Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа
Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной литературе, сколько демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Демократия: природа, принципы, особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-12
Формирование демократии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12-20
Местное самоуправление как политико-правовой институт. . . . . . . . . . . . . . .20-31
Влияние демократии на реализацию свобод в различных сферах
общественной жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31-35
Демократия в представлении политических элит в постсоветской
России эпохи Б. Ельцина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35-39
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии с действующим законодательством, референдум может проводиться не только в Российской Федерации в целом, но и в отдельных ее субъектах (подп. «и» п. 2 и подп. «г» п. 3 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах и организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).
Примечательно и то, что референдум предусмотрен Конституцией РФ в качестве одной из форм прямого волеизъявления граждан при осуществлении ими местного самоуправления (ч. 2 ст. 130). По смыслу ч. 2 ст. 130. ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 132 Конституции, такой референдум проводится в пределах соответствующей территории, на которой осуществляется местное самоуправление и с которой связан выносимый на референдум вопрос местного значения. Это правило закреплено и в федеральном законодательстве, которое трактует референдум по вопросам местного значения местным референдумом (абз. 4 п. 1 ст. 1, ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. № 154 - ФЗ).
В целом можно сказать, что референдум - один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае население определенной территории непосредственно принимает правотворческое решение. В качестве недостатка референдума признается ограниченность выносимых на него вопросов и соответствующая этому необходимость однозначных на них ответов.
Выборы - форма наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. Они имеют собственное предназначение в системе народовластия, в политико-правовой сфере.
Согласно Конституции
РФ, «свободные выборы являются высшим
непосредственным выражением власти народа»
(ст. 3). Имеется в виду массовая и
действенная форма прямого
Понятие «выборы» раскрывается в юридической литературе как способ формирования государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и др., состоящий в их избрании населением или другим органом1.
Выборы, проводимые в Российской Федерации, можно классифицировать в соответствии с выделением ветвей власти, согласно ст. 10 Конституции РФ. В этой связи можно выделить:
С учетом уровней, на которых проводятся выборы, следует назвать:
В рассматриваемом плане представляют интерес выборы прямые, когда депутаты или выборные должностные лица избираются непосредственно («напрямую») населением. Как видно, в РФ прямыми являются выборы депутатов Государственной Думы, Президента РФ, представительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. С этой точки зрения выборы - самая массовая, прямая и действенная форма участия граждан в политике и управлении.
В целом относительно непосредственной (прямой) демократии, можно назвать две ее стороны: положительную и отрицательную. Первая - позитивная проявляется в возможности широкого привлечения граждан к решению социально значимых управленческих вопросов. Вторая сторона обусловлена кажущейся простотой принимаемых решений (на сходах, собраниях местного уровня). В этой связи нередко имеет место неглубокая предварительная проработанность, рассматриваемых вопросов, их обсуждение без привлечения квалифицированных специалистов и др. Можно сказать, что названные факторы не позволяют реализовать эффективно принятые решения на практике, получить от них ожидаемый социальный результат.
В юридической литературе и публикациях по политологии в качестве разновидности непосредственной демократии рассматривается плебисцитарная демократия. В чем ее смысл? Плебисцитарная демократия характеризуется тем, что граждане принимают участие в осуществлении власти, в принятии важнейших политических решений. В этой связи различие между плебисцитарной и прямой демократией проводится не всегда, но оно есть. Имеется в виду следующее: прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Суть плебисцитарной демократии в том, что гражданам предоставляется возможность посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной подготовленный проект закона или другого решения. Такой проект обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой, без непосредственного участия населения.
Плебисцитарные институты нередко используются на различных уровнях управления (города, области и др.)
2. Представительная (репрезентативная - фр. representatif -представительный, показательный) демократия - характеризуется тем, что определенная часть населения, имеющая право голосовать, выбирает своих полномочных представителей (трибунов в Греции, депутатов в России), которые от имени народа осуществляют законодательную власть. Чем крупнее общество, решающее масштабные проблемы, тем острее потребность в представительной форме демократии. Объяснение этому следующее: в таких условиях нельзя собрать в одном месте и в одно время сотни тысяч и более людей и попросить их принять общее решение. Вместе с тем население можно подразделить по округам. Последние, если они очень большие, целесообразно разделить на избирательные участки, где люди лучше знают будущего кандидата и где он сам может общаться с населением. Речь идет об осуществлении народом власти через своих представителей (выборные органы государственной власти, выборные общественные, партийные органы), о принятии основных решений выборными учреждениями. Основной смысл рассматриваемой демократии - в опосредованном участии граждан в принятии государственных решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы, иные управленческие решения, распоряжения.
Особенность представительной демократии в том, что она необходима в условиях больших территорий, а также когда принимаются сложные решения, требующие основательной, всесторонней предварительной подготовки, т.е. решения труднодоступные для понимания неспециалистов. Отметим весьма важное положение: представительная (репрезентативная) демократия предполагает более высокую по сравнению с непосредственной (плебисцитарной) демократией компетентность и ответственность лиц, принимающих решения.
Представительная демократия, означающая осуществление власти народом через своих представителей, - наиболее результативная форма демократии в современной России.
Федеральное Собрание России, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, олицетворяющих представительную демократию федерального уровня. Обращают на себя внимание разные способы формирования палат: депутаты Государственной Думы избираются населением, члены Совета Федерации делегируются в палату законодательными собраниями и главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. У каждой палаты своя структура, различное количество комитетов и комиссий, свои планы работы и т.д. И главное - хотя у них такая общая цель, как создание российских законов, методы ее реализации все-таки различны. Имеется в виду следующее: если Государственная Дума принимает первой законы, то Совет Федерации в качестве «второй инстанции» призван еще раз проверить их качество, обоснованность и совмещение общегосударственных интересов с интересами регионов.
По существу, граждане на выборах голосуют за программу кандидата, который должен представлять их интересы в парламенте. Именно программа определяет то, как может повести себя в законодательном органе их избранник: в частности, будет ли он голосовать против воинской обязанности за альтернативную службу или согласится с традиционной системой рекрутирования армии и т.д. Программа предопределяет предсказуемость поведения кандидата, и это главное. Своей программой кандидат как бы обязуется перед избравшими его людьми поступать именно так, а не иначе.
На парламентском уровне депутаты работают регулярно, окружают себя штатом помощников и советников, участвуют в деятельности многочисленных комитетов и комиссий. По сути, они являются профессиональными политиками. Их решения, как правило, основаны на верной ориентации в политической жизни страны, предвидении тех негативных последствий, к которым может привести та или иная поспешность в законодательной деятельности.
В этом видится огромный плюс представительной демократии.
В юридической литературе обоснованно признается то, что представительной демократии, наряду с позитивными показателями, свойственны и определенные недостатки. К их числу относят: неизбежную бюрократизацию власти, отрыв депутатов и чиновников от населения -фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами, широкие возможности манипулирования общественным мнением в представительных органах власти, принятие неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти и др.
По-видимому, непосредственная и представительная демократии соотносятся, в том смысле, что посредством и той и другой решаются важные, необходимые для общества задачи. И та, и другая формы демократии способствуют достижению целей управления, участию граждан в политическом процессе.
Современная демократия как форма политической жизни представляет собой существенную предпосылку для организации власти на федеральном уровне, уровне субъектов федерации, а также субъектов муниципальных образований. Очевидно, степень демократизма общества находит выражение в его политической системе, эффективности или неэффективности ее институтов.
Известно, Россия в начале 1990-х гг. фактически была «одержима» демократией, стремилась к ней в политической и иных сферах жизнедеятельности. Но прошло несколько лет, наступило новое тысячелетие и надежды сменились тревогой: теперь все чаще говорят и пишут в публицистической литературе и иной - и на Западе, и в России - относительно процесса демократизации не все так благополучно, как казалось лет десять - двенадцать назад.
Соответственно говорится о специфической «русской демократии», об «особом ее пути», и т.д. Это объясняется тем, что в современном российском обществе демократический процесс осложнен многими факторами: недостаточно развитые экономические, социальные и иные условия, отсутствие опыта демократии, сложное федеративное устройство государства, непоследовательная, с точки зрения гласности, свобода СМИ, противоречивые усилия отдельных политических лидеров в реализации демократических принципов в политической и иных сферах жизнедеятельности и др.
Однако нельзя не учитывать значимость официально утвержденных и функционирующих в настоящее время демократических институтов в стране, которых не было в советский период. Это - рыночная экономика, политическая система, которая включает многопартийность, гласность, плюрализм мнений, существующую легитимную (то есть законную) оппозицию и др. Естественно, в любом обществе есть люди, слои общества, которые не разделяют демократические принципы, лежащие в основе согласия политических сил и др.
Каковы предпосылки процесса
демократизации в современной России?
В научных исследованиях
К экономическим предпосылкам развития демократии относятся:
- высокий уровень экономического развития общества в целом;
- наличие социально ориентированных
рыночных отношений,
способных сочетаться с развитием демократии,
социальной защитой в
распределении;
-динамическое равновесие производства и потребления, создающее более благоприятные условия для развития демократии.
Социальные предпосылки развити
Политические предпосылки демократии включают: