Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:25, реферат
Демократия – одно из наиболее употребляемых и в то же время не проясненных понятий политической жизни и политической науки. Известный специалист по проблеме, американский политолог, профессор Стэндфордского университета Филипп Шмиттер, в частности, заметил по этому поводу: «Совершенно очевидно, что демократия представляет собой очень емкое понятие, порой кажущееся аморфным и даже пустым. В разное время по отношению к ней употреблялось огромное количество подозрительных эпитетов: управляемая демократия, «опекунская демократия», «популярная демократия», народная демократия, консенсусная демократия. Все это - неуклюжие попытки оправдать нечто, лишь отдаленно напоминающее демократию или не имеющее с ней ничего общего».
1. Понятие и сущность демократии 3
2. Основные исторические формы и современные теории демократии 7
3. Целесообразность демократии и условия ее существования 15
Список использованных источников
Министерство образования Российской Федерации
АМУРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
Конституционного права
РЕФЕРАТ
на тему: Исторические формы демократии
по курсу: Политология
Выполнил:
студент 855 группы |
С.Г. Щёголь |
Проверил: | Р.Ф. Назарова |
Благовещенск 2002
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность демократии | 3 |
2. Основные
исторические формы и |
7 |
3. Целесообразность
демократии и условия ее |
15 |
Список использованных источников | 19 |
Демократия – одно из наиболее употребляемых и в то же время не проясненных понятий политической жизни и политической науки. Известный специалист по проблеме, американский политолог, профессор Стэндфордского университета Филипп Шмиттер, в частности, заметил по этому поводу: «Совершенно очевидно, что демократия представляет собой очень емкое понятие, порой кажущееся аморфным и даже пустым. В разное время по отношению к ней употреблялось огромное количество подозрительных эпитетов: управляемая демократия, «опекунская демократия», «популярная демократия», народная демократия, консенсусная демократия. Все это - неуклюжие попытки оправдать нечто, лишь отдаленно напоминающее демократию или не имеющее с ней ничего общего».
В этой связи представляется весьма полезным прояснить конкретное содержание этого многогранного понятия. На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:
1) Первый подход
- этимологический, т.е.
Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово «демос» одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия «демократия» снова от нас ускользает.
Кроме того, при этом остается неясным, как конкретно народ осуществляет свою власть при народовластии? Какие условия должны быть для этого созданы? Должны ли при этом существовать какие-либо ограничения власти народа?
2) Второй поход
- нормативный - состоит в понимании
демократии как определенного
идеала общественного
Сразу же бросающаяся в глаза слабость данного подхода состоит в том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества (в реальности зачастую недостижимы даже формальная свобода и равенство, а братство - вообще не политическая категория), противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет равенство, а равенство - свободу).
3) Третий подход
- социально-политический - трактует
демократию как массовое
Слабость этого подхода к пониманию природы демократии заключается в том, что остается неясной связь массового устремления к демократии, массовых движений под демократическими лозунгами с реальным достижением демократии. Как показывает исторический опыт, массовые движения под демократическими лозунгами (например, рабочее движение начала ХХ в. в России под руководством РСДРП) могут вести и к тоталитаризму.
4) Четвертый
подход – так называемая «
5) Пятый подход
- негативный - рассматривает демократию
буквально как власть черни
и толпы, власть людей с
Слабость этого
подхода - в его очевидной
6) Шестой подход
- эмпирический (эмпирия - непосредственное
чувственное восприятие
С позиций этого
подхода демократия представляется
как форма правления, основанная
на свободной и честной
Слабость такого понимания демократии проявляется в том, что, несмотря на отвлеченный характер идеальных моделей демократии, определенный идеал все-таки нужен для того, чтобы на него можно было ориентироваться в реальной политической жизни и усовершенствовать действительность.
Полезность же этого подхода состоит в том, что он выделяет некоторые наиболее общие признаки демократии как реального явления. С точки зрения известного американского политолога Р. Даля, современная развитая демократия опирается на семь основных институтов:
1) Суверенитет
народа и выборность высших
должностных лиц - т.е. народ
как высший источник власти
выбирает политических
2) Свободные
и честные выборы - т.е. выборы
с реальной конкуренцией и
равенством шансов
3) Всеобщее голосование,
т.е. положение, когда
4) Право претендовать
на выборные должности,
5) Свобода слова
- т.е. граждане должны иметь
право свободно выражать свое
мнение по самому широкому
кругу политических и
6) Альтернативная
информация - т.е. в демократическом
государстве помимо
7) Независимость
организаций - граждане должны
иметь право с целью защиты
своих интересов создавать
Все это, как
принято сегодня считать, в совокупности
и составляет сущность реальной демократии.
2.
Основные исторические
формы и современные
теории демократии
Неоднозначность феномена демократии определяется не только расхождениями в понимании ее природы, но также длительной эволюцией ее исторических форм.
Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая. По их наблюдениям, в рамках родового первобытнообщинного строя все взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса, в т.ч. в Совете рода, который выбирал руководителей рода, принимал решения об объявлении войны и о принятии в род посторонних. В то же время в рамках составленного из отдельных родов племени все решения принимал совет из старейшин и военных вождей, т.е. имело место аристократическое правление.
Таким образом, основными признаками родовой демократии являлись следующие:
1) Она существовала
в замкнутых родовых
2) Отсутствовали
разделение управленческого и
исполнительского труда, не
3) Власть вождей
и старейшин опиралась не на
институты принуждения, а на
традиции и моральный
Очевидно, что
подобная форма демократии была несовершенной
и могла существовать лишь в неразвитом
обществе. С развитием же производства
и общественного разделения труда,
с возникновением частной собственности
и социального неравенства
Следующей исторической
формой демократии была т.н. рабовладельческая
афинская. Начало ей положили знаменитые
реформы архонта (верховного правителя)
Солона, которые он осуществил в 6 в.
до н э., перераспределив земельные
владения от аристократии в пользу
широких слоев свободных
1) Высшая власть
в полисе Афины принадлежала
народному собранию (экклезии), контролирующей
деятельность исполнительной
2) Правовое равенство свободных граждан (на рабов и мигрантов - неафинян (метеков) не распространялось);
3) Максимальное
снижение имущественных цензов
для участвующих в народном
собрании и поощрение
4) Могла существовать
только в условиях
5) Могла действовать
только в масштабах отдельного
города (полиса), т.к. деятельность
народного собрания в
6) С утратой
авторитетных руководителей, с
ростом социального