Референдум как форма прямой демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Особое распространение референдум приобрел в ХХ веке, когда стал увеличиваться рост правовой и политической культуры, гражданской совершенности населения, наличие технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения такого рода мероприятий.
Референдум является одной из форм выражения воли народа. С перевода, от латинского referendum – это то, что должно быть сообщено. Данная форма выражения воли народа в нашем законодательстве появилась в начале ХХ века, и не является новейшим для Российской Федерации.

Оглавление

Введение
1. Понятие референдума. Его виды…………………………………………..5
2. Правовые основы организации и проведения референдума в России…14
3. Местный референдум……………………………………………………..26
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Референдум как форма прямой демократии.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Обязательную  силу для любых органов государства, должностных лиц, учреждений, граждан  и их объединений являются акты решающего  референдума. В таком случае юридическая  сила данных актов, как представляется, выше силы закона, установленного законодательным органом.  

Референдумом  можно изменить закон законодательного органа и отменить его. Но это правило  не безусловно, потому как во многих странах в конституцию, принятую путем референдума, законодательный  орган может вносить изменения  своим законом, чаще всего принятым квалифицированным большинством. 

Итоги референдума  оформляются как итог подсчета голосов  и определение результата. В некоторых  случаях законодательный орган  принимает закон, не исходящий собственно от него самого, а имеет своим прямым источником волю избирателей. В таком случае обычно отмечается, что закон установлен путем референдума.  

В Российской Федерации  различают следующие виды референдума: 

В отличие от содержания нормативного акта выделяют обыкновенный и конституционный  референдумы. На конституционный поднимают темы, связанные с принятием новой конституции или внесением в нее изменений. На обыкновенном или законодательном референдуме рассматривается вопрос о принятии закона или изменении его, ранее утвержденного на референдуме. 

  В зависимости  от времени проведения различают  превентивный (дозаконодательный) и  утверждающий (послезаконодательный) референдумы6; 

По территориальному признаку существуют референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум. 

А также референдумы  могут быть обязательными и факультативными. На первый поднимаются вопросы, указанные  в Конституции, потому как, по-другому  как путем референдума они  решены быть не могут. На следующем  решаются темы, вынесение которых  на всенародное обсуждение не обязательно.  

Не имеет права  участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения  свободы по приговору суда. 

Следует обратить внимание, что в референдуме Российской Федерации имеет право участвовать любой гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. 

Каждый участник референдума в  России может отдать только один голос.

Так же следует отметить, что гражданин Российской Федерации голосует на референдуме Российской Федерации лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Правовые основы организации и проведения референдума в России. 

В соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10.10.1995 г. подготовку и организацию референдума в Российской Федерации исполняют следующие государственные органы: 

     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, выполняющая полномочия Центральной комиссии референдума  Российской Федерации. 

     Избирательная комиссия субъектов Российской Федерации, обеспечивающая полномочия комиссий субъектов  Российской Федерации по организации  референдума Российской Федерации. 

     Территориальные (городские, районные и другие) комиссии по организации референдума Российской Федерации. 

Участковые комиссии по организации референдума Российской Федерации. 

Таким образом  центральная комиссия референдума  Российской Федерации выполняет  следующие задачи: 

Обеспечивает  контроль за законностью при подготовке и организации референдума Российской Федерации, осуществляет одинаковое применение Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. 

Обеспечивает  распределение денежных средств, выделенных из федерального бюджета на финансовое осуществлении подготовки и организации референдума Российской Федерации, на обеспечение деятельности комиссий по организации референдума Российской Федерации на срок их полномочий, осуществляет контроль целевого использования указанных денежных средств7. 

Выполняет организацию  деятельности комиссий по организации  референдума Российской Федерации. 

Принимает жалобы и заявления на решения и действия или бездействие нижестоящих  комиссий по организации референдума  Российской Федерации и осуществляет по ним соответствующие решения. 

Принимает сообщения  министерств и ведомств, других органов  государственной власти и органов  местного самоуправления по вопросам, обеспечивающим  подготовку и проведение референдума Российской Федерации. 

Рассматривает вопросы о присоединении участков референдума Российской Федерации, которые находятся за пределами территории Российской Федерации, к комиссиям по организации референдума Российской Федерации на территории Российской Федерации. 

Организует стандартные  формы бюллетеня для проведения голосования на референдуме Российской Федерации, списки граждан, которые имеют право участвовать в референдуме Российской Федерации, и другие документы референдума Российской Федерации. 

Обеспечивает  содействие средствам массовой информации в организации мероприятий, для разъяснения содержания вопроса, поднятого на референдуме Российской Федерации.

Устанавливает текст бюллетеня для проведения голосования на референдуме Российской Федерации на референдума русском языке, при этом текст вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации должен полностью совпадать с соответствующей формулировкой в подписном листе референдума Российской Федерации. 

Осуществляет  опубликование не позднее, чем за 45 дней до дня проведения референдума  Российской Федерации в целях всенародного рассмотрения текста законопроекта, поднятого на референдум Российской Федерации, и текста действующего закона, который необходимо отменить или изменить.8 

В том случае, если истечения установленного федеральным  законом срока полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации во время подготовки и организации Российской Федерации полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, содействующей в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации, сохраняются вплоть до официального обнародования результатов проведения голосования и принятого на референдуме Российской Федерации решения. 

Организует и  устанавливает одинаковый порядок  обработки итогов проведения голосования  на референдуме Российской Федерации. 

Проводит итоги  результатов референдума Российской Федерации и обнародует их в средствах  массовой информации, осуществляет передачу в специальные архивные учреждения документации, связанной с подготовкой  и организацией референдума Российской Федерации, а так же обеспечивает другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации» от 10.10.1995г. 

Для проведения голосования и подсчета голосов  граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, образуются участки референдума Российской Федерации. 

Участки референдума  Российской Федерации устанавливает  глава местного самоуправления по согласованию с соответствующей территориальной  комиссией по организации референдума Российской Федерации не позднее чем за 45 дней до дня организации референдума Российской Федерации с учетом административно-территориального деления и местных условий, для создания максимальных удобств для граждан, которые имеют право участвовать в референдуме Российской Федерации, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума Российской Федерации9. 

Граждане, которые  исполняют воинскую обязанность  Российской Федерации участвуют  в голосовании на общих участках референдума Российской Федерации. В определенном порядке допускается образование участков референдума Российской Федерации в воинских частях, находящихся в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. 

В санаториях, больницах  и иных местах временного пребывания граждан, которые имеют право участвовать в референдуме Российской Федерации, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день проведения референдума Российской Федерации в плавании, и на полярных станциях могут устанавливаться участки референдума Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 25 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., а в исключительных случаях - не позднее, чем за 5 дней до дня проведения референдума Российской Федерации. 

Участки референдума  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации устанавливают  консульских учреждений или руководители дипломатических представительств Российской Федерации на территории государств.

Списки граждан, которые имеют право участвовать в референдуме Российской Федерации, на конкретном участке составляются участковой комиссией по организации референдума Российской Федерации на основании материалов, представляемых по специальной форме установленной главой местного самоуправления. Данные о гражданах, которые имеют право участвовать в референдуме Российской Федерации, глава местного самоуправления направляет в участковую комиссию по организации референдума Российской Федерации не позднее, чем за 40 дней до дня проведения референдума Российской Федерации. 

Списки составляются в алфавитном или другого вида порядке. В списках указываются  фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно  день и месяц) и адрес места  жительства гражданина. 

Чтобы включить гражданина Российской Федерации в список по конкретному участку референдума Российской Федерации он должен проживать на территории данного участка референдума Российской Федерации, организующийся в соответствии с федеральным законом, устанавливающим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. 

Гражданин должен быть включен в списки только на одном участке референдума Российской Федерации. 

Граждане, которые имеют право участвовать в референдуме Российской Федерации, находящиеся в день проведения референдума Российской Федерации в санаториях, больницах и иных местах временного пребывания, включаются в списки граждан, которые имеют право участвовать в референдуме Российской Федерации, по месту их нахождения. 

Учащиеся или  студенты, а также аспиранты дневной  формы обучения, которые имеют  право участвовать в референдуме  Российской Федерации и проживающие  в общежитиях, включаются в списки по участку референдума Российской Федерации по месту локации общежития. 

Участковая комиссия должна проверить заявление и  корректировать неточность или не позднее, чем через 24 часа выдать заявителю  ответ в письменной форме с  изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению референдума Российской Федерации или в суде, которые обязаны рассмотреть жалобу  в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения референдума Российской Федерации - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно. 

Не допускаются  агитация или пропаганда, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. 

Также важно  отметить, что изменять списки граждан, которые имеют право участвовать в референдуме Российской Федерации, после начала подсчета голосов категорически запрещается. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против организации референдума Российской Федерации, за или против участия в референдуме Российской Федерации, за или против законопроекта, действующего закона или другого вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации10. 

Информация о работе Референдум как форма прямой демократии