Референдум как форма прямой демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Особое распространение референдум приобрел в ХХ веке, когда стал увеличиваться рост правовой и политической культуры, гражданской совершенности населения, наличие технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения такого рода мероприятий.
Референдум является одной из форм выражения воли народа. С перевода, от латинского referendum – это то, что должно быть сообщено. Данная форма выражения воли народа в нашем законодательстве появилась в начале ХХ века, и не является новейшим для Российской Федерации.

Оглавление

Введение
1. Понятие референдума. Его виды…………………………………………..5
2. Правовые основы организации и проведения референдума в России…14
3. Местный референдум……………………………………………………..26
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Референдум как форма прямой демократии.doc

— 170.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    1. Понятие референдума. Его виды…………………………………………..5 
    2. Правовые основы организации и проведения референдума в России…14 
    3. Местный референдум……………………………………………………..26 
    Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Особое распространение  референдум приобрел в ХХ веке, когда  стал увеличиваться рост правовой и  политической культуры, гражданской  совершенности населения, наличие  технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения такого рода мероприятий. 

Референдум является одной из форм выражения воли народа. С перевода, от латинского referendum – это то, что должно быть сообщено. Данная форма выражения воли народа в нашем законодательстве появилась в начале ХХ века, и не является новейшим для Российской Федерации. 

    Еще  в 1936 году было принято Положение  о референдуме в СССР, в 1977 году  Конституция СССР и Конституция  СССР 1978 года разрешали законодательно  проведение референдума. Но в  практике он долгое время не применялся. Таким образом, в настоящее время стоит вопрос о практическом применении законодательства о референдуме, не имея достаточного опыта и практических навыков. В 1996 году в России проводился референдум.  

     Конечно  же, период становления демократического общества в России, разработка законодательства референдума является определенным шагом вперед. Референдуму обычно отводят место в  непосредственной демократии. Отличаясь от выборов, референдум имеет объект, не кандидатов или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, который рассматривается или выносится на голосование.  

     Статья  Конституции Российской Федерации предусматривает, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ. Из этого следует, что референдум обеспечивает практическую реализацию данного положения. О влиянии этого института говорит и то, что он превращается в самостоятельную статью Конституции.

     Сейчас  некоторые западные страны ведут  политику уменьшения использования в практике института референдума. Причиной данного явления является стабильное экономическое положение стран с развитой инфраструктурой, поэтому требуются коренные изменения в политической жизни общества. 

     Форма  реализации воли народа в виде референдума в России была известна после принятии Конституции СССР 1936 года. Но он устанавливался законодательно как всенародный опрос. Конечно же таким определением вряд ли стоит пользоваться, потому что, как вытекает из понятия «опрос», итоги голосования в данном случае, скорее всего не имеют обязательного решения ни  для граждан, ни для публичной власти. Еще упоминается референдум и в Конституции РСФСР 1978 года, но стал применяться не так давно. Впервые общероссийский референдум был организован 17 марта 1991 года. Основа рассматриваемого вопроса содержала сохранение Союза ССР и о введение поста Президента России. Большинство россиян ответили положительно на поставленный вопрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие референдума. Его виды. 

В Конституции РФ в части 1 статьи 1 указывается, что Российская Федерация есть демократическое государство. Дефиниция «демократия» - произошло от двух греческих слов - demos  и cratos - власть и - народ переводится как «власть народа». Демократия является народовластием, форма государственного, политического устройства, установленная признанием народа как источником власти, его права принимать участие в решении государственных, общественных вопросов, на осуществлении принципов равенства, свободы и других прав граждан, обозначающая введение процедурных и правовых гарантий их осуществление во всех сферах общественной жизни1. 

Конституция Российской Федерации гласит, что носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Таким образом, Россия является государством народовластия. 

Данные категории, то есть «народ» и «власть», составляющие понятие «народовластие», сложны и  требуют специального рассмотрения.

С точки зрения юристов понятие «народ» сходно с понятием «граждане» и обозначается как принадлежность  совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физическое коренное влияние одного государства на другое.

Власть характеризуется, как возможность распоряжаться  или управлять кем-либо, подчинение своей воле других. Власть являясь одновременно социальным явлением возникает вместе с образованием общества и существует во любом обществе, потому как всякое общество нуждается в  управлении, которое снабжается различными средствами, включая и принуждение. 

После возникновения  государства образуется и государственная  власть, как один из главных признаков  государства. Государственная власть имеет в качестве своих главных  элементов общую волю и силу, способную  организовать подчинение этой общей  воле всех участников общественной сферы. 

Признание народа верховным обладателем всей власти имеет выражение народного суверенитета. Народный суверенитет говорит о  том, что народ, не разделяя свою власть, организует ее самостоятельно и независимо от кого-либо, использует исключительно в своих собственных интересах. 

Конституция Российской Федерации устанавливает прерогативу  многонационального народа Российской Федерации на полномочие всей власти, его полновластие. Таким образом, российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может иметь полномочия на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в части 4, статьи 3. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»2. 

Из этого следует, что народовластием является принадлежность всей власти народу, тем не менее, беспрепятственное осуществление народом этой власти в полном существовании с его суверенной волей и основными интересами.

Различая формы  волеизъявления народа в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации установлены две формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная - организация народом власти через выборных полномочных представителей, которые устанавливают решения, выражающие волю тех, кого они представляют (весь народ, население, проживающее на той или иной территории)3. А также некоторые ученые в области теории права России отмечают, что нельзя рассматривать приоритет той или иной формы демократии, потому как они одинаковым образом важны для реализации народовластия. 

«Высшим непосредственным выражением власти народа» - установлено  в Конституции Российской Федерации, - являются свободные выборы и референдум. 

В соответствии с  Федеральным конституционным  законом «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на референдуме, защиту демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. 

Наиболее действенными и активными формами народного  волеизъявления в управлении делами государства и местного самоуправления являются голосование на референдумах и выборах. 

Данные формы  волеизъявления являются институтами  прямой демократии, которые сходны по субъектам и целям, однако различаются  по объектам и результатам. Целью  является выражение воли народа. Субъективный состав -  это граждане, имеющие право на участие в референдуме и в выборах.

В    юридическом  аспекте     референдум     является     принадлежностью

создания законов  не  только  представительному  органу,  но  и  народу

непосредственно.  При  осуществлении  референдумов  законодательную функцию   нельзя 

наблюдать как  особенную прерогативу  парламента.  Таким образом, было бы правильно  считать, что законодательная  деятельность  организуется не  только  парламентом,  но   и   самим   народом   путем

референдума. Референдум отнюдь не делает представительную систему излишней, а, напротив, предполагает её. 

Анализ причин, объясняющих весьма  неоднозначное  и  противоречивое

отношение  различных  слоев  общества  к  референдуму,  дает  возможность  с достоверностью установить факторы,  обеспечивающие  повышение  эффективности референдумов в политической системе4. 

    Волеизъявление  народа  в любой стране будет  идеологически и политически  эффективен только в том случае, когда он  по  своей природе   как  важный  демократический  институт будет правильно установлен и поддержан главными слоями населения,  если общественное мнение не будет дезорганизовано неправильными социальными  ценностями и ему будут оказаны все необходимые организационно- технические условия  для

проведения и  подготовки всенародного голосования. 

Классификации референдума могут проводиться  по различным основаниям, в связи  с этим они многочисленны. Таким образом, различают5:  

1) общегосударственный  и местный референдум.

Местный референдум проводится на территории субъекта Российской Федерации, автономного образования, одной или нескольких административно-территориальных единиц. 

2) факультативный  и обязательный референдум.

Обязательный  устанавливает Конституция РФ, и  гласит, что решение по конкретному  вопросу может быть принято только путем референдума (как в случае общегосударственного референдума при пересмотре конституции, местный референдум при объединении или разделении общин). Факультативный референдум является решением по предлагаемому вопросу, может быть принят путем референдума, а может быть принят другим путем. 

3) обыкновенный  и конституционный референдум.

В обыкновенном, на референдум выносится проект конституции или поправка к конституции. Обыкновенным является референдум по другим вопросам, не имеющим конституционного значения. 

4) допарламентский,  послепарламентский, внепарламентский.

Первый организуется до принятия закона , желающим определить мнение населения по данному поводу путем голосования избирателей. Второй — после принятия закона государственным органом и вынесен им на утверждение путем референдума. Третий — в том случае, если законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента, потому как, президент не уверен в его утверждении. 

5) утверждающий референдум.

В данном случае происходит утверждение решения законодательного органа. Отменяющий, когда после соответствующего сбора подписей избирателей, требуемых законом, неоднократно проводились референдумы об отмене принятых ранее законов парламента.

6) консультативный  и решающий референдум.

В решающем референдуме  путем голосования выявляется мнение избирателей, которое законодательный  орган учитывает, а может и  не учесть, как, например, при принятии закона.  

Есть и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум. Последний обычно поднимается по вопросам границ, участия в международных организациях. Административный референдум  выносится по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т.д. 

 Данные классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкновенным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д. 

Правовые последствия  могут наступить после всех видов  референдума, но существуют и обязательные правовые последствия, которые  связаны только с референдумом, который имеет решающий характер, потому как любой консультативный референдум, независимо  от того, будет он допарламентским или послепарламентским, является выяснением мнения избирателей. Конечно же, законодательный орган, другие органы государства в практике отмечают волю избирателей, осуществленную путем консультативного референдума, они не должны отвергать общественное мнение, и так же еще выраженное в таком виде, но все же юридически они не обязаны это осуществлять.  

Информация о работе Референдум как форма прямой демократии