Англосаксонская система государственного управления Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - изучение системы государственного управления в современной монархии, на примере Великобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть историю создания и особенности англосаксонской системы;
изучить систему государственного управления Великобритании;
проанализировать систему государственного управления Великобритании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНГЛОСАКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 5
1.1 История создания и особенности англосаксонской системы
государственного управления 5
1.2 Система государственного управления Великобритании 13
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 19
2.1 Институциональный анализ системы государственного управления 19
2.2 Функциональный анализ системы государственного управления 23
2.3 Организационный анализ государственного управления 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

англосаксонская система государственного управления великобритании.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     Важнейшая часть любой писаной конституции - хартия, билль или отдельный раздел, посвященный основным правам человека. В британской конституции такого обобщающего раздела или акта нет; несколько законодательных текстов содержат лишь отдельные права и свободы, регулируют главным образом вопросы, связанные с произвольным арестом, с правами сторон в судопроизводстве. Политические права устанавливаются несколькими актами парламента (о народном представительстве 1983 г. и др.), многие права и свободы определяются судебными прецедентами.

     Для британской конституции в большей  мере, чем для других основных законов капиталистических стран, свойственен формализм, разрыв с действительностью. Этому способствует и то обстоятельство, что многие нормы, институты, органы, созданные очень давно, иногда несколько веков назад, официально продолжают действовать, не будучи отмененными. Будучи конституционной монархией, Великобритания формально управляется монархом с весьма обширными юридическими полномочиями. При монархе состоит тайный совет, который опять же по конституции помогает управлять ему страной. Все законодательные, исполнительные и судебные органы формально получают свою власть от монарха, Фактически же страной управляет правительство, а точнее премьер - министр, в подчинении которого находится и парламент. Тайный совет существует и поныне, но монарх не является “хозяином” даже этого органа; его состав формируется помимо монаршей воли.

     2.2 Функциональный анализ системы государственного управления

     Палата  лордов состоит из наследственных пэров, принцев королевской крови, представителей пэров Шотландии, пожизненных ирландских пэров и высших духовных и судебных сановников.

     Численный состав палаты законом неустановлен. Однако, как правило, в работе палаты принимает участие около 80-90 человек.

     Юридически  законодательным органом является палата общин, которую часто и именуют парламентом. Она состоит из 630 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием.

     Активным  избирательным правом пользуются английские подданные обоего пола, достигшие возраста в 18 лет год и проживающие в соответствующем избирательном округе к моменту регистрации избирателей. В стране действует мажоритарная избирательная система.

     В состав правительства входят министры, возглавляющие соответствующие  министерства, министры, не имеющие в своем подчинении конкретных ведомств и выполняющие по указанию премьер-министра определенные поручения, лорд-канцлер, занимающийся юридическими и конституционными вопросами, лица, возглавляющие юридические учреждения (генеральный прокурор и др.), а также парламентские секретари и заместители министров.

     В правительстве существует руководящее  ядро - кабинет, состоящий из группы министров, отбираемых премьер-министром.

     Премьер-министром  фактически всегда становится лидер  политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин. Занимая исключительное место в системе государственных органов, премьер - министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ему влиять на все стороны политической жизни страны. Премьер-министр (является одновременно первым лордом казначейства и министром по делам гражданской службы) располагает обширными полномочиями по назначению высших должностных лиц в государстве: подбирает членов кабинета и министров, которые утверждаются монархом в соответствии с его характеристиками, дает рекомендации, а фактически самостоятельно формирует высший состав англиканской церкви, выдвигает высших судебных лиц, высших чиновников гражданской администрации. В отличие от других капиталистических стран в Великобритании существует особое понятие правительства. Оно охватывает два органа: само правительство, включающее всех министров, в таком составе никогда не собирающихся вместе, и кабинет, в который входит около 20 членов правительства, как связанных с процессом управления отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющих к этому никакого отношения. Названная структура правительства сложилась в силу исторических причин. Особенности структуры нисколько не влияют на развитие установившейся тенденции, направленной на свертывание коллегиальных форм в деятельности правительства в пользу одного лица - премьер-министра и отражающей организационную консолидацию и совершенствование государственного аппарата.

     Законодательная власть согласно британской конституции  принадлежит парламенту, состоящему из монарха, палаты лордов и палаты общин. Формализм пронизывает и эту “ветвь” государственной власти. Родоначальник всех буржуазных парламентов - британский парламент в целом и палата общин, как важнейшая его часть, - утратили свою прежнюю зависимость в решении государственных дел; большинство его полномочий осуществляется под руководством кабинета министров через механизм партийного контроля.

     Кажущийся олицетворением малоподвижности, консерватизма, хранителем средневековых традиций британский парламент, однако, постоянно приспосабливается к меняющимся условиям. Это утверждение, в частности, относится к его внутренней структуре. В 1967 г. была введена должность парламентского комиссара по контролю за деятельностью администрации (разновидность омбудсмена), на которого возложены функции по рассмотрению жалоб на “плохое” управление, когда того требуют члены палаты общин. Расследования касаются действий, предпринятых центральными органами управления страны, но не политических вопросов (юридически последние подконтрольны парламенту). В 1979г. палата общин провела значительную реформу своих комитетов. Почти все существовавшие комитеты были упразднены, за исключением нескольких (по привилегиям, юридической документации, например), и было создано 12 новых комитетов, соответствующих основным направлениям деятельности министерств.

     Основная  причина, мешающая упразднить парламентскую  структуру - заинтересованность правящих партий в существовании палаты лордов. Основная позиция консервативной партии всегда была одной и той же: защита этого недемократического элемента в системе государственной власти страны. Предложения консерваторов всегда сводились к минимальным реформам, не угрожающим существованию палаты.

     Господство  двухпартийной системы приводит к тому, что одна из партий - консервативная или лейбористская - обладает большинством мест в палате общин. Правительство, контролирующее это большинство, фактически осуществляет полномочия парламента. Практически только правительство обладает законодательной инициативой и ни один законопроект, исходящий от депутатов не может быть принят, если он не пользуется правительственной поддержкой. Принимаемое в широких масштабах делегированное законодательство, почти не подверженной парламентскому контролю, бессилие парламента в финансовой и бюджетной областях, как и в сфере контроля за деятельностью правительства, - все это говорит об упадке британского парламента, “матери парламентов”, знавшего в прошлом лучшие времена.

     2.3 Организационный анализ государственного управления

     Процесс перемещения центра власти от парламента к правительству весьма остро  поставил вопрос о самом предназначении представительного органа, его реальном положении в конституционной системе. В последние три десятилетия в Англии были проведены серьезные реформы, общий смысл которых сводился к тому, чтобы повысить эффективность деятельности парламента, обеспечить парламентариям более широкие возможности для участия в осуществлении основных функций представительного органа. Была реорганизована система парламентских комитетов, создана должность омбудсмена, приняты меры по повышению профессионализма депутатов и пр. При этом “праотец” парламентов изучал и осваивал новый опыт других стран и часто заимствовал ту практику, которую считал для себя выгодной и полезной (американская система комитетов по расследованию деятельности министерств, институт уполномоченного по контролю за недолжными действиями государственных органов и должностных лиц и пр.).

     Рассмотрим  особенности формирования и функционарования палаты общин.

     Одна  из важнейших особенностей парламента (собственно, его основной части — палаты общин) — выборность. Это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране. Порядок проведения выборов определяется парламентским законодательством.

     Активное  избирательное право. Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет.

     Право участия в голосовании принадлежит  всем британским гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Не могут принимать участия в выборах: 1) иностранцы (aliens); 2) лица, не достигшие 18-летнего возраста к моменту выборов; 3) душевнобольные; 4) пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии); 5) лица, осужденные за тяжкие уголовные преступления (в течение срока содержания под стражей); 6) лица, осужденные за совершение правонарушений, входящих в категорию “бесчестных и незаконных приемов на выборах”.

     Пассивное избирательное право. В английском праве отсутствует перечень основных условий, которым должен отвечать член палаты общин. Имеется перечень условий, лишающих права быть членом палаты общин, а следовательно, и кандидатом на выборах. Соответствующие нормы содержатся в парламентских законах и нормах общего права.

     Организация парламентских выборов. Общие выборы в стране проводятся после досрочного роспуска парламента или истечения максимального срока его полномочий. Практически, однако, срок полномочий ни одного из парламенте послевоенных созывов не достигал пяти лет. Средняя продолжительность полномочий парламента одного созыва равнялась трем-четырем годам. Соответственно и средний промежуток между двумя выборами исчислялся этим сроком.

     Помимо  общих выборов в палату общин, проводящихся одновременно на территории всей страны, возможны так называемые “промежуточные” (или дополнительные) выборы, которые проводятся в отдельных избирательных округах в связи с вакансией, открывшейся в результате смерти или отставки депутата от данного округа.

     В отличие от других государств Западной Европы, в Англии не существует каких-либо специальных центральных органов по проведению выборов. Нет их и в избирательных округах. Общее руководство организацией выборов в масштабе всей страны осуществляет министерство внутренних дел, а в избирательных округах — чиновник по выборам (в этом качестве выступают шерифы графств и председатели местных советов).

     Деление страны на избирательные  округа. С целью проведения выборов в палату общин страна разделена на 650 избирательных округов. Из 650 членов палаты общин 523 избираются от Англии, 72 — от Шотландии, 38 — от Уэльса, 17—от Северной Ирландии.

     Выдвижение  кандидатов. В Великобритании не существует какого-либо ограничения числа кандидатов, которые могут быть выставлены в избирательном округе. Стадия выдвижения (номинации) кандидатов чрезвычайно проста. Кандидат должен представить чиновнику по выборам так называемый “документ о номинации”. Этот документ заполняется кандидатом и подписывается десятью гражданами. Требуется также вручить чиновнику по выборам заявление о согласии на номинацию и внести избирательный залог. Документ вручается в течение определенного срока: с 10 ч утра до 15 ч дня, следующего за опубликованием уведомления о выборах, но не позднее, чем через восемь дней после издания прокламации о созыве нового парламента.

     Кандидат  должен уплатить избирательный залог. В случае, если кандидат соберет менее 5% голосов избирателей, внесенный им залог пропадает.

     Практически кандидаты выдвигаются политическими  партиями. Кандидат подбирается из претендентов, предварительно одобренных центральным руководством из внесенных в соответствующий список.

     На  парламентских выборах выдвигается  в среднем 2300— 2500 кандидатов. Кандидат, выдвинутый в установленном порядке, вправе назначить так называемого агента по выборам (он сам может выступать в этом качестве).

     Процедура голосования и  подсчета голосов. В парламентских выборах участвует довольно высокий процент избирателей (70—80% от общего числа избирательного корпуса). Это существенно отличает парламентские выборы от местных, где обычно участвует не более 40—50% избирателей, а в некоторых случаях — 30%.

     Голосование производится путем подачи бюллетеня, результат определяется при подсчете голосов, отданных каждому кандидату. В день выборов избиратель обязан лично явиться в соответствующий  избирательный участок в своем  избирательном округе, где ему вручается избирательный бюллетень. Избиратель, получив бюллетень, входит в кабину для голосования, делает отметку рядом с именем одного из кандидатов, сворачивает избирательный бюллетень и бросает его в урну для голосования.

     По  окончании голосования все урны передаются в центральный участок по подсчету голосов в избирательном округе. Подсчет голосов производится в присутствии агентов по подсчету голосов.

     Партийный состав палаты.По своему социальному составу большинство парламентариев — лица, принадлежащие к так называемому “среднему классу. В основном это представители таких профессий, как юристы, преподаватели высших учебных заведений, учителя. Что касается выходцев из рабочего класса, то в консервативной партии их число не превышает 1%, в лейбористской партии их 12—18%. Большинство парламентариев (около 80%) имеют высшее образование. По своему возрастному составу большинство парламентариев находится в возрастной группе 30—60-летних (не более 2% — лица 21— 30 лет, около 14% — свыше 60 лет). В палате общин 42 депутата — женщины.

     Главный фактор, оказывающий влияние на состав депутатов, — то, что все 650 членов палаты (за исключением спикера) представляют политические партии. В палате общин, образованной после выборов 1987 г., 375 депутатов — от консервативной партии, 229 — от лейбористской, 17 — от либеральной, 5 — от социал-демократической, 24 — от других партий (Ольстерские националисты, Шинн Фейн, Шотландская национальная партия).

Информация о работе Англосаксонская система государственного управления Великобритании