Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:25, реферат
Демократия – одно из наиболее употребляемых и в то же время не проясненных понятий политической жизни и политической науки. Известный специалист по проблеме, американский политолог, профессор Стэндфордского университета Филипп Шмиттер, в частности, заметил по этому поводу: «Совершенно очевидно, что демократия представляет собой очень емкое понятие, порой кажущееся аморфным и даже пустым. В разное время по отношению к ней употреблялось огромное количество подозрительных эпитетов: управляемая демократия, «опекунская демократия», «популярная демократия», народная демократия, консенсусная демократия. Все это - неуклюжие попытки оправдать нечто, лишь отдаленно напоминающее демократию или не имеющее с ней ничего общего».
1. Понятие и сущность демократии 3
2. Основные исторические формы и современные теории демократии 7
3. Целесообразность демократии и условия ее существования 15
Список использованных источников
Следующая историческая
форма демократии - демократия т.н. классического
либерализма, которая утвердилась
в Новое время в результате
религиозной Реформации, свержения
абсолютистско-монархических
Родиной классического либерализма по праву считается Англия, где задолго до революции 1640 г. произошло ограничение ранее абсолютных прав монарха через подписание им Великой Хартии вольностей (1215 г.), существовал парламент, автономное местное управление и т.д.
Окончательно
же конституционно-либеральная
Основные принципы
демократии классического либерализма
таковы: отделение индивида от общества
и государства, разграничение государства
и гражданского общества, уважение
прав меньшинства, правление на основе
законов и минимальное
На основе этих
принципов формируется
1) Индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида перед законами государства;
2) Формальный характер: свобода понимается не как активное участие граждан в политике, а как отсутствие принуждения и ограничений в индивидуальной деятельности;
3) Парламентаризм,
преобладание представительных
форм в политике (т.е. парламент
выступает как высший
4) Ограничение
сферы деятельности
5) Ограничение
власти большинства над
Все вышеназванное
вполне естественно определяет и
очевидные недостатки либеральной
демократии. Во-первых, это прежде всего
ее декларативный характер для бедных
в условиях социального неравенства
(права формально одинаковы, но у
богатых возможностей больше), во-вторых
- ограниченность из-за ставки на голосование
как на основную форму участия
граждан (участие в деятельности
политических партий и движений, постоянный
гражданский контроль за властью
не предусматриваются); в-третьих - ее слабость
из-за недооценки роли государства
в деле управления обществом, а также
из-за культивирования
Кроме того, неясно, как подобная модель демократии может быть реализована в африканских и азиатских обществах с их сильными авторитарно-коллективистскими традициями.
Поскольку классическая либеральная демократия за свои недостатки подвергается сегодня серьезной критике и ревизии, имеет смысл рассмотреть существующие на сегодня альтернативные теории демократии:
1) Коллективистская демократия (ее представителями являются Ж. - Ж. Руссо, К. Маркс, В.И. Ленин, немецкий философ права К. Шмитт - автор учения о "гомогенном обществе" и "тотальном государстве").
Общими принципами этой теории демократии являются:
1) Народ, класс,
нация или раса
2) Народ должен
осуществлять политическую
3) Каждый представитель
народа должен непосредственно
участвовать в делах
4) Для реализации
народовластия народ должен
5) В отношении всех тех, кто сопротивляется реализации воли народа, применяется коллективное принуждение.
В странах Европы
понимаемая таким образом демократия
открывает дорогу тоталитаризму (по
определению немецкого
В то же время
в странах Востока такая
Весьма близка
по своему основному содержанию к
коллективистской теории разработанная
в 20-ые гг. М. Вебером концепция
Коллективистской и сходным с ней теориям демократии противостоит т.н. плюралистическая теория (Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраенкель, Р. Даль), которая рассматривает ее (демократию) как результат компромисса между различными силами в обществе.
Основные же положения плюралистической теории демократии могут быть сведены к следующему:
1) Главным субъектом
политики является не весь
народ в целом, а различные
социальные группы, так как именно
в их рамках формируется
2) Сущность политики
- борьба различных групп за
власть; при этом ни одна из
них не может завладеть ею
полностью, что делает
3) Демократия - не
власть народного большинства,
а результат баланса сил или
соглашения групп по
4) Минусы плюралистической
теории демократии состоят в
том, что она не принимает
во внимание того факта, что
в современных странах Запада
к заинтересованным группам (
Учесть эти вышеназванные минусы плюралистической теории стремится т.н. репрезентативная или представительная теория демократии. Одним из наиболее известных ее представителей является известный немецкий социолог Р. Дарендорф, классик такого значительного направления в социологии, как конфликтология; последняя изучает конфликты, возникающие в современном обществе.
С точки зрения Дарендорфа, демократия - это не правление народа, так как такого в полном смысле слова никогда не было и не может быть, поскольку весь народ не может править и принимать решения.
Поэтому демократию
можно определить как правительство,
избираемое и смещаемое народом
и проводящее от его имени определенный
курс. Главным же воплощением такой
представительной демократии является
парламентаризм, т.е. система правления
с сильным парламентом и
К этой теории близка по сути т.н. элитарная теория демократии, рассматривающая ее как борьбу за власть элитных групп, выражающих разнообразные социальные интересы. Так, в частности, понимали демократию выдающийся немецкий социолог М.Вебер и известный американский экономист и социолог Й.Шумпетер.
С точки зрения данного подхода, цель демократии - не упразднение элиты (это бессмысленно и опасно), а выдвижение в нее наиболее ответственных и компетентных деятелей, представляющих интересы общества. Но тогда получается, что демократия - это форма аристократии (т.е. правление немногих). Но в чем же тогда суть самой демократии?
Таким образом, все рассмотренные нами выше теории содержат в себе определенные недостатки и не предлагают ясного и непротиворечивого понимания демократии. Возможно, что в этом случае наиболее полное и четкое толкование демократии будет содержать подход, синтезирующий все эти теории.
В соответствии
с ним, демократия – явление многогранное,
и является сочетанием элементов
прямого народовластия в форме
голосования, референдума и участия
в работе органов самоуправления
(в этом отношении права
Все это –
так называемые сущностные признаки
демократии, т.е. без них ее нет. Кроме
них, существуют и некоторые внешние
признаки демократии (свобода слова,
объединений, всеобщее избирательное
право, и т.п.), справедливо указанные
в эмпирической теории.
3.
Целесообразность
демократии и условия
ее существования
В современной
ситуации вполне резонным является вопрос:
зачем вообще нужна демократия и
можно ли без нее обойтись? В
ответ на это в политической мысли
и в политической науке были сформулированы
соответственно ценностное и рационально
- утилитарное обоснования
С точки зрения ценностной теории, демократия является ценностью сама по себе, так в ней воплощены общечеловеческие ценности: свобода, равенство и братство. Слабости такого подхода к объяснению необходимости демократии видны невооруженным глазом:
1) Во-первых, эти
ценности разделяются далеко
не всеми национальными
2) Во-вторых, необходимо
помнить, что реальная
3) В-третьих -
для основной массы людей
Утилитарный подход к обоснованию необходимости демократии считает ее полезной обществу по следующим причинам:
1) Демократия
позволяет полноценно выражать
и гармонично сочетать
2) Именно она
обеспечивает восприимчивость
3) Позволяет
обществу свободно выбирать
Со всем этим применительно к развитой современной демократии, безусловно, можно согласиться, однако и утилитарный подход к пониманию демократии содержит в себе определенные недостатки:
1) Для того, чтобы
демократия работала, необходим
заинтересованный в ней
2) Демократическое
устройство не всегда является
эффективным и отвечающим
Таким образом, реально полезна для общества только эффективная, устойчивая и работающая демократия. А для того, чтобы она была таковой, необходимо выполнение целого ряда условий. Общими же предпосылками эффективной демократии, по распространенному среди политологов мнению, являются следующие:
1) Высокий уровень
индустриального и
2) Вторая вытекающая
из этого предпосылка - наличие
высокого уровня
Вполне очевидна и обратная закономерность. Так, например, по результатам исследований международной организации «Freedom House», из 25 наиболее богатых стран мира демократическими не являются только Гонконг и Сингапур. Следует сказать, что к богатым авторы проекта относят страны, где средняя продолжительность жизни составляет не менее 74 лет, производство валового национального продукта (ВНП) - не менее 20 - 30 % от уровня США, а годовой доход на душу населения - не менее 2 тысяч долларов в год.