Англосаксонская система государственного управления Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - изучение системы государственного управления в современной монархии, на примере Великобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть историю создания и особенности англосаксонской системы;
изучить систему государственного управления Великобритании;
проанализировать систему государственного управления Великобритании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНГЛОСАКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 5
1.1 История создания и особенности англосаксонской системы
государственного управления 5
1.2 Система государственного управления Великобритании 13
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 19
2.1 Институциональный анализ системы государственного управления 19
2.2 Функциональный анализ системы государственного управления 23
2.3 Организационный анализ государственного управления 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

англосаксонская система государственного управления великобритании.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     Партийные фракции — базовые единицы  в палате общин. Они именуются  парламентскими партиями. Термин “партия” означает, что фракции в палате общин являются независимыми, автономными образованиями и не связаны в своей деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне парламента.

     Партийные фракции имеют особых должностных  лиц в палате, роль которых чрезвычайно велика в организации всего хода парламентского производства. Это парламентские организаторы партий, официально именуемые “кнутами”. Должность “кнута” не предусмотрена правилами парламентской процедуры. Она появилась в ходе эволюции партийной организации в палате общин.

     Правила парламентской процедуры

     В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого  писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы зафиксированы основные принципы внутренней организации палаты общин. Это не значит, что британский парламент не руководствуется в своей деятельности никакими правилами. Напротив, вопросам процедуры придается чрезвычайно большое значение в парламентском производстве. Это означает лишь, что правила процедуры не кодифицированы и содержатся не в одном документе, а в различных источниках (“практика” парламента, постоянные и сессионные правила, решения спикера, законы).

     Основной  источник парламентской процедуры  в настоящее время — постоянные правила. Они принимаются, изменяются и отменяются палатой в обычном порядке. Их действие продолжается и после окончания сессии, на которой они были приняты. Действие постоянного правила может быть приостановлено палатой в любой момент в порядке обычного голосования простым большинством голосов.

     Организация парламентских сессий и заседаний палаты общин. Созыв и роспуск парламента являются прерогативой главы государства и производятся путем издания королевской прокламации. Эти полномочия осуществляются королевой по совету премьер-министра.

     Срок  полномочий парламента одного созыва равен пяти годам. Парламент может быть распущен досрочно. Парламентские сессии созываются ежегодно.

     Должностные лица палаты общин. Должностными лицами палаты общин являются спикер, его заместитель, именуемый также председателем комитета путей и средств (Chairman of Ways and Means) и два заместителя председателя комитета путей и средств (Deputy Chairman of Ways and Means). Они избираются палатой из числа депутатов.

     Правовой  статус члена парламента

     В Англии отсутствуют законодательные нормы, устанавливающие обязанности депутата по отношению к избирателям и его ответственность перед ними. Здесь провозглашается доктрина независимости депутата от избирателей. Считается, что депутат представляет всю нацию, а не отдельные группы избирателей. На выборах избиратели не дают депутатам наказа. На депутате не лежит юридическая обязанность отчитываться перед избирателями. Нет и института отзыва депутатов.

     Законодательная деятельность

     Парламент — высший законодательный орган  страны. Верховная власть в области законодательства вверяется парламенту в целом. Это — “королева в парламенте”, то есть королева и две палаты парламента. Это значит, что законопроекты, принятые обеими палатами парламента, становятся законами после их одобрения королевой. По существу, когда говорят о верховной законодательной власти, имеют в виду палату общин: она — центральная составная часть законодательного механизма.

     Делегированное  законодательство. Парламент — верховное законодательное учреждение, и ни один орган не может законодательствовать без его уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, в том числе и законодательные, оставляя за собой лишь общий контроль за их осуществлением. Издаваемые правительством на основании законов постановления называются поэтому актами делегированного законодательства.

     Рассмотрим  особенности формирования и функционирования палаты лордов.

     Палата  лордов формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Это пэры парламента. Они подразделяются на духовных и светских, потомственных и пожизненных.

     В палате лордов, как и в палате общин, также существует деление  на партийные группы, но его влияние не столь значительно, как в палате общин. Лорды более независимы от партий и избирателей и меньше связаны партийной дисциплиной.

     Должностные лица палаты лордов. Председатель палаты — лорд-канцлер. Его статус и роль в палате значительно отличаются от того положения, какое занимает спикер в палате общин. Лорд-канцлер — член кабинета и назначается лично премьер-министром. Он является также главой судебной системы страны. В палате лордов имеются лорд-председатель комитетов и его заместитель, которые председательствуют вместо лорд-канцлера, когда палата преобразуется в заседание комитета всей палаты (при рассмотрении законопроектов в стадии комитета). Они назначаются палатой ежегодно в начале сессии.

     Постоянным  должностным лицом палаты лордов является клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям клерка палаты общин и в подчинении которого работает постоянный штат клерков, занятых делопроизводством палаты.

     Законодательная деятельность. Члены палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законопроекты могут вноситься в палату лордов. Полномочия палаты в области законодательства определяются законами о парламенте 1911—1949 г. В качестве части верховного законодательного органа палата лордов рассматривает и принимает с поправками или без поправок законопроекты, принятые палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето.

     В главе 2 проведен детальный анализ системы  государственного управления Великобритании: проанализированы основные институты, особенности их функционирования и организации.

 

      заключение

     Проводимое  исследование позволило сделать  следующие выводы:

  1. Система государственного управления – это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти и имеющую функциональную специфику.
  2. Система государственного управления - это исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственными, социально – культурными делами.
  3. Система государственного управления это – целое, состоящее из следующих подсистем: муниципального уровня, регионального и центрального уровня управления.
  4. Государственное управление имеет специфические признаки: это линейность, включенность в механизм и субординацию.

     Отличительной особенностью англосаксонской системы  государственного управления Великобритании является прецедентная система права: в основе государственного устройства лежат важнейшие парламентские статуты, конституционные обычаи, решения высших судебных органов.

     Монархическая форма правления до сих пор распространена в мире, приблизительно пятая часть государств являются монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.

     Великобритания  – парламентская монархия, главой государства является король (королева). Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. В настоящее время королевой Великобритании является Елизавета II. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер – министр. Премьер – министра назначает королева лидера партии, получившее абсолютное большинство мандатов в палате общин.

 

      Список использованных источников и литературы

  1. Абрамов, В.С. Статус монарха // Государство и право. – 2007. – №5. – с. 48–52.
  2. Алехин, А.П. Административное право / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов – М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 2006. – 259 с.
  3. Атаманчук, Г.В. Жаждущих власти не счесть, а способных управлять почти не видно // Российская газета. – 2006. – №12. – С. 3.
  4. Атаманчук, Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления / Г. В. Атаманчук. – М.: Юридическая литература, 2006. – 326 с.
  5. Василенко, И.А. Институт госуправления в Великобритании // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – №6. – С. 28–37.
  6. Гуревич, Е.А. Исполнительная власть в Великобритании // Госслужба. Правовые аспекты: Зарубежный опыт. Выпуск 5. – М: РАГС, 2006. – С. 102–108.
  7. Клешдов, М.Я. Информационные системы органов государственного управления / М. Я. Клешдов – М.: РАГС. 2006. – 315 с.
  8. Пикулькин, А.Б. Система государственного управления / А. Б. Пикулькин – М.: Пресс, 2007. – 263 с.
  9. Победоносцев, К.П. Великая ложь нашего времени / К. П. Победоносцев. – СПб., 2007. – 267 с.
  10. Слепцов, Н.С. Проблемы формирования государственной региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих // Социологическое обеспечение государственной службы. – М.: РАГС, – 2006. – №10. – с. 36–38.
  11. Федулов, Ю.Г. Автоматизированные системы организационного управления. – М.: РАГС, 2007. – 196 с.
  12. Чибкин, В.Е. Государствоведение / В. Е. Чибкин – М.: Ника, 2008. – 315 с.
  13. Чиркин, А.Б. Государствоведение / А. Б Чиркин – М.: Наука, 2006. – 321 с.
  14. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2009. – 247 с.
  15. Чуклинов, А.Е. «Прозрачная» государственная политика: некоторые проблемы теории и практики / А. Е. Чуклинов. – М.: Инфинити, 2007. – 285 с.
  16. Чуклинов, А.Е. Прозрачность как антикоррупционный механизм в системе государственного управления // Государство и право. – 2006. – №6. – с. 26–29.
  17. Шамхалов, Ф.И. Основы теории государственного управления / Ф. И. Шамхалов – М.: Юнити-Дана, 2006. – 269 с
  18. Независимая энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org – режим доступа: свободный.

Информация о работе Англосаксонская система государственного управления Великобритании