Понятие демократии, ее исторические формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:57, реферат

Краткое описание

В начале этого столетия ведущие газеты мира возвещали о том, что ХХ век должен стать веком демократии. Несмотря на весьма противоречивый путь развития, неоднократные пессимистические высказывания о ее будущем, демократия остается наиболее предпочтительной формой организации государства, продолжающей свою эволюцию. Конец ХХ века отмечен тем, что мир становится все более демократичным. Из почти 200 стран, по крайней мере, пятую часть государств составляют страны с демократическим режимом правления. Радикальную трансформацию существовавших ранее авторитарных и тоталитарных политических систем в демократические претерпевают многие страны Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. Часть из них довольно успешно справляется с трудностями, сопровождающими процессы модернизации. В ряде стран демократия западного типа не приживается, они ведут поиски собственных путей демократического развития, исходя из специфики исторических, национальных и других реалий.

Файлы: 1 файл

реферат 2.docx

— 28.91 Кб (Скачать)

Понятие демократии, ее исторические формы

В начале  этого  столетия  ведущие  газеты  мира возвещали о том, что ХХ век должен стать веком демократии.  Несмотря на весьма противоречивый путь развития, неоднократные пессимистические высказывания о ее будущем,  демократия остается наиболее  предпочтительной формой организации государства,  продолжающей свою эволюцию. Конец ХХ века отмечен тем,  что мир становится все более демократичным. Из почти 200 стран, по крайней мере, пятую часть государств составляют страны с демократическим  режимом  правления. Радикальную трансформацию существовавших ранее авторитарных и тоталитарных политических  систем  в  демократические  претерпевают многие страны Европы,  Латинской Америки, Азии и Африки. Часть из них довольно успешно справляется с  трудностями,  сопровождающими процессы модернизации.  В ряде стран демократия западного типа не приживается, они ведут поиски собственных путей  демократического развития, исходя из специфики исторических, национальных и других реалий.

Очередную догоняющую модернизацию переживает и  Россия.  Термин "демократия" прочно укоренился в политическом лексиконе  россиян. В  декабре  1993 г.  была принята новая Конституция России, закрепившая основные цели политики реформ:  развитое  гражданское общество, высокоразвитая рыночная экономика, демократическое правовое государство.

Насколько новый  общественный  строй,  в основных чертах уже сформировавшийся в России, приближается к параметрам общественного устройства,  зафиксированным  в  демократической  Конституции? Мнения политиков и ученых на сей счет  весьма  неоднородны:  одни заявляют, что  построена "номенклатурная",  "управляемая демократия", другие довольно скептически полагают, что России не удастся выскочить из  парадигмы восточной деспотии (слегка модернизированной) в парадигму западного демократического общества  Едины  они, пожалуй, в  том,  что  новый общественный строй пока имеет весьма мало общего с той целью, которая провозглашалась - демократией.

Итак, чтобы  разобраться  в проблемах процессов демократизации, необходимо исследовать сам феномен демократии,  ее  природу, ранее существовавшие и современные концепции демократии, основные черты и принципы западных демократий. Актуальность изучения  темы усиливается и  тем  обстоятельством,  что представления россиян о демократии весьма туманны, искажены, а ведь "...вопрос успеха демократии - это прежде всего вопрос совершенства ее руководителей, а также политической зрелости ее народных масс". Демократия,  как никакая  другая  форма общественного устройства, нуждается  в  поддержке  большинства,  необходимой для сохранения социальных основ общества.

Демократия (от греч.  demos - народ и cratos - власть) - народовластие, народоправие.  Такое понимание демократии восходит к временам античности и находит свое обоснование в работах  великих мыслителей античности,  прежде всего, Аристотеля. Сам термин "демократия" впервые встречается у знаменитого  греческого  историка Геродота.

В современной  политической жизни термин  является  одним  из ключевых и наиболее распространенных. Феномен демократии выступает объектом  исследования  историков,  политологов, социологов, юристов.

Понятие демократии употребляется на четырех  уровнях: - демократия как  комплексное  обозначение  определенной  системы правления, способ  организации государства в отличие от иных (монархии и тому подобное).  В этом случае демократию называют политической демократией. Западные демократии выделяются при этом как плюралистические;

- демократия  как главное условие легитимации политической системы, обоснование законности данного правительства в качестве выразителя воли народа,  который является высшим субъектом, легитимирующим все нормы и формы политики;

- демократия  как  принцип порядка:  определенные организационные формы и методы регулирования конфликтов,  проистекающих из требования контроля за властью.  Различают две основные формы: а) прямую демократию;  б) представительную демократию на основах плюрализма: контролирование власти,  правовое государство,  разделение властей. Представительная демократия фиксируется, в свою очередь, в двух основных формах - как президентская и как парламентская; - демократия  как  принцип  поведения  предполагает  определенную культуру и прежде всего,  терпимость, готовность к компромиссам и др. В этом аспекте демократия предстает как образ жизни,  который воспитывается в обществе.

В лекции речь пойдет,  главным образом,  о  первом  значении термина "демократия".

Этот  термин сегодня трактуется довольно широко,  и распространяясь на  социальную сферу,  является формой организации любого объединения, основанного на равноправии  его  членов,  выборности его органов,  способе  принятия решений.  В этом случае говорят о социальной (профсоюзной, производственной и тому подобное) демократии.

И, наконец,  демократия рассматривается и как идеал  общественного устройства,  основанный на определенной системе ценностей (свобода, равенство, народный суверенитет и другие).

Демократия  есть  феномен,  существующий  чуть ли не с начала развития человечества, феномен постоянно эволюционирующий.

Явление демократии было распространено у народов, находящихся на догосударственной стадии развития - стадии родового строя.

Вся организация  власти была проникнута началами первобытной (общинной) демократии, сложившейся как естественная предгосударственная форма самоуправления.  Основными структурными единицами в таком обществе являлись родовая  община  и  союз  нескольких  родов-племя. Собрание,  в  котором  принимали участие все взрослые, наделенные равными правами, общинники, было высшим органом самоуправления. Наиболее существенные вопросы хозяйственной, общественной жизни рода решал совет,  состоящий из старейшин и одного  или нескольких вождей, председательствовавших во время войны. Старейшины и военные вожди занимали свои должности лишь по праву избрания и только до тех пор, пока их действия отвечали интересам соплеменников. Наряду со всеми они участвовали в общественном  производстве, пользовались  теми  же  правами,  что рядовые общинники. Главными регуляторами внутри- и  межобщинных  отношений  выступали обычаи, традиции.  Одной из характерных черт первобытной демократии была невыделенность индивида из общины, слитость личных и общественных интересов.

С ростом производительности  труда,  появлением  избыточного продукта, уменьшением  потребности  в  коллективных  формах труда возникла специфическая организация власти -  военная  демократия. Это была  демократия потому,  что сохранялись все первобытные демократические учреждения:  народное  собрание,  совет  старейшин, племенной вождь.  Вместе с тем, народное собрание становится собранием лишь вооруженных воинов, распространяется обычай наследования должности вождя. Система военной демократии уже не знала фактического равенства:  военный предводитель и его приближенные забирали себе большую и лучшую часть награбленного.  Военная демократия была свойственна всем народам мира,  пережившим переход  от родового строя к классовому обществу.  Ее знали общества библейских евреев,  греков,  этрусков,  римлян, скифов, древних кельтов, германцев, норманов,  доисламских  арабов и других.  В наше время рудименты военной демократии существуют в  некоторых  африканских странах недавно получивших политическую независимость.  Например, в Нигерии короткие периоды введения демократии западного типа неизменно заканчиваются  тем,  что коррупция приобретает чудовищные размеры и навести порядок можно только с помощью военных.

Грабительские войны  и  вся система военной демократии стали важным фактором развития частной собственности, становления государственного или политического устройства.

Государственные формы демократии были хорошо  известные  античному миру.  Античная (полисная) демократия зародилась в Афинах и некоторых других древнегреческих городах-государствах.  Особого расцвета этот  тип  демократии  достиг в период правления Перикла (444-429 гг. до Р.Х.).

Описание  демократического устройства в Афинах времен Перикла (классический период) мы находим в "Афинской политики"  Аристотеля. Верховным  органом  государства было народное собрание-экклесия, в котором участвовали все афинские граждане,  достигшие  совершеннолетия (20  лет) без ограничения цензом.  Всякий гражданин имел право внести в народное собрание любое предложение или законопроект. Экклесия решала важнейшие дела государства.

Вторым  по значению органом управления был  совет  пятисот  - постоянно действующий  представительный  орган,  который управлял финансами, государственным имуществом,  наблюдал за чеканкой  монет, за флотом, контролировал работу должностных лиц.

Вся исполнительная власть  принадлежала  различным  ежегодно переизбираемым и подчиненным народному собранию и совету коллегиям. Государственный строй Афин в  классический  период  отличался почти полным отсутствием в нем бюрократического аппарата. Все управление осуществлялось выборными должностными лицами и коллегиями. Наемными работниками были только писцы (часто-государственные рабы).

Одним из  наиболее  демократических  учреждений в Афинах был суд присяжных (гелиэя),  избиравшихся по жребию.  Афинский суд не знал ни  прокуратуры,  ни  адвокатуры.  Как  истец так и ответчик должны были сами защищать свои интересы.

Итак, античная демократия имела ряд характерных  черт,  к которым можно отнести:  политическое равенство граждан,  их  прямое участие в управлении государством (то, что мы называем прямой демократией), распределение постов с помощью жребия, отсутствие политических фракций, верховенство закона. Первая афинская демократия функционировала без выборов и партий, являющихся главными несущими конструкциями современной демократии.

Вместе  с тем,  следует подчеркнуть классовую  ограниченность полисной демократии.  "Большинство" (демос), участвующее в управлении, охватывало в Афинах едва ли более 20%  всего населения.  В него входили только  полноправные  граждане-мужчины,  достигшие двадцатилетия. Ни женщины, ни метеки (переселившиеся в Афины свободные люди из других греческих и негреческих общин), а тем более рабы в состав этого большинства не входили и никакими  политическими правами не пользовались.

Афиняне считали свою демократию альтернативой  тирании - деспотическому правлению.  В  действительности  они хорошо понимали, что народный вождь народным же голосованием  может  быть  наделен властью тирана.  Это  подтверждает  институт остракизма.  Афиняне знали и то,  что демократически принятые решения могут быть ошибкой как  может быть ошибкой и наделение правительства властью путем демократического голосования.

Великие мыслители древности Сократ, Платон, Аристотель, жившие уже после так  называемого "золотого века Перикла", во времена кризиса афинской демократии (она пала в 322 г.  до н.э.), в целом критически относились к демократии.  Например, Сократ главный недостаток демократии видел в некомпетентности должностных лиц, получавших свои посты случайно - по жребию.  С этих же  позиций  он критиковал и народное собрание.

Платон, подобно Сократу,  идеализировал порядки аристократических Спарты и Крита, относился к демократии как к одной из разновидностей отрицательного типа государства.  Мыслитель критикует демократию за крайний индивидуализм и популизм.  "В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже  если ты к этому и способен;  не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь,  или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим,  условия мира,  если ты  мира  не  жаждешь". Платон был убежден, что совершенное общество не сможет функционировать, если люди в нем не будут повиноваться законам. Чрезмерная свобода в  таком  обществе  обращается в свою противоположность - чрезмерное рабство, возникает тирания.

Аристотель, ученик Платона, крупнейший древнегреческий  философ, составил 158 "политий",  то есть исторических описаний государственного устройства  греческих  и некоторых негреческих государств. На этих материалах он написал обобщающую работу о сущности государства - "Политика".  В ней Аристотель отнес демократию к одной из трех "неправильных" форм политического устройства.  Ученый был сторонником умеренной рабовладельческой демократии, в которой бы смешивались три основных начала - монархическое, олигархическое и демократическое.  Близки к этому идеалу, в представлении Аристотеля были Афины времен Солона (V1 в. до Р.Х.).

Уже в  античности понятие демократии стало  применяться к правильной форме, а за неправильной формой правления  большинства утвердилось понятие  охлократии - власти толпы, черни, не сдерживаемой законом. Необходимо отметить, что только с конца ХVШ века меняется содержание  понятия  демократии.  Оно стало применяться не только к формам,  но  и к принципам политического устройства. Основными принципами  демократии  были признаны свобода и равенство (либеральная демократия).

Информация о работе Понятие демократии, ее исторические формы