Исторические формы демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 07:06, реферат

Краткое описание

Отечественными и зарубежными авторами написаны в течение столетий целые горы книг и статей по проблемам демократии, высказаны сотни, если не тысячи различных точек зрения и суждений о том, что есть демократия, а что не является таковой, каков характер ее связи с государством, правом и обществом. Однако вопрос о демократии и по сей день является весьма спорным и до конца не решенным.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Понятие демократии…………………………………………………………4

Сущность демократии……………………………………………………….8

Основные принципы………………………………………………………...11

Исторические формы демократии………………………………………....13

Заключение…………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………....18

Файлы: 1 файл

семестровая по политологии 1.docx

— 37.02 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Понятие демократии…………………………………………………………4

Сущность  демократии……………………………………………………….8

Основные  принципы………………………………………………………...11

Исторические  формы демократии………………………………………....13

Заключение…………………………………………………………………..17

Список  литературы………………………………………………………....18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Демократия  стала  сегодня  едва  ли  не  самым  употребляемым  словом

политического лексикона в Казахстане. Как ни странно, термин  “демократия”  принадлежит  к  числу  наиболее спорных  и  неопределенных  понятий  современной  политической  теории.  Поэтому на сегодняшний день из-за своей популярности и в тоже время неопределенности вопрос о значении термина демократия является актуальным. Тем,  кто отталкивается от  внутренней формы  слова,  его  этимологии,  сущность  демократии  может   представиться самоочевидной — народовластие  или  правление  народа.  Эта  самоочевидность может быть поколеблена, если  задуматься  над  некоторыми  вопросами.  Какая власть имеется в виду? Что понимается под народом? Кто и кем  управляет  при народовластии? В  состоянии  ли  весь  народ  выступать  в  роли  правителя? Вопросы непростые. Ясно, что понятия  народа,  власти  и  правления  требуют уточнения, прежде чем мы сможем осмысленно говорить о демократии.

Как утверждал  известный  австрийский  государствовед  Ханс  Кельзен,   критикуя большевизм,   в   19-20   столетиях   слово   “демократия”   повсюду   стало господствующим лозунгом и неудивительно, если оно, как всякий такой  лозунг, утратило определенное и твердое содержание.  Следуя  требованиям  моды,  его стали считать нужным употреблять  по  всем  возможным поводам и для всех возможных целей, так что оно стало покрывать собою самые различные  и  часто совершенно противоречащие друг другу понятия.

Отечественными  и зарубежными авторами написаны в течение столетий целые горы книг и статей по проблемам демократии, высказаны сотни, если не тысячи различных  точек зрения и суждений о том, что есть демократия, а что не является таковой, каков характер ее связи с государством, правом и  обществом. Однако вопрос о демократии и по сей день является весьма спорным  и до конца не решенным. 

Понятие демократии

Пытаясь определить, что собой представляет демократия, многие западные исследователи считают, что демократия – это: а) прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми; б) государство, страна, сообщество, имеющие демократическое правительство; в) правление большинства; г) восприятие и реализация принципа равенства прав и свобод граждан, а также их возможностей. Исходным в подобных определениях и суждениях является тезис о том, что первоначально демократия в современном ее понимании, зародившись в Греции, дословно означала «народовластие» (от demos – народ и kratos – власть). Этот же смысл вкладывается в данный термин и понятие и поныне.

В отечественной  научной литературе при рассмотрении понятия и содержания демократии исходят, так же, как и в западных источниках, из традиционного представления  о ней как о народовластии. Но в отличие от последних основной акцент при ее определении зачастую ставится не на правах и свободах граждан или на других ее атрибутах, таких, как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, – это не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод».

Это не означает, разумеется, что из поля зрения отечественных исследователей выпадают другие стороны и проявления демократии. Рассматривая ее под разными углами зрения и с позиций различных наук – философии, социологии, истории, политологии и др., многие авторы определяют демократию как особый политический режим, как некий «атрибут государства», характеризующийся «принадлежностью народу всей полноты власти, реальной возможностью трудящихся управлять обществом и государством через созданные и контролируемые ими государственные и общественные организации...».

Существуют  и другие подходы и представления  о демократии, отражающие те или  иные ее стороны и отдельные аспекты  ее проявления. Каждый из них по-своему раскрывает понятие демократии и  каждый заслуживает к себе определенного  внимания.

У такого сложного, многостороннего и нередко  внутренне противоречивого явления  и понятия, как демократия, по-видимому, нет и не может быть простого и к тому же «единственно правильного» определения и представления. Исходное же определение демократии как народовластия или, скажем, как формы государства не может в полной мере удовлетворить ни теоретические (интеллектуальные) потребности общества или его отдельных представителей, ни их практические запросы. Ибо представление о демократии как о форме государства является весьма односторонним, а представление о ней как о народовластии – слишком общим, непременно требующим определенной детализации и «расшифровки».

К тому же нельзя упускать из поля зрения тот  немаловажный факт, что у авторов, занимающихся проблемами демократии, нет четко согласующегося с реальной действительностью представления  ни о «демосе» – носителе власти, ни о «кратосе» – понятии, содержании и основных признаках самой власти.

В самом  деле, можно ли все свести к единому, удовлетворяющему всех пониманию и  толкованию демократии как народовластия, если в понятие одного из его слагаемых  – «народ» – в условиях рабовладельческого строя, согласно официальному о нем  представлению, не входила такая  огромная часть населения, как рабы? В условиях феодального строя  из него «исключались» крепостные крестьяне. В современных же условиях из его состава исключаются господствующие в обществе «эксплуататорские группы и классы». Понятием «народ» при таком подходе охватываются лишь те социальные слои, группы, и классы, «которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества».

Аналогично  дело обстоит и со второй составной  частью демократии как народовластия  – с «властью», которая в одних  случаях сводится главным образом  только к государственному феномену (государственная, законодательная, исполнительная, судебная власть), а в других случаях  – к более широкому, политическому  феномену (политическая власть в обществе).

Отсутствие  единого или хотя бы достаточно общего представления о демократии говорит, о том, что весьма важно выработать о демократии хотя бы общее представление. А оно может складываться не иначе как из выработанных веками и подтвержденных самой жизнью ее признаков и черт. Среди них необходимо выделить прежде всего следующие:

1) Демократия всегда ассоциируется с народом, его волей и интересами – с народовластием. Понятия народа, власти, а следовательно, и демократии имеют преходящий, исторический характер. По мере развития общества, государства и права меняются представления не только о народе и власти, но и об ассоциирующейся с ними демократии, а также о ее идеологах и сторонниках – демократах.

2) Демократия в реальной жизни выступает как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее бесчисленные пути и способы своего проявления. Она отнюдь не сводится лишь к политической сфере жизни общества или государства, как это иногда трактуется в литературе, а распространяется также и на другие сферы – экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферах жизни общества и деятельности государства проявляется демократия, обычно говорят и о соответствующих видах демократии. Например, если демократические принципы, нормы и идеи реализуются в политической сфере жизни общества и государства, то, несомненно, в данном случае речь идет о политической демократии. Когда же они проявляются в сфере экономики, социальной сфере жизни общества или же в области идеологии, то соответственно имеется в виду экономическая, социальная и «идеологическая» демократия.

3) Исходя из взаимосвязи и взаимодействия различных сфер «приложения» демократии, а также различных путей, форм и способов ее проявления, о демократии как явлении в каждой отдельно взятой стране можно говорить не как о случайном наборе демократических проявлений, институтов и учреждений, а как о некой их системе.

4) В реальной действительности у разделяющих различные, а тем более несовместимые друг с другом ценности и интересы слоев общества нет и не может быть общих для всех идеалов демократии. У каждого из них свои идеалы, свое представление о демосе и кратосе, о гуманизме и справедливости в установлении и осуществлении власти, о «подлинной» демократии. 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  демократии

Управление  в демократическом государстве  производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений.

В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

Современная демократия включает в себя совокупность демократических институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость политической системы. Перечислим основные признаки, характеризующие демократический  режим. Суверенитет народа - признание  этого принципа означает, что народ  является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание  этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам. Периодическая выборность основных органов власти позволяет  обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная  власть рождается из честных демократических  выборов, а не посредством военных  переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок. Всеобщее, равное и тайное избирательное  право. Выборы предполагают наличие  реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин - один голос.

Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.

Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата. Принцип разделения властей позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.

Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

Гарантия  основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений  между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола  других людей и власти, защита от нищеты и голода. Политологи выделяют три группы прав, с которыми ассоциируется  рост гражданственности:

- гражданские  - этими правами люди пользуются  как частные лица, и они защищают  граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство  всех граждан перед законом,  свобода слова, право на частную  жизнь, право не подвергаться  пыткам, наказанию без суда, свободу  вероисповедания свобода менять  местожительство и др.;

- политические  дают гражданину возможность  участвовать в процессе управления  и влиять на принятие решений  законодательными и исполнительными  органами: право избирать и быть  избранным, свобода выражения  политических суждений, свобода  голосования, право на демонстрации, право на создание политических  и общественных организаций, право  подавать петиции властям; 

- социальные. Реализация социально-экономических  прав призвана сгладить имеющееся  социальное неравенство и повысить  тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав реализуются государством через социальные программы.

Информация о работе Исторические формы демократии