Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа
Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной литературе, сколько демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Демократия: природа, принципы, особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-12
Формирование демократии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12-20
Местное самоуправление как политико-правовой институт. . . . . . . . . . . . . . .20-31
Влияние демократии на реализацию свобод в различных сферах
общественной жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31-35
Демократия в представлении политических элит в постсоветской
России эпохи Б. Ельцина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35-39
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права
на тему: «Демократия».
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
общественной жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31-35
России эпохи Б. Ельцина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35-39
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
«Демократия перед теми, кто к ней относится серьезно, ставит почти
неразрешимые проблемы, а для тех, кто ее ненавидит, оказывает почти
неограниченные возможности.»
Вацлав Гавел
Введение.
Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной литературе, сколько демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.
Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат «многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса».
Проблемы демократии на ее современном уровне – одни из главнейших в политологии. Их многоаспективность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в разных странах, определяет разнообразие, да и противоречивость как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций. Отсутствие в литературе единого определения демократии отмечается в политических словарях и учебных пособиях зарубежных и отечественных авторах. «До настоящего времени, – пишет немецкий политолог Б. Гуггенбергер, – ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было сформулировать единое определение демократии».
В настоящее время рассматривать
проблемы демократии в России –
не просто. Сложно потому, что облик
«демократов» ельцинского периода
значительно «потускнел» в
Но что бы ни говорили по этому поводу, никто не снимает прежде всего с представителей высших эшелонов политической власти решения проблемы демократизации нашего общества в современном понимании этого слова.
Обратимся к прошлому. Демократия имеет длительную и давнюю историю. Проблема демократии всегда привлекала и привлекает внимание философов, юристов и других представителей научных направлений. Особое внимание уделяется общему понятию демократии, и демократии как сложному многогранному образованию, проявляемому в различных сферах жизни общества – экономической, социальной, культурной, политической и др.
Рассмотрим демократию как форму политической жизни с учетом ее политико-правовой стороны и того, что в процессе углубления демократизации заинтересованы все субъекты политической системы. Актуальность этого вопроса определяется многими факторами, в частности тем, что современная Россия находится в активном поиске своего дальнейшего пути развития, появляются тенденции, не благоприятствующие участию граждан в политической жизни, кое-где наблюдается переход демократических институтов и процедур в свою противоположность. Очевидно то, что степень демократизма российского общества находит выражение в его политической системе, эффективности деятельности ее институтов.
Термин «демократия» происходит от греческого слова «demokratia», состоящего из двух слов «demos» - народ и «kratos» - власть народа. Следовательно, буквальный перевод слова «демократия» - власть народа. Развернутое, образное определение «демократии» в свое время было дано А.Линкольном, шестнадцатым президентом США: демократия – это «правление народа, избранное народом и для народа».
Демократия как социальное образование и свойственные ей демократические формы организации политической жизни, формировалась на протяжении многих столетий. В историческом плане в качестве классического образца античной демократии исследователями признаются города-государства Древней Греции. Древнегреческая демократия отличалась следующей особенностью: при ней была введена система прямого правления, при которой весь народ принимал участие в осуществлении законодательной власти, а система представительства ей не была свойственна. Это объясняется ограниченными размерами демократического государства, население которого, как правило, не превышало 10 тысяч граждан.
Преемственницей этого опыта стала Римская республика, в период существования которой под механизм демократии была подведена определенная правовая основа.
В средние века демократия по-прежнему была социально усеченной и ориентированной на меньшинство. Вместе с тем итальянское Возрождение, господин Великий Новгород – во многом плод средневековой демократии. Отметим и то, что заметной вехой в становлении демократических форм политической жизни в средневековый период явились институты сословного представительства.
Новое время – эпоха становления капитализма. С Новым временем, обусловленным периодом буржуазных революций, демократия рассматривается как форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. По мнению буревестника Великой французской революции Ж.Ж. Руссо, основным субъектом новых отношений является народ, который демократическим путем устанавливает законы на основе своего суверенитета как предпосылки демократии.
Французский мыслитель ХIХ в.А. де Токвиль в своем классическом труде «Демократия в Америке» пришел к выводу, что «сущность демократического правления представляет собой верховенство большинства».
Опыт Западной Европы, вместе с тем, показывает, что демократические принципы воплощаются в действительность сложным и противоречивым путем, нередко приводят к неожиданным последствиям и глубоким разочарованиям.
Установленный после буржуазной
революции демократический
Как видно, буржуазная демократия – объект разноречивых оценок, поскольку она столкнулась с другими, возможно более сложными проблемами. Одна из них – противоречие между большим влиянием масс на политический процесс, с одной стороны, и низким уровнем их общей и особенно политической культуры – с другой. Преувеличение ценностей буржуазной демократии переплетается с критическими её оценками, характеристиками и прогнозами, что особенно отчетливо проявляется в настоящее время в связи с военной компанией США в Ираке.
Известно, что К. Маркс признавал демократическую роль государства, что служило ориентацией для многих политических течений социалистической направленности. Касаясь российского политического опыта предоктябрьского и следующего за ним периода отметим, что демократия была на знамени всех основных субъектов политики того времени – конституционных демократов (кадетов), социал-революционеров (эсеров) и социал-демократов (большевиков и меньшевиков).
Проблема демократии привлекла внимание и В.И. Ленина, утверждавшего, что демократия – не самоцель, а своеобразный инструмент решения политических и иных задач. Поэтому «необходимо расширять демократию, не делая из нее фетиша». Кстати, в литературе признается, что ленинский НЭП был классикой революционной авторитарной демократии.
Сталинизм как режим, установившийся в последующее время, - осуществил радикальный разрыв с этой перспективной тенденцией. Сталинская тоталитарная «демократия» господствовала в нашей стране примерно четверть века. По сути, эта «демократия» представляла собой мифократию и прикрытие безнравственности и цинизма во внутренней и внешней политике советского государства. В этой связи уместно напомнить, что «Сталинскую конституцию 1936 г. украшал такой блок всеобщих социальных прав и свобод, который и в розовых снах не снился творцам буржуазных конституций».
Обращает на себя внимание
неопределенность понятия «демократия»,
содержащегося в
В политологии утверждается, что «демократия - форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти – народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантии прав и свобод личности и т.д.».
Приведенные и другие дефиниции этого плана позволяют признать следующее: демократия – это форма организации общества, при которой в наибольшей степени обеспечиваются права и свободы граждан, реализуются принципы социальной справедливости, созданы условия для эффективного развития экономики, социальной и политической сферы, сохранения и развития культурно-нравственной среды обитания людей.
По-видимому, у такого сложного, многостороннего и, нередко, внутренне противоречивого понятия, как демократия, нет и не может быть простого и к тому же «единственно правильного» определения и представления. Существование демократии, её изначальная и непреходящая противоречивость всегда вызывали нередко полярные подходы и оценки смысла и значимости этого феномена. С одной стороны, преобладают представления о демократии как о высшей форме политического устройства общества, с другой – отношение к ней определяется с позиции свойственных ей недостатков рассмотрения в качестве несовершенной формы политического процесса. В этом контексте отметим, что многозначность, неясность понятия «демократия» открывает огромные возможности для произвольного его толкования и нередко признания демократическими тех государств, правящих режимов и политических систем, которые, по сути, никогда не были таковыми.
Демократию как форму организации общества можно исследовать на различных уровнях, трактовать в нескольких значениях. Многие исследователи считают, что «демократия» это: