Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа
Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной литературе, сколько демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Демократия: природа, принципы, особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-12
Формирование демократии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12-20
Местное самоуправление как политико-правовой институт. . . . . . . . . . . . . . .20-31
Влияние демократии на реализацию свобод в различных сферах
общественной жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31-35
Демократия в представлении политических элит в постсоветской
России эпохи Б. Ельцина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35-39
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нужна ли обществу демократия?
Этот вопрос не риторический, обусловлен
неоднозначным отношением граждан
современной России к демократии,
ее институтам. Как видно, для лиц,
мировоззрение которых, сформировалось
в условиях правления большевиков,
длительного существования
Российские граждане новых поколений, как правило, верно оценивают процесс реформирования, проводимый в стране, видят в демократии сущностное качество создаваемого гражданского общества, средство совершенствования политической системы. Соответственно, признается положительный потенциал многих свойств демократии, прежде всего плюрализма, в условиях которого утверждается многообразие форм собственности, общественных интересов, ассоциаций, идейных течений, возможность самовыражения, отстаивания своей жизненной позиции др. Это подтверждает то, что идея демократии получает в современном Российском обществе определенное распространение и признание, постепенно становится более жизнеспособной. Поэтому осмысление сущности, ценностей, норм и установок демократии позволяет согласиться с выводом о том, что каждый народ должен созреть для соответствующих форм и механизмов политической самоорганизации. Если в США республиканский строй с либерально-демократическими институтами установился в конце ХVIII – начале ХХ в., то во Франции он окончательно оформился только в конце ХIХ в. Примечательно то, что в Италии и Германии демократия утвердилась только после Второй мировой войны.
В Восточной Европе дорогу демократизации открыли антитоталитарные революции конца 1980-х гг. и прекращение существования Советского Союза в 1991г.
По-видимому, демократия может
утвердиться и
Обращает на себя внимание и то, что в лексиконе российских политических деятелей в последнее время нередко используются словосочетания «демократия по российскому образцу», «суверенная демократия», «управляемая демократия». Как видно, Российская модель управления демократии, утвержденная в последние годы, предполагает два основных понимания. В первом смысле имеется в виду в распределение, определенная ранжировка политических и общественных сил, их поддержка официальной властью в зависимости от лояльности к ней. А во втором – подразумевается приоритет государственной власти в политическом процессе и формирование демократических институтов. Более того, в условиях управляемой демократии присутствие государства в различных сферах общественной жизни становится ее неотъемлемым компонентом.
Практическое осуществление
управляемой демократии в России
– явление во многом закономерное,
поскольку продиктовано логикой
исторического процесса, предопределяется
спецификой массового сознания, политической
культуры населения, недостаточной
степенью развития институтов гражданского
общества. Иначе говоря, их зачаточное
состояние обуславливает
В этой связи представляет
интерес следующее суждение: управляемую
демократию можно воспринимать как
компромиссный вариант, идентифицируемый
со своеобразным «авторитарно-
Представляется. Что «управляемая демократия», как и любой политический режим, рожденный в условиях переходного периода, может быть постепенно скорректирован в сторону развитой, цивилизованной демократии.
В заключении раздела уместно привести следующие слова известного политического деятеля ХХ в. У. Черчилля: « У демократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего». Подобное суждение высказал известный французский антикоммунист А Безансон: «демократия – не удовлетворительный режим, а лишь «наименее плохой» из возможных. Она с самого начала своего существования обещает равенство, резкие перемены, новую эру и не осуществляет всего этого».
В целом можно сказать следующее: нет демократии американской, французской или российской. Есть демократия, основанная на определенных непреходящих принципах, но с некоторыми национальными особенностями.
В целях более глубокого осмысления природы и содержания демократии в современном государственно-организованном обществе, следует уделить особое внимание выявлению ее форм и их особенностям. Имеются в виду масштабы и приемы участия граждан в формировании органов государства и в управлении его делами.
Как видно, широко используемое в научной и учебной литературе слово «форма» означает способ выражения и существования содержания. «Форма дает бытие вещи», - утверждали римские юристы, полагая, что своей формой (внешними признаками) одна вещь отличается от другой.
Содержание - это единство всех составных элементов, предмета, явления его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания.
Вопрос о форме демократии подразумевает ответ о способах формирования воли народа и методах ее осуществления. Он включает уяснение взаимосвязи содержания демократии (исторические особенности, признаки, принципы, ценности, противоречия, тенденции развития и др.) и внешнее выражение этого содержания. Более предметно можно сказать так: под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления или выражения воли и интересов различных слоев общества вовне.
В зависимости от того, каким путем - прямым или косвенным -выражаются воля народа и интересы общества, каким образом граждане участвуют в формировании органов государства, иных управленческих структур ученые-политологи и юристы различают следующие две разновидности демократии: непосредственную (прямую), и представительную.
Непосредственная и
1. Прямая (непосредственная) демократия означает решение основных вопросов государственной и общественной жизни непосредственно народом. Имеются в виду способы непосредственного волеизъявления граждан, их действия, предпринимаемые с целью повлиять на государственную политику, управление общественными делами, на позицию и деятельность избранных ими политических деятелей.
Прямая демократия в историческом аспекте представляла собой формы организации древнегреческого общества (Афины, Спарта). Суть прямой демократии здесь состояла в следующем: в одном месте в определенное время собираются все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения, скажем, о величине и способе взимания налогов. Окончательное решение принимается большинством голосов. В периоды между собраниями текущие вопросы решает избранное народом демократическое правление. Обращает на себя внимание то, что в древней Греции впервые сформировались такие политические институты, как Народное собрание, выборы должностных лиц и др. При этом участвовать в управлении государственными и общественными делами могли только свободные граждане, но не рабы. Равноправные свободные граждане привлекались не только для выполнения законодательных функций, но также для решения судебных, дипломатических, военных задач.
К признакам непосредственной демократии относятся: прямое волеизъявление соответствующих субъектов; реализация ими политического права на участие в управлении делами государства, иных социальных образований; обязательность и окончательность принимаемых решений. В этом аспекте существенно то, что формы непосредственной демократии обычно призваны не заменять, а дополнять институты представительной демократии.
В настоящее время прямая демократия возможна в сравнительно небольших коллективах (на производственных предприятиях, городах, сельских поселениях и т.п.). Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько децентрализован процесс вынесения решений и передано ли право их принятия сравнительно небольшим локальным коллективам. Имеются в виду такие разновидности непосредственной демократии, как решение гражданами вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления (собрания, сходы, петиции, всенародные опросы), обсуждение проектов законов, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и др. Речь идет об организационно-процессуальных разновидностях институтов прямой демократии, представляющих собой способы коллективного участия граждан в управлении общими делами. Это участие реализуется посредством индивидуального проявления политической воли граждан-избирателей и других участников политического процесса. Конечным результатом такой активности должно быть принятие обоснованного решения. Соответственно заслуживает внимания суждение о спорности включения в систему институтов непосредственного (прямого) народовластия таких демократических форм, как митинги, демонстрации, пикеты и т.п. Имеется в виду то, что содержание и цели проведения таких мероприятий по закону не предполагают выработку и принятие обязательных юридических решений.
Подобные организационно-
Действующая Конституция РФ определяет в основном две укрупненные формы прямого осуществления народовластия: референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3.).
Референдум - это всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим важным вопросам общегосударственного значения, затрагивающим интересы народа.
Существенные особенности
референдума позволяют
Референдум в Российской Федерации был и остался важным фактором политико-правовой жизни общества, его политической системы. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос о правовых основах института референдума в РФ.
В России референдум как
институт непосредственной демократии
регламентируется Конституцией РФ и
Федеральным конституционным
Референдум РФ не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после их отмены.
Инициатива проведения Референдума РФ принадлежит: а) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющим право на участие в референдуме, реализуемом путем сбора подписей; б) Конституционному Суду.