Исторические формы демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 07:06, реферат

Краткое описание

Отечественными и зарубежными авторами написаны в течение столетий целые горы книг и статей по проблемам демократии, высказаны сотни, если не тысячи различных точек зрения и суждений о том, что есть демократия, а что не является таковой, каков характер ее связи с государством, правом и обществом. Однако вопрос о демократии и по сей день является весьма спорным и до конца не решенным.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Понятие демократии…………………………………………………………4

Сущность демократии……………………………………………………….8

Основные принципы………………………………………………………...11

Исторические формы демократии………………………………………....13

Заключение…………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………....18

Файлы: 1 файл

семестровая по политологии 1.docx

— 37.02 Кб (Скачать)

Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием  различных источников получения  информации, независимыми СМИ.

Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование  и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства  проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать  с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.

Разрешение  конфликтов мирным путем. Как важнейшее  достоинство демократического политического  режима в литературе отмечается то, что он обеспечивает систематическую  смену правителей мирным, ненасильственным путем. 
 
 

Основные  принципы

  Принципы  демократии - непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

  Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется  стремлением укрепить международную  антитоталитарную политику.

  Основными принципами демократии являются:

  1) политическая свобода - свобода  выбора общественного строя и  формы правления, право народа  определять и изменять конституционный строй, обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

  2) равноправие граждан - означает  равенство всех перед законом,  равную ответственность за совершенное  правонарушение, право на равную  защиту перед судом. Соблюдение  равноправия гарантируется: не  может быть привилегий или  ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных  и иных убеждений, пола, этнического  и социального происхождения,  имущественного положения, места  жительства, по языковым и иным  признакам. Важнейший аспект равноправия  — равенство прав и свобод  мужчины и женщины, которые  имеют одинаковые возможности  для их реализации;

  3) выборность органов государства  и постоянный контакт с ними  населения - предполагает формирование  органов власти и местного  самоуправления путем народного  волеизъявления, обеспечивает их  сменяемость, подконтрольность и  взаимоконтроль, равную возможность  каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;

  4) разделение властей - означает  взаимозависимость и взаимное  ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для  превращения власти в средство  подавления свободы и равенства;

  5) принятие решений по воле большинства  при обязательном соблюдении  прав меньшинства - означает сочетание  воли большинства с гарантиями  прав личности, находящейся в  меньшинстве - этническом, религиозном,  политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;

  6) плюрализм - означает многообразие  общественных явлений, расширяет  круг политического выбора, предполагает  не только плюрализм мнений, но  и политический плюрализм - множественность  партий, общественных объединений  и т.п. с различными программами  и уставами, действующими в рамках  конституции. Демократия возможна  в том случае, когда в ее  основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм  является обязательно демократическим.  Только в совокупности с другими  принципами плюрализм приобретает  универсальное значение для современной  демократии. 
 
 
 

Исторические  формы демократии

Неоднозначность феномена демократии определяется не только расхождениями в понимании  ее природы, но также длительной эволюцией  ее исторических форм.  
Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая. По их наблюдениям, в рамках родового первобытнообщинного строя все взрослые мужчины и женщины обладали правом голоса, в т.ч. в Совете рода, который выбирал руководителей рода, принимал решения об объявлении войны и о принятии в род посторонних. В то же время в рамках составленного из отдельных родов племени все решения принимал совет из старейшин и военных вождей, т.е. имело место аристократическое правление.  
Таким образом, основными признаками родовой демократии являлись следующие:  
1) Она существовала в замкнутых родовых коллективах и не распространялась на племенной уровень;  
2) Отсутствовали разделение управленческого и исполнительского труда, не было специализированного аппарата управления и принуждения;  
3) Власть вождей и старейшин опиралась не на институты принуждения, а на традиции и моральный авторитет.

      Следующей исторической формой демократии была рабовладельческая. Начало ей положили знаменитые реформы архонта (верховного правителя) Солона, которые он осуществил в 6 в. до н э., перераспределив земельные владения от аристократии в пользу широких слоев свободных граждан и закрепив их право собственности законом. Именно в результате реформ Солона возник общественный строй, опирающийся на юридически закрепленную частную собственность (чего не было нигде больше в Древнем мире), и создались условия для дальнейшего развития свобод и начал демократии в Европе и на Западе в последующее время. В числе особенностей античной демократии можно назвать следующие:  
1) Высшая власть в полисе Афины принадлежала народному собранию, контролирующей деятельность исполнительной власти полиса (т.е. совета царей);  
2) Правовое равенство свободных граждан (на рабов и мигрантов - неафинян (метеков) не распространялось);  
3) Максимальное снижение имущественных цензов для участвующих в народном собрании и поощрение малоимущих к исполнению их гражданских прав;  
4) Могла существовать только в условиях рабовладения и рабского труда, освобождающего свободных граждан для участия в политике;  
5) Могла действовать только в масштабах отдельного города (полиса), т.к. деятельность народного собрания в масштабах среднего или крупного государства невозможна;

Другим  историческим типом политической демократии явилась феодально-сословная демократия. Она была вызвана к жизни новым по сравнению с античным миром экономическим и социально-политическим строем - феодализмом. Этот период в истории человечества принято называть Средневековьем.

С утверждением раннефеодальных отношений в  Западной Европе приходит в упадок античная политическая демократия. Эпоха  Средневековья характеризовалась сначала феодальной политической раздробленностью, а затем складыванием централизованных национальных государств и установлением неограниченной власти монархов. Общество стало жестко делиться на различные сословия, усиливалась роль церкви в государственно-политической жизни, духовная власть первенствовала над властью светской, до предела были ограничены политические права и свободы широких слоев населения. Крепостной крестьянин был, по сути, политически бесправным. Деспотические формы правления складывались не только в органах власти, но пронизывали собой всю общественную жизнь - экономическую и культурную, духовную деятельность народа, личную жизнь, семейно-бытовые отношения людей.

Следующая историческая форма демократии - демократия т.н. классического либерализма, которая  утвердилась в Новое время  в результате религиозной Реформации, свержения абсолютистско-монархических  форм правления в результате буржуазных революций 16 - 18 в.в. (нидерландской, английской, французской). Торжество либеральной демократии связано с утверждением принципов гражданского общества, конституционных форм правления, идей народного суверенитета и неотъемлемых прав граждан.  
Родиной классического либерализма по праву считается Англия, где задолго до революции 1640 г. произошло ограничение ранее абсолютных прав монарха через подписание им Великой Хартии вольностей (1215 г.), существовал парламент, автономное местное управление и т.д. Основные принципы демократии классического либерализма таковы: отделение индивида от общества и государства, разграничение государства и гражданского общества, уважение прав меньшинства, правление на основе законов и минимальное вмешательство государства в экономику и т.д.

Основными характеристиками либеральной демократии являются:  
1) Индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида перед законами государства;  
2) Формальный характер: свобода понимается не как активное участие граждан в политике, а как отсутствие принуждения и ограничений в индивидуальной деятельности;  
3) Парламентаризм, преобладание представительных форм в политике (т.е. парламент выступает как высший выразитель воли всего народа);  
4) Ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, как следствие - его невмешательство в частную сферу и в экономику;  
5) Ограничение власти большинства над меньшинством: гарантия неотъемлемых прав меньшинства и отдельной личности.

Все вышеназванное  вполне естественно определяет и  очевидные недостатки либеральной  демократии. Во-первых, это прежде всего ее декларативный характер для бедных в условиях социального неравенства (права формально одинаковы, но у богатых возможностей больше), во-вторых - ограниченность из-за ставки на голосование как на основную форму участия граждан (участие в деятельности политических партий и движений, постоянный гражданский контроль за властью не предусматриваются); в-третьих - ее слабость из-за недооценки роли государства в деле управления обществом, а также из-за культивирования неограниченного индивидуализма, на деле ведущего к торжеству анархии и распаду общества.

Социалистическая  демократия - форма политической организации  общества, возникшая в результате социалистической революции под  руководством коммунистической партии на основе обобществления средств производства. Социалистическая демократия провозглашает фактическое равенство граждан и их участие в управлении государством.  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Противоречия  и проблемы развития демократии показывают, что она представляет собой принципиально  открытое различным альтернативам  и вместе с тем весьма несовершенное  устройство власти. Более того, она  не является единственно возможной  и тем более привлекательной  для всех стран и народов формой правления. К тому же ущербная, несовершенная  демократия может принести обществу не меньшие трудности, чем деспотические  и тоталитарные режимы. И все же именно демократия является сегодня  единственной и наиболее оптимальной  формой политического согласования и обеспечения разнообразных  интересов и гарантии, основополагающих прав граждан в сложносоставных  обществах. В тех странах, где  элиты и рядовые граждане стремятся  к соблюдению прав человека, где  высок авторитет закона, где люди пытаются с пониманием относиться к  интересам других народов, там демократия может буквально преобразить  их повседневную жизнь, открыв дорогу к материальному и социальному  благополучию.

      Ни  одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат «многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса». 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

     1) Политология – учебник для студентов высших учебных заведений.

    А. , «Ақыл кітабы», 1998г.

    2) В.П.  Пугачев, А.И. Соловьев. Введение  в политологию. М., « Аспект  пресс», 2000г.

    3) Кельзен Х. О сущности и значении демократии. М., «Проспект», 1996.

    4) www.tic-pr.com

    5) www.infousa.ru

Информация о работе Исторические формы демократии