Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа
Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной литературе, сколько демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Демократия: природа, принципы, особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-12
Формирование демократии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12-20
Местное самоуправление как политико-правовой институт. . . . . . . . . . . . . . .20-31
Влияние демократии на реализацию свобод в различных сферах
общественной жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31-35
Демократия в представлении политических элит в постсоветской
России эпохи Б. Ельцина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35-39
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В этой связи смысл любой
предполагаемой дефиниции «местное
самоуправление» обоснованно
III. Каковы нормативные законодательные основы местного самоуправления в современной России? Очевидно, конкретная деятельность субъектов самоуправления основывается на определенной законодательной основе. В этой связи возникает необходимость в ее рассмотрении.
Наиболее обобщенная характеристика местного самоуправления дана в «Европейской хартии о местном самоуправлении», принятой 15 октября 1985 г., закрепляющей важнейшие конституционные, законодательные основы местного самоуправления. «Под местным самоуправлением, - утверждается в статье 3 Хартии, - понимается право и реальная способность органов местного самоуправления управлять отдельной территорией, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения».
Местное самоуправление - составная часть демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. устанавливает.что оно должно быть закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны.
Примечательно следующее: Конституция РФ 1993 г. не содержит определения «местное самоуправление», но устанавливает основы организации этого института. Так, согласно ст. 3, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления, что позволяет рассматривать данный институт в качестве политического. В этом качестве органы местного самоуправления принимают участие во всех избирательных кампаниях в стране, в реализации Закона о призыве на военную службу молодого пополнения, в иных политических мероприятиях.
В Конституции РФ есть специальная глава 8 «Местное самоуправление», в которой определяются в самом общем виде формы, уровни, задачи, функции, полномочия местного самоуправления. Это способствует определению методологических ориентиров, в исследовании местного самоуправления, а также использованию системного подхода к изучению его природы и назначения в современной России. В части 1 статьи 130 провозглашается, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В части 2 этой же статьи утверждается, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 131-132), местное самоуправление в России осуществляется гражданами в городских и сельских поселениях, на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Эти органы управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и, следовательно, не могут рассматриваться как структурные подразделения государственной системы управления.
Конституция РФ (ст. 72) отнесла «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» к совместному ведению РФ и субъектов РФ».
В развитие конституционных положений принят ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995), в котором местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В законе указано, что граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
8 октября 2003 г. был опубликован Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», во многих регионах он вступил в силу с 1 января 2006 г. Это основополагающий базовый закон, устанавливающий общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России. Как видно, одинаковые названия законов, прежнего и нового, не свидетельствуют о тождестве их содержания. Новый закон подтверждает продолжение реформы местного самоуправления в России с позиции определенного позитивного опыта, накопленного в этой области отношений.
Содержание нового закона
предусматривает: предписания об установлении
наименований органов местного самоуправления
в законах субъектов РФ; определение численности
депутатов представительного органа местного
самоуправления в зависимости от численности
населения; особенности организации местного
самоуправления для городов федерального
значения; в закрытых административно-
Примечательно, что сходы в новом законе предусмотрены только для «мелких», с численностью не более 100 человек муниципальных образований. В содержательной части этого нормативного правового акта затронуты и другие важные вопросы.
Приведенные законодательные предпосылки и положения, содержащиеся в научных исследованиях, позволяют обратить внимание на следующие существенные моменты.
Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, подробно изложены в главе 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Причем они устанавливаются по всем уровням (типам) муниципальных образований - поселений и др.
Общим для всех уровней
муниципальных образований
В научной литературе до сих пор спорным признается положение ст. 12 Конституции РФ, согласно которому органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Фактические данные подтверждают
то, что идея организационного и
функционального обособления
По-видимому, концепция негосударственной природы местного самоуправления, изложенная в Конституции РФ, связывается со стремлением преодолеть излишнее огосударствление местной власти. Есть все основания согласиться с этой позицией, в пользу которой в юридической литературе приведены убедительные аргументы. «Местное самоуправление, - отмечал Б.Н. Топорнин, - не составляет и по своей природе не может составить компонент государственной организации. Без преувеличения будет правильной формула, согласно которой государственность заканчивается там, где начинается местное самоуправление». Вместе с тем важно отметить, что согласно ч. 2 ст. 19 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы МСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как видно, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами или в определенных ситуациях законами субъектов Российской Федерации. В целом речь идет о выполнении органами местного самоуправления определенных политических функций.
IV. В юридической литературе обоснованно предлагается рассматривать местное самоуправление в таких трех аспектах, как:
Последний из названных аспектов предполагает выделение следующих основных черт местного самоуправления в системе народовластия.
а) местное население, с учетом мнения которого решаются ключевые социально-правовые вопросы местного значения (распоряжения муниципальной собственностью и др.);
б) органы местного самоуправления (администрации городов, районов, поселков и др.), функции которых определяются целями их деятельности (основная цель - управление муниципальным образованием в соответствие с предметом ведения, установленным федеральным законом).
Местное самоуправление реализуется через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральными и региональными законами, а также уставами муниципальных образований. Как правило, структуры органов местного самоуправления соответствуют общей схеме федеральных и региональных органов власти, т.е. предусматривают представительный орган и главу муниципального образования.
6. Муниципальное образование самостоятельно разрабатывает и принимает свой Устав, подлежащий государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. В Уставе указываются: границы и состав территории муниципального образования, вопросы ведения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления, виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
V. Структура и правовые акты местного самоуправления специфичны. Заметим, местное самоуправление - это система, в которой есть субъекты, объекты, отношения между субъектами по поводу объектов управления, нормативные правовые акты и акты индивидуального характера.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах, в границах внутригородских территорий. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов, сельских округов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с законом субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
К правовым актам местного самоуправления относятся:
4) постановления, распоряжения
главы местной администрации,
иных органов местного самоуправления,
их должностных лиц, предусмотренных уставом
муниципального образования.
VI. Местное самоуправление по ряду показателей сопоставимо с государственной властью, что предполагает рассмотрение их соотношения.