Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:32, курсовая работа
Особое распространение референдум приобрел в ХХ веке, когда стал увеличиваться рост правовой и политической культуры, гражданской совершенности населения, наличие технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения такого рода мероприятий.
Референдум является одной из форм выражения воли народа. С перевода, от латинского referendum – это то, что должно быть сообщено. Данная форма выражения воли народа в нашем законодательстве появилась в начале ХХ века, и не является новейшим для Российской Федерации.
Введение
1. Понятие референдума. Его виды…………………………………………..5
2. Правовые основы организации и проведения референдума в России…14
3. Местный референдум……………………………………………………..26
Заключение
Список использованной литературы
Так же необходимо
подчеркнуть, что организовывать агитацию,
осуществлять распространение любого
агитационного материала
Благотворительным
организациям и религиозным объединениям.
Федеральным
органам государственной власти, органам
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления,
и конечно же их должностным лицам при
исполнении ими служебных обязанностей.
Членам
избирательных комиссий, а также
членам комиссий по проведению референдума
Российской Федерации.
Воинским частям,
военным организациям и учреждениям.
Агитация заканчивается
в 00:00 часов по местному времени накануне
дня, предшествующего дню проведения
референдума Российской Федерации. Потому
как, в день организации референдума Российской
Федерации и в предшествующий ему день
агитация категорически запрещается.
Агитационные печатные материалы, ранее
обнародованные вне помещений комиссий
по организации референдума Российской
Федерации, остаются на прежних местах.
Агитация может
проводиться в следующих
Путем
осуществления выпуска и (или) распространения
печатных и иных агитационных материалов.
Через
средства массовой информации.
С
помощью организации мероприятий (собраний,
публичных дебатов и дискуссий, митингов,
иных мероприятий).
А
также в других, не запрещенных законом
формах.
По закону
проведение агитации запрещается, если
она сопровождается предоставлением
гражданам бесплатно или на льготных
условиях товаров, услуг. Все агитационные
печатные данные материалов должны иметь
информацию об организациях и о лицах,
ответственных за их выпуск. Распространение
анонимных агитационных материалов запрещается.
Инструкция о
порядке организации эфирного времени
для агитации за или против вынесенного
на референдум Российской Федерации вопроса
на каналах государственных телерадиокомпаний
принимается Центральной комиссией референдума
Российской Федерации с участием государственных
органов, осуществляющих соблюдение конституционных
прав и свобод.
Средства массовой информации, учредителем которой являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации, или которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, должны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум Российской Федерации.
По закону в
бюллетене для осуществления
голосования точно
В том случае,
если на референдум Российской Федерации
выносятся альтернативные варианты
решения вопроса, то в протокол вносятся
все варианты.
В число граждан,
которые имеют право
В том случае,
если на голосование выносилось одновременно
несколько вопросов либо проводилось
более одного референдума, проведение
подсчета голосов и составление
протокола по каждому вопросу
производится отдельно.
По протоколам
комиссий субъектов Российской Федерации
по организации референдума Российской
Федерации об итогах голосования не позднее,
чем через 10 дней со дня проведения референдума.
Центральная комиссия
референдума Российской Федерации
создает протокол о результатах
референдума, который подписывается
всеми членами Центральной комиссии с
правом решающего голоса, и в который вносятся
следующие данные11:
Число
действительных бюллетеней для голосования
на референдуме.
Число
комиссий субъектов Российской Федерации
по проведению референдума, а также
число участковых комиссий по организации
референдума созданных за пределами территории
Российской Федерации.
Число
протоколов комиссий субъектов Российской
Федерации по организации референдума
Российской Федерации об итогах голосования.
Число
извлеченных из ящиков для голосования
бюллетеней незарегистрированной формы.
Число
граждан Российской Федерации, которые
имеют право участвовать в
референдуме.
Число
выданных участковыми комиссиями по
организации референдума
Число
бюллетеней для проведения голосования
на референдуме, полученных участковыми
комиссиями по организации референдума
Российской Федерации.
Число
предъявленных гражданами открепительных
удостоверений.
Число
бюллетеней для голосования на референдуме,
выданных гражданам на участках.
Число
бюллетеней для проведения голосования,
выданных гражданам, принявших участие
в голосовании вне помещений
участков референдума.
Число
погашенных бюллетеней для голосования
на референдуме.
Число
бюллетеней для голосования на референдуме,
признанных недействительными.
Число,
бюллетеней для голосования на референдуме,
содержащихся в переносных и стационарных
ящиках для голосования.
Число
голосов, поданных за вопрос и против
вопроса поднятого на референдум
Российской Федерации.
Таким образом,
следует отметить, что статья 42 Федерального
конституционного закона «О референдуме
в Российской Федерации» от 10.10.1995 г. гласит,
что лица, препятствующие свободному осуществлению
гражданином Российской Федерации его
права на участие в референдуме Российской
Федерации путем обмана, подкупа, применения
физического насилия или угрозы его применения,
подлога документов референдума Российской
Федерации, заведомо неправильного подсчета
голосов граждан, которые имеют право
участвовать в референдуме Российской
Федерации, или другим путем, или препятствующие
работе, избирательных комиссий или комиссий
по организации референдума Российской
Федерации и работе членов указанных комиссий,
а также законной деятельности инициативной
группы, наблюдателей или условиям проведения
агитации, либо препятствующие выполнению
решения, принятого на референдуме Российской
Федерации, несут административную или
уголовную ответственность в соответствии
с законом.
3.
Местный референдум.
Референдум может
создаваться на государственном
уровне и на уровне субъектов Российской
Федерации, таким образом, местный референдум
- это осуществление публично-властных
полномочий путем совместного прямого
голосования жителей, постоянно или преимущественно
проживающих в границах муниципального
образования, по темам местного значения.
Выявленное в
ходе опроса мнение жителей не имеет
силы обязательного решения - органы
местного самоуправления, потому как
государственные органы обязаны
лишь учитывать выраженное мнение жителей
в своей сфере деятельности. Еще опрос
в форме голосования именуют консультативным
референдумом.
Являясь составной
частью конституционной системы, местный
референдум установлен в ч. 3 ст. 3 Конституции
РФ, Федеральных законах об общих
принципах организации местного самоуправления
(ст. ст. 3, 22 и др.), об основных гарантиях
избирательных прав (ст. 2 и др.). Детально
порядок организации и проведения местных
референдумов определяют законы субъектов
РФ, уставы муниципальных образований.
Местные законы субъектов РФ организуют
местные референдумы в отдельных нормативно-правовых
актах.
Решения, рассмотренные
на местном референдуме в пределах
его полномочий, вступают в правовую
силу на следующий день после его
официального обнародования, если иные
случаи не предусмотрены вопросом, рассмотренного
на референдуме. Принятые решения местного
референдума являются обязательными на
территории определенной местной власти.
Данные решения не следует утверждать
органами государственной власти, должностными
лицами и местным самоуправлением12.
Если же принят, например, устав муниципального
образования, то он подлежит государственной
регистрации. Но регистрация не является
утверждением акта, потому как является
формой проверки его законности.
Органы муниципального
образования осуществляют исполнение
решений референдумов в пределах своих
полномочий. Если же для применения решения
референдума требуется издание другого
нормативно-правового акта, то орган муниципальной
власти обязан издать такой акт. При этом
данный орган обязан в течение 15 дней со
дня вступления в правовую силу решения,
установленного на местном референдуме,
обозначить срок подготовки такого акта.
Такой срок не может быть более одного
года.
Особое решение
местного референдума имеет право
быть отмененным либо измененным путем
образования другого решения на местном
референдуме, однако не ранее чем после
двух лет со времени его принятия. Нормативно-правовые
акты, рассмотренные на местном референдуме,
могут быть изменены не ранее чем через
пять лет со дня их принятия. Но в них может
быть обозначен другой порядок их изменения.
Решение местного референдума может являться
недействительным в судебном порядке
по закону. Также следует отличать
признания недействительным рассмотренного
на референдуме нормативно-правового
акта от признания комиссией референдума
недействительным результата референдума.
В последнем случае комиссия назначает
еще одно голосование.
На местном
референдуме могут
О
досрочном прекращении или
О
принятии чрезвычайных и срочных
мер по обеспечению здоровья и
безопасности населения.
О
должностном составе лиц
О
принятии чрезвычайных и срочных
мер по обеспечению здоровья и
безопасности населения
О
назначении депутатов и должностных
лиц, утверждении, назначении на должность
и об освобождении от должности должностных
лиц, а также о даче согласия на
их назначение на должность и освобождение
от нее.
О
принятии или об изменении местного
бюджета, исполнении и изменении финансовых
обязательств муниципального образования.
Вопросы, рассматривающиеся
на референдуме, должны быть сформулированы
таким образом, чтобы на них можно
было дать однозначный ответ, чтобы
исключить неопределенность правовых
последствий.
Таким образом,
исходя из этих положений означает,
что полномочия местных референдумов
ограничены. И это верно. Не разумно,
например, выносить на референдум такие
специальные вопросы, как утверждение
местных бюджетов. Но особо следует
оговорить, что перечень законодательно
установленных изъятий из полномочий
местных референдумов является исчерпывающим
и не может расширяться.
Референдум на
местном уровне имеет свои принципы.
Право гражданина участвовать в
референдуме строится на тех же принципах,
что и право граждан избирать и быть избранными
в органы муниципальной власти. Граждане
принимают участие в референдуме свободно,
непосредственно, лично на основе всеобщего
права, равенства, тайны голосования. Аналогичным
принципом прямых выборов является принцип
прямого участия граждан в принятии решений
по всем вопросам местного самоуправления,
которые могут выноситься на референдумы.
Также совпадают
принципы проведения выборов и референдумов.
Исходя из этого, при организации
референдумов используется территориальный
принцип. Территория муниципального образования
подстраивается под нужды голосования
и разделяется на участки для голосования.
Граждане осуществляют свое право участвовать
в референдуме по месту своего проживания
на соответствующих участках для голосования.