Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является комплексный анализ причин, характера и механизма участия армии в политической жизни стран арабского Востока. Исходя из поставленной цели автор формулирует следующие задачи:
Выявить предпосылки и основные факторы, определяющие политизацию армии в странах современного Востока.
Определить роль и место армии в политико-правовой системе стран современного Востока.
Раскрыть механизм и формы участия армии в политической жизни и политическом процессе на примере ряда арабских стран (Египет, Ирак и страны Магриба)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ АРМИИ В СТРАНАХ СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА 11
ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО АРМИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА 29
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ АРМИИ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА, ИРАКА И СТРАН МАГРИБА) 42
§1. Армия и политика в Египте 42
§2. Армия, власть и общество в Ираке 56
§3. Армия и власть в странах Магриба (Алжир, Марокко, Тунис) 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
ПРИМЕЧАНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Египетская армия играет важную роль в экономической жизни республики, что способствует сохранению ее политической значимости и поддержанию авторитета среди населения. Она является одним из движителей модернизации страны. Военные привлекаются к строительству больниц, школ, дорог, возведению мостов, освоению пустынных земель, содействуют развитию сферы туризма и т.д.
В условиях сохранения сложной внутриполитической ситуации в стране руководство Египта продолжает уделять неослабное внимание укреплению своих позиций в вооруженных силах. Регулярно принимаются меры по улучшению условий жизни и службы личного состава, расширению льгот для военнослужащих, в первую очередь офицеров. Так, офицеры имеют возможность приобретения жилья, проведения отдыха и обучения своих детей по льготным расценкам, военнослужащие и члены их семей пользуются бесплатным медицинским обслуживанием, на высоком уровне поддерживаются военные пенсии. Бывшие офицеры после ухода со службы имеют все возможности для хорошего и высокооплачиваемого трудоустройства как в государственном, так и в частном секторе. Важное место отводится командованием морально-психологической подготовке и идеологической обработке личного состава ВС. Здесь особое место занимает исламская религия. В частности, военнослужащему предоставляется отпуск (один раз за время нахождения на службе) для совершения хаджа в Мекку. Большое внимание президент Мубарак уделяет поддержанию постоянных личных контактов с личным составом армии. Глава государства - верховный главнокомандующий ВС - регулярно посещает воинские части, присутствует на выпусках военно-учебных заведений, наблюдает за военными учениями и т.п. Реальное проведение в жизнь этих и других мероприятий подобного рода позволяет правящему режиму сохранять контроль над положением дел в войсках.( )
Отдельно следует сказать о принципах дисциплины в вооруженных силах АРЕ, которые позволяют судить об армии как о хорошо организованной и послушной воле командования структуре. Эти принципы сводятся к следующему: сила армии - в ее организованности, поэтому командир имеет власть над своими подчиненными и отдает им приказы, которые они должны выполнять беспрекословно и в срок. Подчиненным запрещается выражать протест против решений командира. Они должны не только ему повиноваться, но и безгранично верить в него. Кроме того, каждый военнослужащий обязан сообщать в соответствующие органы обо всех замеченных действиях, которые смогут принести ущерб государству или ослабить моральный дух ВС.
Существующие в АРЕ законы запрещают военнослужащим заниматься политической деятельностью и принимать участие в работе каких-либо политических партий и организаций. Так, военные, избранные в Народный совет (парламент) и местные законодательные органы власти, обязаны по конституции АРЕ подать в отставку. ( )
В настоящее время военные, несмотря на известные изменения, продолжают оставаться заметной частью политической элиты. Так, из 26 губернаторов провинций 14 являются бывшими генералами армии и МВД. Причем они возглавляют наиболее беспокойные с точки зрения поддержания безопасности регионы, в которых сохраняется активность исламских фундаменталистов - Верхний Египет, Эль-Минья, Асьют, Луксор, Кена. Бывшие генералы возглавляют администрацию таких важных провинций, как Суэц, Порт-Саид, Исмаилия, а также пограничных провинций Мерса-Матрух и Северный Синай. ( )
Таким образом, за прошедшие 50 лет роль и место вооруженных сил в политической жизни Египта претерпели существенные изменения. Из полновластного вершителя судеб государства и общества в первые годы после революции они на современном этапе превратились в структуру, поддерживающую своей мощью правящий режим, но реально не претендующую на верховную власть в стране. И хотя в современном Египте военные в значительной степени утратили былое влияние и не всегда играют первые роли в принятии важнейших внутри- и внешнеполитических решений, система управления страной по-прежнему во многом основывается на институте армии. Ведь на сегодняшний день реальным гарантом поддержания внутриполитической стабильности и безопасности в АРЕ являются не весьма хрупкая и слабая демократия и во многом формально существующая многопартийная система, а вооруженные силы. В этой связи есть достаточно оснований полагать, что в случае возникновения опасности народных волнений, массовых беспорядков, возобновления вооруженных и террористических действий радикальной исламской оппозиции, а также других непредвиденных обстоятельств армия останется опорой режима, его последним и надежным резервом. Несомненно, что весьма значимую роль будет иметь позиция военных и при смене главы египетского государства.
Как и во многих странах Арабского Востока, офицерство в Ираке сыграло одну из основных ролей в формировании с начала 20-х годов XX века самостоятельного иракского государства, что во многом предопределило позиции армии в общественно-политической структуре страны на все последующее время.
Костяк будущей армейской элиты Ирака «выковался» в ходе антитурецкого восстания мекканского шерифа Хусейна Бен Али, в рядах войска которого находилось около 300 иракцев-выходцев из суннитских кланов центральной и северной частей страны. Эти люди стали первыми и основными «столпами» режима сына Хусейна принца Фейсала, который в 1921 г. занял иракский трон, став королем Фейсалом I. Среди тех, кто воевал с Хашимитами в кампании 1916-1918 гг., были такие известные впоследствии деятели Ирака, как Джаафар аль-Аскари, Нури Сайд, Джамиль аль-Мидфаи, Рустам Хейдар, Салахэддин Саббаг и Али Джаудат аль-Айюби (5f, .
После установления в Ираке королевской власти Фейсала большая часть офицеров арабской армии шерифа Хусейна из числа иракцев заняла важные посты в государственных органах и вооруженных силах, возвысившись до уровня представителей традиционного социального «верха», носивших известные фамилии еще в османский периода Исключение составляли лишь Амин аль-Омари (командующий Багдадским военным округом и 1-й дивизией в 1937-1940 гг.), Махмуд ас-Синауи (губернатор Багдада в 1932 г.), Джамаль Бабан (неоднократно занимал пост министра юстиции).
Примечательно, что в
начале 1920-х гг. иракские офицеры
с большим энтузиазмом и воодуш
Создание иракской армии и, соответственно, национальной военной элиты - заслуга не одного человека. Однако среди многих особняком стоит фигура Нури Сайда, назначенного еще в 1922 г. первым генеральным директором Департамента полиции. В этом учреждении, куда он первым делом привел своих людей из числа тех, с кем он прошел антитурецкое восстание, был «обкатан» принцип опоры на своих, надежных и одновременно знающих дело профессионалов. Став в 1924 г. заместителем командующего иракской армией (главнокомандующим формально был сам король), а затем министром обороны, А.Сайд с большим успехом вновь применил этот принцип. В 1936 г. из 19 высших иракских офицеров 12 были из числа ветеранов войны 1916-1918 гг., при этом на уровне генерал-майора соотношение составляло 3 из 3, бригадных генералов 3 из 4, полковников 6 из 114. Из всего этого ряда выпадал лишь начальник генерального штаба генерал-лейтенант Таха аль-Хашими. ( )
В итоге, как оказалось, эта «групповщина» политиков и военных из старых сподвижников Фейсала стала источником будущих серьезных конфликтов внутри иракской элиты. В марте 1930 г. Нури Сайд стал премьер-министром и пробыл на этом посту почти три года. При нем армия не вмешивалась и, собственно, не имела возможности вмешиваться в государственные дела.
Таким образом, суммируя вышеизложенное, следует сказать, что первоначально, при короле Фейсале I, создание сильной национальной армии и, соответственно, привлечение в нее энергичных, талантливых и преданных трону офицеров являлось ключевым элементом политики дворца. При короле Гази (1932-1939) и регенте Абдель Иляхе (1939-1953) вследствие связанных с борьбой за власть действий различных политических сил иракские военные получили доступ в социально-политическую сферу. (2)
В результате привлечение
армии к решению
При этом известная частота выступлений армии или, точнее, ее отдельных частей, свидетельствует о том, что внутри нее сформировалось несколько противоборствующих идейных лагерей - панарабисты, иракские националисты, курдские патриоты. Движущими силами переворота 1936 г. были две последние группы, в контракциях 1937-1938 гг. и мятеже 1941 г. участвовали сторонники панарабизма.В послевоенный период сильное влияние на настроения офицерского, корпуса, несомненно, оказала антимонархическая революция « в Египте. В дальнейшем политические события на Ближнем Востоке (участие Ирака в военном альянсе «Багдадский пакт», Синайская кампания против насеровского Египта, проекты использования иракских военно-политических и финансовых ресурсов для сохранения в антикоммунистической орбите Сирии, Ливана и Иордании, и др.) лишь укрепили эти чувства. Антимонархический переворот, получивший название революции 14 июля 1958 г., был подготовлен и осуществлен армейской организацией «Свободные офицеры», созданной по модели египетских единомышленников, также свергнувших короля, только в 1952 г. Возглавили революцию полковник Абдель Карим Касем и подполковник Абдель Салям Ареф. Их движение имело ярко выраженный панарабский националистический характер насеристского толка. При этом, как отмечают аналитики, военные революционеры «преимущественно не были связаны с формальными политическими группировками», главными среди которых были коммунисты, баасисты и партия «Истикляль».
Офицерство, будучи ведущей силой, ввело значительное число своих представителей в первое республиканское правительство. Главой государства стал Абдель Карим Касем, который сохранил лидирующую роль, несмотря на шиитское происхождение.
Двигаясь первоначально в русле насеризма, иракские офицеры-республиканцы вывели страну из Багдадского пакта, аннулировали неравноправные соглашения с Великобританией и США, восстановили прерванные королевским режимом дипломатические отношения с СССР и другими социалистическими странами. В какой-то степени схожая с египетской ситуация в том, что касалось внешних и внутренних угроз новому режиму, объективно заставляла Касема вести дело к установлению авторитарного режима, что в итоге привело к отказу от ориентира на панарабизм и демократические реформы.
В октябре 1958 г. недовольные курсом А.К.Касема его первоначальные соратники во главе с А.С.Арефом предприняли неудачную попытку сместить президента. В марте 1959 г. произошел мятеж (также неудачный) мосульского гарнизона во главе с полковником Шаввафом, Организованное при поддержке баасистов и юнионистов выступление армии в Мосуле имело ярко выраженную панарабскую пронасеристскую окраску. Главными сторонниками этой идеологии среди армейских кругов в Багдаде была т.н. военная группировка А.С.Арефа. В событиях в Мосуле столкновения фактически происходили между двумя политическими фракциями внутри вооруженных сил.
В дальнейшем имели место еще несколько попыток военного переворота. Удача «улыбнулась» противникам Касема лишь 8 февраля 1963 г., когда братья Абдель Салям Ареф и Абдель Рахман Ареф, а также их сторонники произвели при поддержке Баас верхушечный вооруженный переворот, убили А.К.Касема и взяли власть в свои ру-ки. Помимо «антикасемовского офицерства» в руководство страны пришел ряд политических сил, создавших своего рода коалицию - баасисты и насеристы.
История первых десяти лет республиканского режима в Ираке (1958-1968) наглядно показывает, что ни одна политическая сила в стране не имела шансов прийти к власти и сохранить ее без твердой опоры на армию. Не стали исключением и баасисты. После сентябрьского (1966 г.) чрезвычайного регионального (иракского) съезда Баас партия сосредоточила главные усилия на вербовке своих сторонников среди армейского офицерства, имея в виду использование их для захвата власти вооруженным путем. Военное бюро регионального руководства Баас возглавил сам генеральный секретарь партии Ахмед Хасан аль-Бакр. Состоявшийся в начале 1968 г. IX-й национальный съезд Баас также определил основным полем партийной работы «политическую и идеологическую работу в армии». ( )
Работа баасистов в
армейской среде оказалась
С установлением баасистского режима политико-идеологическая работа в среде вооруженных сил не была прекращена. Используя кастовость офицерского корпуса, его комплектование преимущественно из числа суннитских племен и кланов, приверженность арабским националистическим идеям с определенным левым уклоном, партия Баас сформировала «свое» офицерство, которое постепенно вытеснило представителей старых армейских кадров.
Одновременно, осознавая, какую опасность таит в себе отсутствие должного личного контроля над вооруженными силами, баасисты из «гражданской» группировки во главе с Саддамом Хусейном (с 1968 по 1979 гг. занимал пост заместителя генерального секретаря партии) взяли курс на удаление из руководства «военных» партийцев (гене-ралы Хардан ат-Тикрити, Салех аль-Амаш и др.), главным выразителем интересов которых был сам генсекретарь А.X.аль-Бакр. Как известно, в свое время он являлся одним из активнейших членов багдадской ячейки армейской организации «Свободные офицеры», пользовался определенным авторитетом в офицерской среде.( )