Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему
государственных органов, наделенных властными полномочиями.

Оглавление

Введение
1. Понятие и особенности государственного механизма
1.1 Понятие органа государства и его признаки
1.2 Принципы организации и деятельности органов государственной власти
2. Виды органов государства
2.1 Классификация органов государственной власти
2.2 Органы исполнительной власти
2.3 Органы законодательной власти
2.4 Органы судебной власти
3. Контрольно-надзорные органы государственной власти
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая с инета Microsoft Office Word (3).docx

— 46.84 Кб (Скачать)

между федеральными органами государственной власти; 

между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации; 

между высшими  государственными органами субъектов  Российской Федерации. 

4. Конституционный  Суд Российской Федерации по  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле, в порядке, установленном  федеральным законом. 

5. Конституционный  Суд Российской Федерации дает  толкование Конституции Российской  Федерации. 

6. Акты или  их отдельные положения, признанные  неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  Российской Федерации международные  договоры Российской Федерации  не подлежат введению в действие  и применению. 

7. Конституционный  Суд Российской Федерации по  запросу Совета Федерации дает  заключение о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (статья 125 Конституции Российской Федерации). 

Верховный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 126 Конституции Российской Федерации). 

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 127 Конституции Российской Федерации) 

Единство судебной системы Российской Федерации находит  свое выражение в общности задач  всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и  свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации  и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и  процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных  и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих  судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета. 

Важной чертой судебной власти является участие представителей народа в осуществлении правосудия. 

Конституционное положение о праве граждан  участвовать в отправлении правосудия развивается в судоустройственных и процессуальных законах. Оно реализуется путем участия в рассмотрении и разрешении судебных дел народных заседателей, присяжных заседателей и представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Одним из обязательных признаков судебной власти является властный характер полномочий суда. Это проявляется в том, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан. Выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства. 

Судебная система  Российской Федерации устанавливается  Конституцией Российской Федерации  и федеральным конституционным  законом. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: федеральные суды и суды субъектов  Федерации. 

К федеральным  судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. 

К судам субъектов  Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов  Федерации. 

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации  закреплены в седьмой главе Конституции  Российской Федерации и в Федеральном  конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе  Российской Федерации».2 

1. Осуществление  правосудия только судом. Осуществление  правосудия только судом означает, что в Российской Федерации  нет и, не может быть никаких,  кроме судов, органов государственной  власти, которые могут рассматривать  и разрешать гражданские, уголовные  и другие дела. Принцип осуществления  правосудия только судом —  это гарантия законности и  правопорядка, охраны прав и законных  интересов граждан и их организаций. 

2. Судьи независимы  и подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному  закону. Независимость судей —  важнейшее условие самостоятельности  судебной власти, что позволяет  объективно и беспристрастно  осуществлять правосудие, защищать  права и свободы граждан. Действующее  законодательство Российской Федерации  устанавливает следующие правовые  гарантии независимости судей: 

установленная законом определенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате и т. д.); 

преследование по закону любого вмешательства в  деятельность по осуществлению правосудия; 

освобождение  судей от обязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей  деятельности; 

установление  законом специального порядка приостановления  и прекращения полномочий судьи; 

право судьи  на отставку по собственному желанию  независимо от возраста; 

предоставление  судье за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

особая защита государством судьи, членов его семьи  и их имущества. 

Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или при- остановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи — одна из существенных гарантий его независимости. 

Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей — одна из наиболее существенных гарантий независимости  судебной власти. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное  помещение, корреспонденцию, имущество  и документы, используемые им транспорт  и средства связи. Судья не может  быть привлечен к уголовной ответственности  иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. 

Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституция  Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании  допускается в случаях, предусмотренных  федеральным законом. Также не допускается  заочное разбирательство уголовных  дел в судах, кроме случаев, предусмотренных  федеральным законом. 

Судопроизводство  осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Принцип  состязательности и равноправия  сторон — важнейшее условие демократичности  осуществления правосудия и вынесения  справедливого судебного решения. 

Право граждан  участвовать в осуществлении  правосудия. Граждане Российской Федерации  в порядке, предусмотренном федеральным  законом, имеют право участвовать  в осуществлении правосудия. Конституция  Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных  федеральным за коном, судопроизводство осуществляется с участием присяжных  заседателей. 

3. В соответствии  с Конституцией Российской Федерации  финансирование судов производится  только из федерального бюджета  и должно обеспечивать возможность  полного и независимого осуществления  правосудия в соответствии с  федеральным законом. Данное конституционное  положение является гарантией  независимости судебной власти, как от исполнительной, так и  от законодательной власти. 

3. Контрольно-надзорные  органы государственной власти 

Контрольно-надзорные  органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности. 

В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации»3 Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная  централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и исполнением законов, действующих  на территории Российской Федерации. 

В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет: 

надзор за исполнением  законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов; 

надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 

надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 

надзор за исполнением  законов судебными приставами; 

надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу; 

уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации; 

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 

Органы прокуратуры: 

осуществляют  полномочия независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; 

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной  и иной специально охраняемой законом  тайне; 

информируют федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население  о состоянии законности. 

Счетная палата Российской Федерации является постоянно  действующим органом государственного финансового контроля. В своей  деятельности Счетная палата руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. и другими  законами Российской Федерации.  

Информация о работе Форма государственного устройства