Демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:52, реферат

Краткое описание

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов[4][прим. 1]
Народ является единственно легитимным источником власти[5][6]
Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов[7][8]

Файлы: 1 файл

Социология (2).docx

— 19.54 Кб (Скачать)

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

Назначение лидеров  управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов[4][прим. 1]

Народ является единственно  легитимным источником власти[5][6]

Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и  удовлетворения общих интересов[7][8] 

Народное правление  требует обеспечения ряда прав для  каждого члена общества. С демократией  связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др. 

Поскольку идеал  народовластия труднодостижим и  подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью  была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных  ими депутатов и других должностных  лиц путём делегирования им части  собственных прав, при этом выбранные  руководители принимают решения  с учётом предпочтений руководимых  и отвечают перед ними за свои действия[9]. 

Одной из распространённых целей демократии является ограничение  произвола и злоупотреблений  властью. Этой цели часто не удавалось  достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели  эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах  народовластие отождествляется  с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых  кандидаты свободно соревнуются  за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей  и конституционные ограничения  власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых  свобод. С другой стороны, некоторые  левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений  требует обеспечения социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства. 

Ряд авторитарных режимов  имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью  обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней  четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих  перед ней проблем относятся  сепаратизм, терроризм, миграция населения. Международные организации, такие  как ООН, ОБСЕ и ЕС, предполагают, что контроль над внутренними  делами государства, включая вопросы  демократии, частично оказывается в  сфере влияния других стран.

Идеальная демократия

Термин «идеальная демократия» имеет два значения[10]. Согласно первому, идеал понимается как наилучшая система из возможных. Согласно второму, идеальная система является «очищенным» вариантом реально существующих систем. Второе значение обсуждается в разделе Основные институты либеральной демократии. Чтобы сформулировать идеал народовластия в первом значении, необходимо ответить на ряд принципиальных вопросов:

Лучше или хуже демократия других форм правления?

Что из себя представляет объединение или территориальная единица, в которой учреждается демократия?

Какие члены этого  объединения имеют право участвовать  в процессе принятия решений, то есть, являются полноправными гражданами?

Какой политический механизм используют граждане для управления?

Если среди граждан  нет единодушия по поводу какого-либо вопроса, чьё мнение играет решающую роль?

Если это мнение большинства, то как определить это большинство?

Что необходимо для  стабильности демократической системы?

Все эти вопросы  допускают широкий спектр ответов. Например, большинство может рассчитываться на основе полного числа граждан, числа принявших участие в  голосовании, числа представителей от более мелких объединений или  территориальных единиц и т. д. На протяжении истории стандарты демократии претерпели значительную эволюцию.

Согласно Роберту  Далю[10], идея демократии предполагает наличие некоторого общества (демоса), где каждый член одинаково компетентен  для участия в управлении этим обществом. Принятие политических решений  в соответствии с данным принципом  требует, чтобы все члены общества имели равные и эффективные возможности

сообщать свои политические взгляды другим;

получать сведения об альтернативных предложениях и об их вероятных последствиях;

устанавливать, каким  образом следует отбирать предложения  для окончательного принятия решения;

участвовать в окончательном  выборе решения путём равного  голосования.

Перечисленные критерии описывают не только политический процесс, но и связанные с этим процессом  права каждого члена общества[15]. В частности, демократическое государство  должно обеспечивать защиту личных свобод хотя бы в той степени, которая  необходима для открытости и состязательности избирательного процесса. Наиболее важными  являются право участвовать в  голосовании, свобода голосования, право выставлять свою кандидатуру  на выборах, свобода выражать свои политические взгляды в СМИ, свобода создавать  политические группы и право участвовать  в их деятельности.Один из фундаментальных вопросов демократической модели заключается в определении круга лиц, на которых распространяется политическое равенство (то есть, демоса)[16]. Если речь идёт о государстве, где все полноправные граждане обладают равными возможностями в управлении страной, это вопрос о гражданстве. Согласно современным взглядам, все или почти все взрослые жители, на которых распространяется власть демократического государства, должны быть полноправными гражданами.

Институты демократии 

Сравнение подходов к реализации демократии в разных странах показывает, что каждый из них по-своему уникален. Вместе с  тем, возможно провести различные классификации: по доминирующей ветви власти, по региональной иерархии власти, по числу партий и т. д. Дальнейшее обобщение позволяет выявить базовые политические институты, необходимые (хотя, возможно, недостаточные) для достижения идеальной демократии.

Практическая реализация демократии зависит от множества  обстоятельств, в особенности от численности населения и размера  территории[17]. По сравнению с крупными административными единицами, небольшие  единицы более однородны по составу  и предоставляют лучшие возможности  для непосредственного участия  в политической жизни. В компактных сообществах возможно организовать эффективные дискуссии и предоставить широкие возможности для граждан оказывать влияние на проводимую политику. Поэтому меньшим по размеру структурам проще удовлетворить критериям демократии. В то же время с уменьшением размера понижается реальный объём власти и возможностей для решения проблем, в особенности по вопросам обороны и экономики. Один из путей решения данного противоречия лежит в разделении сфер влияния между административными и общественными единицами различных уровней, в частности, путём наделения городов и регионов автономией. Наиболее распространённый метод заключается в использовании в крупных единицах представительных форм правления[15]. 

Типология демократических  систем

 Преференцированное голосование в пропорциональной избирательной системе

Между политическими  институтами в разных демократических  странах имеются значительные различия[18]. Ниже перечислены основные типы демократических  систем.

Доминирующая ветвь  власти

Парламентская демократия. Правительство назначается законодательным  органом власти. Правительство и его глава (премьер-министр) также могут быть подотчётны церемониальному главе государства (монарху, президенту или специальному органу). В парламентской республике глава государства периодически избирается парламентом, или эту должность совмещает председатель правительства.

Президентская республика. Президент выбирается народом напрямую и является главой исполнительной власти.

существуют также  смешанные системы. 

Региональная иерархия власти

Унитарное государство. Политическая власть сосредоточена  в руках центрального правительства, которое определяет объёмы властных полномочий региональных органов власти.

Федерация. Согласно конституции, власть поделена между  центральным правительством и относительно автономными региональными правительствами. 

Структура законодательной  власти

Однопалатный парламент. Нормативные акты принимаются на заседаниях с участием всех членов парламента.

Двухпалатный парламент. Законодательное собрание состоит  из двух палат, которые формируются  и функционируют раздельно. Одни нормативные акты могут требовать  одобрения только одной палаты, другие — обеих палат. 

Система выборов  в представительные органы

Мажоритарная избирательная  система. Территория поделена на округа, каждый из которых имеет право  на одного представителя в законодательном  собрании. Этим депутатом становится кандидат, набравший большинство  голосов.

Пропорциональная  избирательная система. Политические партии в законодательном собрании получают число мест, пропорциональное числу набранных ими голосов.

Групповая избирательная  система. Определённые группы населения  выдвигают своих депутатов согласно заранее обговоренной квоте.

Число ведущих партий

Двухпартийная система. В политическом спектре доминируют две крупные партии.

Многопартийная система. Назначению правительства обычно предшествует формирование правящей коалиции из двух или более партий, представленных в законодательном собрании.

Формы демократии 

В современную эпоху  демократия является основой политического  развития человечества. Существует несколько  форм демократии: 

1)      Прямая  демократия, появившаяся еще в  древности и предполагающая принятие  государственных решений всеми  гражданами страны. 

2)      Плебисцитарная  демократия – народовластие с  выбором авторитетного лидера, который  принимает решения на основе  одобрения всех граждан. Предшественник  такой формы демократии – военная  демократия, включающая элементы  родового строя. 

3)      Плюралистическая (представительная) демократия –  государственное устройство, в котором  гражданское население выбирает  представителя с целью предоставления  ему возможности решать государственные  дела. 

4)      Цензовая  демократия – некое подобие  представительной демократии, правда здесь население выбирает не одного представителя, а целую группу, круг лиц, которому доверяют решение важных вопросов. Цензовая демократия может быть элитарной и классовой (пролетарская, буржуазная). 

   На современном  этапе идет интеграция различных  форм демократии. Ключевой элемент  здесь народное волеизъявление, которое подразумевает обязательное  наличие ветвей власти, образование  которых происходит на основе  тайных, всеобщих выборов. Также  важным является развитие необходимых  демократических элементов: свободы  слова, печати, создания общественных  организаций и т.д. 

   Основа современной  демократии – принцип народного  представительства. Суть его:  избиратели определяют цель, а  избранный- средства и лучшие возможности для ее быстрого достижения. Также немаловажным является и то, что представительные органы избираются на какой-то определенный промежуток времени, за который у них имеется возможность показать себя и продемонстрировать всю свою полезность народу. Благодаря временному характеру народного представительства исключается возможность развития тоталитаризма и стремления пользования неограниченной властью в корыстных целях.  

   Принцип разделения  властей – неотъемлемый элемент  демократического государства. Государственные  органы, обладающие различной властью,  выполняют определенную функцию.  Ветви власти должны оптимально  взаимодействовать друг с другом  и даже обладать взаимовлиянием. Однако независимость судебной  власти – главное условие демократического  режима. 

Информация о работе Демократия