Англосаксонская система государственного управления Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - изучение системы государственного управления в современной монархии, на примере Великобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть историю создания и особенности англосаксонской системы;
изучить систему государственного управления Великобритании;
проанализировать систему государственного управления Великобритании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНГЛОСАКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 5
1.1 История создания и особенности англосаксонской системы
государственного управления 5
1.2 Система государственного управления Великобритании 13
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 19
2.1 Институциональный анализ системы государственного управления 19
2.2 Функциональный анализ системы государственного управления 23
2.3 Организационный анализ государственного управления 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

англосаксонская система государственного управления великобритании.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

министерство  образования и  науки российской федерации

государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Дальневосточная академия государственной  службы  

Факультет государственного и  муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

                                                                                     

    
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Система государственного управления» 

    АНГЛОСАКСОНСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 
     
     
     
     
     
     

Студент

Группа

 
подпись
 
   
дата
 
Научный руководитель  
подпись
 
   
дата
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Хабаровск 2011

 

      содержание

 

      Введение

     Актуальность  темы. В последние десятилетия в Великобритании осуществляются радикальные конституционные реформы, трансформирующие всю систему государственного управления. Эти реформы, в частности, были вызваны вступлением Соединенного Королевства в Европейский Союз и обязательствами приведения внутреннего законодательства в соответствие с законодательством данной организации. Одним из элементов конституционных преобразований в Великобритании является реформа местного управления. Основными направлениями данной реформы являются: модернизация процесса принятия решений, оптимизация механизма обслуживания населения, изменение структуры местного управления и организации местной исполнительной власти (в том числе и введение прямых выборов мэра в отдельных территориальных единицах), обеспечение развития экономики и благосостояния населения, охрана окружающей природной среды, а также выработка новых этических рамок поведения должностных лиц органов местного управления.

     Цель  данного исследования - изучение системы государственного управления в современной монархии, на примере Великобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть историю создания и особенности англосаксонской системы;
  • изучить систему государственного управления Великобритании;
  • проанализировать систему государственного управления Великобритании.

     Объект  работы – система государственного управления Великобритании

     Предмет работы – особенности англосаксонской системы государственного управления Великобритании.

     Теоретической основой исследования выступили работы ученых, исследующих вопросы государственного управления и публичной власти в нашей стране и за рубежом, в частности, С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Т.А. Васильевой, О.Е. Кутафина, В.Е. Чиркина, а также труды ведущих российских исследователей проблем государственного управления, таких как Г.В. Барабашев, В.А. Баранчиков, В.Б. Евдокимов, В.В. Еремян.

     Методологической  основой исследования является совокупность научных способов, позволяющих осуществить всесторонний анализ системы государственного управления Великобритании, его функционирования на современном этапе и сделать выводы по предмету исследования. Использованы, в частности, исторический, логический, системно-структурный, структурно – функциональный методы, а также метод сравнительного правоведения.

     Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения опыта стран, в которых развитая система государственного управления успешно функционирует уже на протяжении нескольких столетий, и анализа положительных черт таких систем для применения их при формировании системы государственного управления в постсоциалистических государствах. Одним из таких стран является Великобритания, где сформировалась и действует одна из самых эффективных систем государственного управления. Проведенное исследование представляет как теоретический, так и практический интерес. Материалы работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении конституционного и административного права зарубежных стран, а также истории государства и права зарубежных стран.

 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНГЛОСАКСОНСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

     1.1 История создания и особенности англосаксонской системы

         государственного управления

     Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Великобритания или Англия (по названию основной части страны) - государство, расположенное у западного побережья Европы на двух крупных (Великобритания и Ирландия) и примыкающих к ним многочисленных мелких островах.

     Великобритания  состоит из 4 административно-политических частей: Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов).

     Великобритания  – высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире – после США, Японии, ФРГ и Франции.

     В Великобритании (как и в США) до второй половины XIX века не существовало института постоянной, профессиональной гражданской службы в современном значении этого слова. Министерства, штат которых составляли клерки, появились в этой стране достаточно рано, еще во второй половине XVIII века. Однако должности в них покупались и продавались держателями королевских патентов так, словно они были частной собственностью. Некоторые функции выполнялись лицами, для которых служба не являлась основным занятием, и они совмещали их с другими обязанностями. На чиновников смотрели как на личных помощников держателя должности у короны, получавших часть дохода от патента. Государственные должности предоставлялись в порядке патронажа, система экзаменов или конкурсов отсутствовала, процветал непотизм.

     Только  в 1850–1870 гг. в Англии была осуществлена реформа, приведшая к образованию постоянной, профессиональной службы. Реформу подготовили и реализовали два выдающихся политических деятеля Англии – Ч. Тревельян, крупный чиновник, имевший богатый опыт административной работы в Индии, и С. Норткот, член Палаты общин. Сущность реформы Норткота – Тревельяна состояла в ликвидации системы патронажа и введении системы открытых конкурсных экзаменов. Помимо этого персонал всех министерств был объединен в единую гражданскую службу, устанавливались новые правила продвижения по службе, оплаты и назначения пенсий.

     Однако  из-за противодействия сторонников патронажной системы проведение реформы растянулось на много лет. Несмотря на существование Комиссии по делам гражданской службы (созданной в 1855 г.), которая проводила конкурсы для кандидатов, в течение длительного времени продолжал существовать негласный патронажный контроль. В 1870 г. был издан приказ, установивший обязательность открытых экзаменов и передавший Комиссии руководство всей новой системой набора.1

     Английские  политологи и юристы рассматривают  реформу Норткота – Тревельяна как важный вклад в развитие административно-государственного управления, с помощью которого английскому правящему классу удалось выковать в лице бюрократии надежное орудие контроля над государственным аппаратом. Именно эта реформа заложила основы современной гражданской службы в Великобритании, которая вплоть до 70-х годов нашего века не подвергалась каким-либо конструктивным изменениям. Отличительной чертой английской административной системы, сложившейся к началу XX века, явилось разделение политической и административной сфер. Все дела министерств, даже самые мелкие, осуществлялись самими министерствами, а чиновники рассматривались лишь как клерки. Гражданская служба существовала отдельно от политической (парламентской) Службы Короны.

     Основной  причиной, по которой в Великобритании утвердилась «система добычи» и развился институт неполитической гражданской службы, было исторически сложившееся отношение чиновников к должности как к частной собственности. Другой важной причиной английские политологи считают стремление поднимающейся английской буржуазии ограничить влияние короля в парламенте. Акт о престолонаследии 1701 г. установил несовместимость членства в парламенте с нахождением на оплачиваемой должности у Короны.

     Уже в конце XIX века в английском государственном аппарате высшие чиновники начинают вносить предложения по политическим вопросам. В 1940 г. было признано, что в обязанности высших чиновников министерств (на уровне секретарей-помощников и выше) входит давать министру политические советы.

     Рассмотрим  основные уровни административно-государственного управления в Великобритании. В отличие от Франции Великобритания имеет сильные традиции самоуправления в рамках унитарной системы административно-государственного управления. В течение всего XIX столетия рост британского правительства на местном уровне также способствовал некоторой децентрализации административной власти в стране.

     Все графства и города Великобритании избирают свои Советы, которые формируют постоянные административные комитеты, ответственные каждый за свою конкретную сферу управления. Эти Советы управляют полицией, образованием, здравоохранением и социальным вопросами. Центральная администрация имеет право в любой момент вмешиваться в местные дела и исправлять решения местных властей по своему усмотрению. Но на практике такое происходит лишь в чрезвычайных случаях, так как британцы высоко ценят местную автономию.

     Центральная администрация британского правительства  возглавляется сегодня постоянным секретарем (профессиональный администратор), ему помогают многочисленные помощники, заместители и служащие на более низких уровнях административного управления. Лондонские бюрократы знают, что лояльными они должны быть, прежде всего, по отношению к своему министру, и поэтому преданно осуществляют его политическую линию, редко проявляя собственную инициативу.

     Институт  современной гражданской службы сложился сравнительно недавно –  в 70-е годы нашего столетия. В этот период в стране были проведены крупные административные реформы. Комитет по реформе гражданской службы возглавил лорд Фултон. Он представил правительству доклад «Гражданская служба», в котором содержалось 158 рекомендаций. Все они были приняты правительством.

     Выявив недостатки гражданской службы в стране,  комитет Фултона предложил принципиально новую модель гражданской службы – менеджеральную. Идея заключалась в том, чтобы перенять методы руководства в бизнесе, рациональные и эффективные. В основу планов реорганизации гражданской службы была положена американская модель административно-государственного управления.2

     В январе 1971 г. началось проведение реформы. Первым ее этапом стала отмена системы классов и образование трех основных групп чиновников. Группу старших политических и административных руководителей составили чиновники административного класса в ранге помощника заместителя, заместителя постоянного секретаря, постоянного секретаря. Вошедшие в эту группу образуют вершину состава гражданской службы. Они несут личную ответственность непосредственно перед министром за руководство в своей области административно-государственного управления.

     Вторая  группа – административная. Она  включает две ступени: ученик администратора и старший исполнитель. Административная группа решает большой круг вопросов – от координации деятельности госаппарата управления и руководства работой министерств до исполнения обычных канцелярских обязанностей.

     Третья  группа объединяет научно-профессиональных работников и технических специалистов. В нее входят архитекторы, ученые, инженеры, занятые проблемами образования и профессиональной подготовки чиновников. Образована также вспомогательная группа технических работников. Это чертежники, делопроизводители, выполняющие простую исполнительскую работу.

Информация о работе Англосаксонская система государственного управления Великобритании