Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:57, реферат
В начале этого столетия ведущие газеты мира возвещали о том, что ХХ век должен стать веком демократии. Несмотря на весьма противоречивый путь развития, неоднократные пессимистические высказывания о ее будущем, демократия остается наиболее предпочтительной формой организации государства, продолжающей свою эволюцию. Конец ХХ века отмечен тем, что мир становится все более демократичным. Из почти 200 стран, по крайней мере, пятую часть государств составляют страны с демократическим режимом правления. Радикальную трансформацию существовавших ранее авторитарных и тоталитарных политических систем в демократические претерпевают многие страны Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. Часть из них довольно успешно справляется с трудностями, сопровождающими процессы модернизации. В ряде стран демократия западного типа не приживается, они ведут поиски собственных путей демократического развития, исходя из специфики исторических, национальных и других реалий.
В средневековье демократия понималась как народовластие доверенное монарху, что снимало проблему выбора между монархией и республикой. В теории демократии в тот период возникла идея разделения двух фундаментальных властей: главной - законодательной, принадлежащей народу и второй, исполнительной, которая доверялась властелину (Максимей Падуанский).
На ранней стадии феодализма центральная власть была еще недостаточно сильна и нередко не могла без помощи и согласия феодалов, сословий организовать управление. С этой целью были созданы первые представительные учреждения - средневековые парламенты (в Исландии, Англии), которые существовали наряду с постоянными совещательными органами при государях. Конечно, считать ХШ век стартовой чертой движения к парламентской демократии можно лишь условно. Деятельность первых парламентов скорее соответствовала их названию - "говорильня" (от франц. parler - говорить). В этих учреждениях землевладельцы оспаривали власть короля, затем буржуазия пыталась ограничить прерогативы короля и землевладельцев. От современных парламентов средневековые отличали: сословный характер, ограниченность прав, которые не были закреплены законом, отсутствие единых правил выборов представителей от сословий, нерегулярность созыва.
В средние века существовали немногочисленные городские коммуны, возникшие в различных частях Европы, самоуправляющиеся городские общины, свободные от подчинения власти феодала и руководившиеся выборными органами. По уровню зрелости демократических институтов они не могли сравниться с античными городами-государствами.
Демократическая традиция, которую будущие историки назвали республиканской, была характерна для древнего Новгорода. На вечевом собрании простые горожане большинством голосов принимали важнейшие политические решения, избирали духовную власть - архиепископа, который был одной из главных фигур новгородской республики. Он председательствовал на заседании городского совета, в который входили "лучшие люди", и был казначеем города. Вече избирало и светскую власть - посадника (высший городской чиновник) и князя-военачальника. Невыполнение последним договора, заключающегося с новгородцами, приводило к изгнанию народного правителя.
Территория
древнего Новгорода была разделена
на пять "концов", во главе которых
стояли избираемые населением этих административно-
Со временем городское самоуправление Новгорода переродилось в олигархию и город уже не смог ни возродить былую славу, ни сохранить независимость.
Постепенно в средневековом обществе происходили важные социально-экономические и политические изменения, менявшие прежние представления людей о государстве и власти, роли индивида в политике. Шел процесс становления демократии нового времени.
Огромное значение для материализации демократической идеи принадлежит периоду Просвещения, мыслители которого подготовили почву под победу буржуазного мировоззрения. В Англии это Бэкон, Гоббс, Локк, во Франции - Монтескье, Вольтер, Дидро, Гельвеций, Руссо и другие. Английская (ХVП в.) и великая французская (1789 г.) буржуазные революции означали попытки воплотить демократические идеи в системе новых государственных и общественных институтов. Процесс установления нового политического порядка (конституция, проведение в жизнь принципа разделения власти, правовое государство и так далее) сопровождался соответствующим изменением экономических отношений (ликвидация сословных привилегий, феодальных владений и средневековых корпораций, всяческих препятствий, ограничивающих свободный труд человека).
В итоге
первого этапа демократизации, продолжавшегося
с конца ХVП до начала Х1Х в.,
в Англии и Франции возникли два
типа государств: либеральное и демократическое,
У истоков либерализма, ставшего корнем современной демократии, стоял английский философ Джон Локк, современник событий, в процессе которых создавалась британская политическая система. В основе философии ученого лежали концепция естественных прав и теория "общественного договора". Цель политической системы состоит в защите основных прав человека, его личных интересов и индивидуальных свобод. Чтобы успешно справиться с указанной целью, государство должно руководствоваться определенными основными принципами, к числу которых Локк относил разделение властей, законность, наличие согласия граждан на деятельность государства, их право на сопротивление деспотизму, ограничение прерогатив власти определенными неотъемлемыми правами граждан. Учение английского мыслителя оказало огромное влияние на идеологов американской и французской революций: Джефферсона, Франклина, Монтескье, Руссо и других.
Видный деятель французского Просвещения Шарль Монтескье, ведя поиски сдерживающих начал в правовом государстве, обосновывает теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что гарантирует свободу граждан.
Если Локк и Монтескье развивали идеи либерализма, одного из корней современной демократии, то Ж.-Ж.Руссо развивает концепцию "прямой демократии", концентрирует внимание на вопросе о распределении власти. Он конструирует систему, в которой все члены общества органически связаны между собой, причем каждый из них одновременно является сувереном и подданным, то есть в одно и то же время командует и подчиняется. Этим и достигается, по мнению Руссо, абсолютное политическое равенство граждан.
Тем не менее, великий ученый искренне стремившийся к свободе, создал пагубные предпосылки для нескольких видов тирании, в том числе, и тоталитарной. Согласно его теории народ обладает общей волей, является единственным носителем суверенитета. Частный интерес видится патологией и народ вправе подавить его, подчинить общей воле. Личность, утрачивая свои права, обязана думать об общественном благе, о благе государства, которое в свою очередь, призвано заботиться о своих гражданах. Одно из центральных мест в трудах представителей либерально-демократической политической мысли занимал тезис о возможностях человеческого разума познавать общество, его законы. Они же предлагали и модели рационального переустройства общества посредством политической революции. Оппонирующее им консервативно-демократическое направление (Э.Берк, А.Токвиль, де Местр и другие мыслители) отвергало этот тезис как и идею "естественных прав и свобод", настаивая на том, что общество развивается не по "социальным проектам", предлагаемым разумом, а путем проб и ошибок, накопления практического социального опыта. Оптимальный путь общественного развития - эволюция. Главное - сохранять преемственность с прошлым.
Первые шаги демократии, попытки воплотить ее в реальность, предпринятые более 200 лет назад, были нередко ошибочными, что свидетельствовало об утопичности некоторых идей классической теории демократии.
Джеймс Мэдисон, американский философ и государственный деятель, и Алексис Токвиль, французский ученый и политик, пересмотрели ряд положений этой теории с целью приспособить ее к современному ходу истории.
Мэдисон создал теорию демократического республиканизма, содержание которой было отлично от основных черт демократии, описанной французскими просветителями. Широкому участию масс в управлении, общественному духу и политическому воспитанию он противопоставил представительную власть, свободу групп интересов, то есть, попытался достичь компромисса между большинством и меньшинством с целью предотвращения возможных эксцессов прямой демократии. Мэдисон полагал, что правление элиты осуществляет защитные цели демократической политики лучше, чем всеобщее и активное участие граждан. По сути, его теория имеет значительное сходство с концепцией элитарной демократии - одной из современных теорий демократии.
Токвиль продемонстрировал собственный подход к ревизии классической теории демократии. Усматривая в индивидуализме, участившихся случаях отказа граждан от участия в политической жизни, отрицательные стороны демократии, он предлагает средство, способное их нейтрализовать. Таким эффективным средством он считал демократию участия (свободные учреждения местного самоуправления, добровольные политические и гражданские ассоциации и другие). По мнению Токвиля, США своим выживанием, процветанием нации во многом обязаны именно этому обстоятельству. Демократия участия способствует генерированию гражданского духа, гражданской добродетели, составляющих основу патриотизма американцев.
Подведем некоторые итоги. Экскурс в историю показывает, что на протяжении двух с половиной тысячелетий происходила эволюция форм демократии, что находило отражение в теоретических работах целого ряда ученых.
Демократия ХVШ-Х1Х вв. имела качественно иное содержание нежели античная демократия, явно тяготевшая к коллективистской модели. У людей античности не было никакого понятия об индивидуальных правах. Свобода у древних состояла в коллективном и прямом осуществлении нескольких функций верховной власти. Индивид, суверенный в общественных делах, оставался рабом в частной жизни, ибо все частные действия находились под суровым надзором (полное подчинение верховной власти).
Демократия нового времени представляла собой по существу общество торговли и промышленности. Именно на интересе, а не на добродетели как принципе античной демократии (по Токвилю) основывалась демократия ХVШ-Х1Х вв. Во многом благодаря этому, она конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод, включая и естественные права человека - либеральная (индивидуалистическая) демократия. Это означало, что политическая система демократического общества предоставляет людям не только возможность свободно избирать тех, кто будет ими управлять (политические права), но и гарантирует им свободу слова, организаций, демонстраций и так далее (гражданские права и свободы). Последние являются фундаментальными для либеральной демократии.
В этот
период существенное развитие получила
представительная демократия, что выразилось
в расширении избирательных прав от сословных
до всеобщего, в умножении числа представительных
органов, в создании системы гарантий
демократии - политических, культурных,
правовых, экономических, идеологических.
Одним из важных условий и одновременно
следствий демократии стал процесс формирования
гражданского общества и правового государства.
Информация о работе Понятие демократии, ее исторические формы