Референдум как форма прямой демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Особое распространение референдум приобрел в ХХ веке, когда стал увеличиваться рост правовой и политической культуры, гражданской совершенности населения, наличие технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения такого рода мероприятий.
Референдум является одной из форм выражения воли народа. С перевода, от латинского referendum – это то, что должно быть сообщено. Данная форма выражения воли народа в нашем законодательстве появилась в начале ХХ века, и не является новейшим для Российской Федерации.

Оглавление

Введение
1. Понятие референдума. Его виды…………………………………………..5
2. Правовые основы организации и проведения референдума в России…14
3. Местный референдум……………………………………………………..26
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Референдум как форма прямой демократии.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Обязательным  принципом является гласность. Все  решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, поднятых на референдум, доводятся до всех  жителей, в  том числе путем официального обнародования упомянутых решений  средствами массовой информации. 

Инициатива организации  местного референдума исходит от гражданина, обладающих правом участвовать  в местном референдуме, избирательным  объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают  участие в выборах референдуме и которые зарегистрированы в основном порядке не позднее, чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. Право инициативы может принадлежать совместно представительному органу местного самоуправления, главе местной администрации. 

Инициатива организации  референдума, исходящая от граждан, избирательных, иных общественных объединений, включает несколько установленных  этапов: 

     В начале следует образовать инициативную группу местного референдума, которая  должна составлять не менее 10 человек. Ее может возглавить один гражданин или группа граждан на собрании лиц, пользующихся правом участия в референдуме. Если инициатива организации референдума исходит от избирательного объединения, другого общественного объединения, тогда в таком случае в качестве инициативной группы выступает руководящий орган объединения, его местного отделения, местной организации независимо от его численности. На собрании инициативной группы, заседании руководящего органа объединения утверждается текст выносимого на референдум вопроса. 

     Далее инициативная группа обращается в избирательную  комиссию муниципального образования  с просьбой о ее регистрации. В  данном ходатайстве должен содержаться  вопрос референдума, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от нее. Ходатайство должно подписываться всеми членами группы. После принятия решения о регистрации инициативная группа не вправе менять формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, или вносить другие вопросы13. 

     Для поддержки инициативы организации  референдума проводится сбор подписей участников референдума, в количестве не менее 5% от общего числа участников референдума, зарегистрированных на территории организации референдума. Срок устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 20 дней. Сбор данных подписей организуется на подписных листах, содержащих смысл вопроса, который выносится на референдум. В случае соответствия порядка образования инициативы требованиям закона комиссия направляет подписные листы, итоговый протокол инициативной группы, копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе. 

Референдум признается комиссией референдума несостоявшимся в том случае, если в нем приняло  участие менее половины участников референдума, состоявшихся в списках  участников референдума на территории проведения референдума. Такое решение по поднятому вопросу на местном референдуме считается не принятым, если за него проголосовало менее половины участников референдума.  

Результаты референдума  могут быть признаны недействительными  в следующих случаях: 

     Если  допущены нарушения при проведении голосования или установлении итогов голосования, которые не позволяют  с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума. 

     Если  они признаны недействительными  на части участков, то списки участников референдума, на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в округе референдума. 

     Либо  по решению суда. 
 

Проведенное голосование  считается состоявшимся в том  случае, если в нем приняло участие  более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, которые имеют избирательное  право. Согласие жителей муниципального образования на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным в том случае, если за указанные изменения, преобразования проголосовало более половины жителей муниципального образования, принявших участие в голосовании, или части муниципального образования. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному обнародованию. 

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы на организацию муниципальных выборов покрываются за счет средств, выделяемых из местного бюджета. Средства, выделенные из местного бюджета, поступают в управление муниципальной избирательной комиссии немедленно после ее формирования и расходуются ею между всеми нижестоящими избирательными комиссиями. Муниципальная избирательная комиссия отчитывается о поступлении и расходовании средств, выделенных на организацию выборов, перед соответствующими органами местного самоуправления. 
 
 

Заключение. 
 

Референдум является, одним из важнейших средств прямой демократии. В принципе, на мой взгляд, он имеет преимущества перед представительной демократией, то есть такой формой, при которой воля народа выражается и включается в законы и иные нормативно-правовые акты, избранные населением представители – депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою точку зрения непосредственно на тот или иной вопрос, путем всенародного голосования. Но значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, поднимаемые на референдумах, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических результатов принимаемого решения.  

Проведение референдума  требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой  предварительной работы по разъяснению  формулы референдума и его результатов. Референдум по такому специальному вопросу, как принятие Конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением в парламенте или в других органах, образованных из представителей различных групп населения, может дать отрицательный результат: на референдуме может быть одобрена реакционная конституция. 

     Референдум  занимает особое место в политической жизни страны, его исход во многом определяет дальнейшее развитие государства  на несколько лет. Следует отметить, что референдум может изменить если не характер государственной власти, то характер и направление ее деятельности. Важно отметить, что на референдуме могут решаться ключевые вопросы жизни страны (например, принятие новой Конституции, или отклонение ее путем голосования избирателей на референдуме). Также необходимо подчеркнуть, что одобрение на референдуме какого-то проекта решения придает ему высшую юридическую силу (обычно считается, что более высокую, чем закон парламента), ибо речь идет о прямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает и поддержку существующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверения ее соответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения. 

Таким образом, из всего выше изложенного можно  сделать следующие выводы. Референдум как прямое народное волеизъявление имеет, конечно, некое преимущество перед представительной демократией, в частности, парламентским способом решения общественных и государственных проблем. Но важно отметить, что преимущество это - не абсолютное, о нем можно говорить лишь при соблюдении специальных условий: 

     Важно, что выносимый на референдум вопрос должен быть вполне доступным для  понимания любому избирателю. Как  правило, решение, принимаемое путем референдума, - это, прежде всего политическое решение. 

     А также до референдума решение должно быть обстоятельно разъяснено через средства массовой информации избирателям с указанием желаемых и возможных нежелательных результатов.

При соблюдении этих условий на референдум может  быть вынесен и довольно сложный  законопроект вплоть до проекта Конституции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

1. Конституция Российской Федерации. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.

2. Федеральный конституционный закон «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №42. Ст.3921.

3. Конституционное право России. (Учебник) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. (2003, 3-е изд., 585с.)

 4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года с изменениями от 30 марта 1999 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №38. Ст. 4339; 1999. №14. Ст.1653.

5. Конституционное право России. (Учебное пособие) Анисимов Л.Н. (2006, 168с.)

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001.

7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2001.

8. Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998.

9. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / Под ред. Топорнина Б.Н. - М.: Юристъ, 1999.

10. Гражданство: Россия и СНГ. (Учебно-практ. пособие) Варлен М.В. (2010, 328с.)

11. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. Четвернин В.А. - М.: Юрид. лит., 1997.

12. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. / Отв. ред. Страшун Б.А. - М.: БЕК, 1999.

13. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.

14. Народовластие в России - очерк истории и современного состояния / Под ред. Дмитриева Ю.А. Гл. 3. - М.: Юристъ, 1997.

15. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Лазарев В.В. - М.: Юристъ, 1998.

16. Федеральное конституционное право России: основные источники / Сост. Страшун Б.А. - М.: Юристъ, 1996.

17. Чиркин В.Е., Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2001.

18. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Зерцало, 1998.

19. Конституционное право России в вопросах и ответах:

20. Конституционное право России. (Учебное пособие) Голубок С.А. (2008, 5-е изд., 161с.)

21. Конституционное право России. (Учебный курс) Том 2.  Авакьян С.А. (2005, 749с.)

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Референдум как форма прямой демократии