Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 15:22, отчет по практике
Во время прохождения геодезической практики мы научились производить геодезические измерения, проводить поверки геодезических инструментов, угловые измерения, делать тахеометрическую съёмку участка местности, продольное нивелирование, нивелирование по квадратам, так же мы научились решать основные строительные задачи.
Работы выполняли на участке, имеющем перепад высот. Основой для съемочных работ являются точки I и II, закрепленные на участке на расстоянии 50 м друг от друга.
Теодолит-тахеометр устанавливаем над точкой I, приводим в рабочее положение и измеряем высоту инструмента i1.
i1=1.40 м
к корпусу теодолита прикручиваем буссоль и измеряем магнитный азимут линии I – II
Ам=181°29',
через который вычисляем дирекционный угол направления:
1816°20'29'
+
где δ – склонение магнитной стрелки, принимается δ = 2˚15˚; γ – сближение меридианов, принимается γ = 6˚20΄.
Затем на направление точки II устанавливаем отсчеты по горизонтальному кругу 0˚00΄ и, поворачивая зрительную трубу по часовой стрелке, снимаем плановое и высотное положение десяти характерных точек ситуации и рельефа. На каждую точку измеряем расстояние по нитяному дальномеру Д, снимаем отсчет по горизонтальному кругу и высоту визирования по рейке В.
Затем инструмент переносим в точку II и тоже измеряем его высоту i2..
i2=1.38
м
На
точке I устанавливаем нулевой отсчет
по горизонтальному кругу и тоже визируем
по ходу часовой стрелки на десять реечных
точек (характерных точек ситуации и рельефа).
Для каждой из них измеряют расстояние
по нитяному дальномеру, снимаем отсчеты
по горизонтальному и вертикальному кругам,
определяем высоту визирования по
рейке.
Журнал тахеометрической съёмки
Набл. точка | Расстояние по дальномеру D , м |
|
|
|
Горизонт. Проложение, м |
b, м |
|
H, м |
Примечание | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
ПРОДОЛЬНОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ
Производится
нивелирование вдоль оси
Нулевой пикет трассы привязываем к существующему реперу, высоту которого задает преподаватель. Затем над ним устанавливаем теодолит, приводится в рабочее положение и задается створ с помощью вехи. Затем измеряется вертикальный угол полученного направления и вычисляем поправка за наклон линии к горизонту, определяем расстояние, соответствующее горизонтальному проложению 100 м, D = 100 + ΔDν. Далее два мерщика и наблюдатель у инструмента откладывает в заданном створе полученное расстояние и закрепляют пикеты. Полотно мерной ленты при этом должно совпадать с вертикальным штрихом сетки нитей теодолита. На каждом пикете одновременно закрепляются по две плюсовых точки, это характерные точки ситуации и рельефа (самые высокие и самые низкие места, пересечения с существующими дорогами, тропинками и т.д.). При этом колышек высотой примерно 10 см забивается вровень с землей и рядом устанавливается сторожок высотой примерно 20 см, на боковой грани которого должно быть подписано обозначение точки. Измерения выполняют до точки, являющейся вершиной угла и определяют ее пикетажное выражение.
Затем теодолит переносим в эту точку (ВУ) и измеряем угол поворота трассы φ, задав дальнейшее направление хода и закрепив ВУ его вехой (рис. 7).
Рис.
7
По величине угла φ и радиусу кривой R = 100 м определяют параметры круговой кривой:
Рис.
8
Используя
полученные значения, определяют положения
главных точек круговой кривой
(НК; СК; КК) и вычисляют их пикетажное
значение. Только после этого производится
дальнейшая разбивка трассы.
На каждом пикете должно быть не менее двух плюсовых точек, на одной из них может быть разбит поперечник. При этом теодолит устанавливают над точкой, в которой он разбивается, от направления трассы откладывают угол, равный 90°, и измеряют вертикальные углы двух направлений (слева и справа от оси трассы). Вычисляют поправку за наклон линии к горизонту и закрепляют по две точки слева и справа от оси трассы, затем определяют горизонтальное положение до них.
После закрепления пикетов, плюсовых точек, точек поперечника и главных точек круговой кривой составляют пикетажный журнал и производят нивелирование, все результаты которого заносят в журнал технического нивелирования (см. прил. 2).
В пикетажном журнале ось трассы изображают в виде прямой линии, направление поворота показывают стрелкой. Все расстояния откладывают в масштабе 1: 2000, обозначают ситуацию и на полях выполняют расчет и контроль главных точек горизонтальной круговой кривой.
Нивелирование производится дважды (в прямом и обратном направлениях) методом «из середины». В прямом ходе инструмент устанавливают на каждом пикете примерно на середине. На предыдущий пикет снимают задние отсчеты (черный и красный), на последующий – передние (черный и красный). Плюсовые точки поперечника и кривой нивелируются как промежуточные только по черной стороне рейки. Отсчеты записывают в соответствующие графы журнала технического нивелирования, соблюдая строки. В обратном ходе нивелируют только связующие точки (некоторые пикеты или плюсовые) методом «из середины». После окончания нивелирования трассы производят детальную разбивку горизонтальной круговой кривой способом прямоугольных координат. За ось Х принимают направление тангенса, а за ось Y – перпендикулярное к нему направление (рис. 9). Разбивка производится в двух направлениях: от начала кривой к вершине угла и от конца кривой к вершине угла. На кривой закрепляют точки через каждые 5 м (10 м) кривой. Координаты Х и Y каждой точки вычисляют по формулам:
Х = R sin α;
Y = 2R sin2 α/2;
Α =
где ρ –
угол, равный 1 рад; К
– длина криволинейного участка.
Рис. 10
Аналогично производят вынос пикета на кривую. Длина кривой в этом случае определяется следующим образом:
К = 100 – l,
где l – расстояние от предыдущего пикета до начала кривой.
После окончания полевых работ все используемые деревянные колышки собираются.
При выполнении расчетов определяется высотная невязка fh , мм:
f h = ∑hпр - ∑hобр
и сравнивается с допустимой fh доп, мм:
fh доп
= ± 50
где L – длина хода, км.
Если выполняется условие fh fh доп, то полученная невязка fh распределяется с обратным знаком на все средние превышения прямого хода, пропорционально их величине, в виде поправки, которую подписывают над каждым средним превышением. С учетом поправки вычисляют исправленные (уравненные) превышения, через которые определяются высоты всех передних точек. Абсолютные отметки промежуточных точек находят через горизонт инструмента.
После выполнения всех вычислений на миллиметровой бумаге строят продольный и поперечный профили трассы.
Продольный профиль строится в масштабах: горизонтальный – 1 : 1000; вертикальный – 1: 1000.
Поперечный профиль строится в одинаковых масштабах (1: 1000 или 1 : 200).
R | X | Y | |
5 | 2.86 | 4.98 | 0.12 |
10 | 5.73 | 9.98 | 0.5 |
15 | 8.6 | 4.95 | 1.12 |
20 | 11.46 | 19.87 | 3.99 |
8.
НИВЕЛИРОВАНИЕ
ПО КВАДРАТАМ
Нивелирование по квадратам производится на участке местности, имеющем высотный перепад. Нивелируемая площадка привязывается к существующему реперу, положение и высота которого задаются преподавателем. Сторона квадрата – 10 м горизонтального проложения.
Разбивка площадки по квадратам производится с помощью теодолита и мерной ленты (рис. 11). Инструмент устанавливают над одной из угловых вершин (Д1), приводят в рабочее положение и задают вехой направление Д1 – Д5.
Измеряют вертикальный угол этого ската, вычисляют поправку за наклон линии к горизонту и откладывают расстояние Д 1 = 10 + Δ Д ν1 в заданном створе, закрепляют колышками, забитыми вровень с землей, вершины Д 2, Д 3, Д 4 и Д 5.
Затем от направления Д1 – Д5 откладывают угол 90º и опять измеряют вертикальный угол ската Д1 – А1. Вычисляют поправку ΔДν2, закрепляя колышками вершины Г1, В1, Б1 и А1. Теодолит переносят в вершину А1, приводят в рабочее положение и от направления А1 – Д1 откладывают угол 90º, закрепляют вехой створ А1 – А5, измеряют его вертикальный угол и откладывают расстояния Д3 = 10 + ΔДν3, закрепляя вершины А2, А3, А4 и А5.
Затем измеряют длину А5–Д5, она должна отличаться от проектного значения не более чем на расстояние, содержащееся в 0,5 мм плана (масштаб построения плана 1: 500).
Рис. 11
Если это условие выполняется, то разницу распределяют на четыре части и, откладывая расстояния, закрепляют вершины Г5, В5, Б5. Аналогично разбиваются внутренние вершины. При их закреплении могут также использоваться две стальные проволоки длиной 41 м, натягиваемые по двум взаимно перпендикулярным направлениям. В точке их пересечения закрепляют положение всех внутренних вершин.
При разбивке квадратов одновременно измеряются расстояния до характерных точек ситуации (до границы луча, пашни, тропинки, дороги). Площадка нивелируется с одной или нескольких стоянок инструмента. При значительном перепаде высот, стоянок должно быть не меньше трех (рис. 12).
Рис. 12