающими исключениями на территории Республики Беларусь в большей мере связывается с деятельностью исполнительной власти, ее всеобъемлющего влияния на весь государственный механизм.

Для правоприменения знание теории особенностей «нормативно-правового акта» позволяет не только решать сложные практические вопросы, но и прогнозировать ход развития законодательства с учетом местных социально-политических условий.

Развитие  законодательства - одно из важнейших направлений реформы правовой системы. От его состояния зависит наличие связей между всеми элементами правовой системы, а также между ней и иными социальными системами (экономической, политической и др.). Анализ состояния законодательства помогает более предметно выявить как позитивные черты, так и недостатки всех элементов правовой системы, очертить пути их дальнейшего реформирования.

Одним из важнейших  принципов развития национального  законодательства является строгое  соответствие законопроектов положения Конституции страны. В условиях реформирования социально-политического строя Беларуси необходима переориентация всего массива законодательства в соответствии с Конституцией, формирования ряда принципиально новых правовых институтов. Законотворчество, однако ,должно не только следовать конституционным нормам, но и обеспечивать реализацию ее положений. Конечной целью реформы законопроектной деятельности является превращение ее в эффективный инструмент гражданского общества с социально ориентированной рыночной экономикой.

Совершенствование законода


Информация о работе Формы права