Армия на Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является комплексный анализ причин, характера и механизма участия армии в политической жизни стран арабского Востока. Исходя из поставленной цели автор формулирует следующие задачи:
Выявить предпосылки и основные факторы, определяющие политизацию армии в странах современного Востока.
Определить роль и место армии в политико-правовой системе стран современного Востока.
Раскрыть механизм и формы участия армии в политической жизни и политическом процессе на примере ряда арабских стран (Египет, Ирак и страны Магриба)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ АРМИИ В СТРАНАХ СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА 11
ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО АРМИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА 29
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ АРМИИ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА, ИРАКА И СТРАН МАГРИБА) 42
§1. Армия и политика в Египте 42
§2. Армия, власть и общество в Ираке 56
§3. Армия и власть в странах Магриба (Алжир, Марокко, Тунис) 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
ПРИМЕЧАНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101

Файлы: 1 файл

Д-Армия на востоке.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

Позднее газета «Трибюн», поясняя согласие Алжира на присоединение к Средиземноморской инициативе, выражала и такое мнение: «Алжир не мог остаться в стороне от динамики, порожденной феноменом глобализации как во всем мире, так и среди его ближайшего окружения, где оспаривают лидерство европейцы, американцы, и в меньшей степени - русские... Если в течение долгого времени Алжир рассматривал НАТО в качестве враждебной и агрессивной организации, отныне Альянс превратился в партнера, с которым интересно и даже первостепенно важно сотрудничать. Участие Алжира в новой схеме сотрудничества в Средиземноморье позволит ему быть важной стороной при любом развитии ситуации в сфере политики либо безопасности в регионе наравне с другими средиземноморскими партнерами». ( )

Сразу вслед за присоединением АНДР к Средиземноморской инициативе в порт Алжира зачастили с визитами корабли стран НАТО, чего ранее никогда не было, а также высокопоставленные военные. На регулярной основе стали проводиться учения ВВС и ВМС.

 Одновременно с  развитием отношений «по вертикали» Алжир начал уделять больше внимания связям «по горизонтали» как с отдельными участниками Средиземноморской инициативы, так и со странами НАТО.

С момента прихода  к власти А.Бутефлики в 1999 г. периодически в некоторых алжирских и зарубежных СМИ начали муссироваться слухи о резком ухудшении отношений между главой государства и военными. Причин для этого называлось несколько. Среди них, в частности, взгляды Бутефлики на западносахарскую проблему, не совпадающие с позицией военных; стремление главы государства легализовать исламистскую Партию Вафа, которую алжирские спецслужбы рассматривали как угрозу национальной стабильности; введение в состав правительства известных своими происламистскими взглядами Абдельазиза Бельхадема и Махиэддина Амимура, ставших соответственно министром иностранных дел и министром информации и культуры; назначение президентом комитета по государственному реформированию, расцененное некоторыми как стремление Бутефлики изменить конституцию страны в сторону усиления президентской власти. Сюда же надо добавить небезосновательные сомнения в эффективности действий Бутефлики по восстановлению мира в стране, а также оздоровлению экономики. Тем не менее умело лавируя, Бутефлике в целом удалось сохранить существующий статус-кво.

Рассказ о ННА был  бы неполным без характеристик наиболее влиятельных ее представителей.

Дело в том, что высшее командование ННА Алжира осталось практически неизменным со времени отстранения от должности в 1992 году президента АНДР Ш.Бенджедида и начала вооруженного противостояния между алжирскими властями и религиозными экстремистами. Оно сохранило сильное влияние на все стороны жизни страны. Основные действующие лица армейской верхушки, служат ли они в армии или находятся на пенсии, продолжают воздействовать на «центры принятия решений». Если они и предоставили определенное место для маневра президенту Алжира А.Бутефлике в гражданском секторе (администрация, внешняя политика, экономика), это никак не распространяется на вооруженные силы.

Основное действующее лицо в военной верхушке - начальник генерального штаба ННА корпусной генерал Мохаммед Ламари. Его имя практически никогда не «полоскалось» алжирскими СМИ в публикациях о делячестве среди генералитета. О нем очень высоко отзываются те, на ком висит основная тяжесть антитеррористической борьбы. Военную карьеру начинал во французской армии. В 1961 г. примкнул к АНО. Впоследствии - выпускник академии им. М.В.Фрунзе. Именно он на состоявшейся в январе 1992 г. встрече президента Шадли Бенджедида с командованием ННА не побоялся потребовать от верховного главнокомандующего уйти в отставку. С 1992 и по 1993 г. командовал специальными силами численностью до 15 тысяч человек, на которые легла основная тяжесть борьбы с терроризмом. С 1993 г. - начальник генштаба ННА. (34, 61)

Два с лишним года нахождения у власти в Алжире президента Бутефлики показали, что ему в целом удалось построить взвешенные отношения с военной верхушкой, всегда игравшей особую роль в истории этой страны. Во многом это случилось благодаря тому, что пост военного советника при президенте достался генерал-майору Мохаммеду Туати. Этому военному дают многочисленные и самые неожиданные характеристики и клички. Одна из них - «Мозг» - говорит о многом. Ее, а также репутацию интеллектуала в генеральской фуражке он заработал неоднократными выступлениями в прессе с анализами политического и юридического характера. (30,72)

Военная карьера М.Туати - бербера по происхождению - похожа на судьбы многих офицеров его поколения. Он начал службу во французской армии, которую покинул в 1961 г., за один год до достижения Алжиром независимости. Затем долгое время служил в жандармских войсках, центральных аппаратах министерства обороны и генштаба. Дослужившись до генеральского чина, он оказался одним из немногих в этом высоком звании, кто рискнул выступить в прессе со своими политическими анализами. В первый раз это случилось сразу после массовых выступлений населения в октябре 1988 года. Тогда он опубликовал в газете ФНО «Эль-Муджахид» статью-размышление о конституции и отношении армии к политике. Эта публикация предшествовала отказу ФНО от однопартийного режима и введению многопартийности в 1989 г. (23, 47)

С 1989 по 1991 гг. руководил  оперативным управлением генштаба. В период, когда алжирские военные принимали решение прервать избирательный процесс с тем, чтобы не допустить прихода к власти ИФС, занимал пост советника министра обороны генерала Халеда Неззара. Принимал активное участие в принятии решения об отстранении от власти президента Бенджедида. В это время в военных и политических кругах генерал заслужил репутацию идеолога «терминаторов» - тех, кто выступает за полное искоренение исламистского терроризма. Эта репутация приняла со временем несколько иной оттенок - генерал стал не исключать диалога с теми исламистами, которые относятся к «умеренным». Уже в 1993 г. он работал в составе Комиссии по национальному диалогу, призванной определить условия и рамки переходного политического процесса, в котором не исключалось участие ИФС. При этом он неоднократно встречался с находившимся в тюрьме одним из лидеров ИФС Абделькадером Хаша-ни. Возможно, подобная трансформация объясняется тем, что еще в 1993 г. генерал в статье в армейском журнале «Эль-Джейш» указал, что «...феномен исламизма представляется как новый выбор общества, а не социальная, культурная и экономическая лихорадка, управляемая с помощью искусственных средств, какими бы насильственными они ни были». (цит. по: 29, 47)

Именно М.Туати вместе с начальником генштаба генералом  М.Ламари и другими военными определял контуры политической альтернативы исламизму. Он поддержал политику «гражданского согласия» Бутефлики, позволившую оставить не у дел около 6 тысяч боевиков.

Теракты в США 11 сентября 2006 г. вновь подвигли генерала выступить в прессе в тройственном качестве: военного советника главы государства, председателя Высшего совета безопасности и представителя министерства обороны при президенте. В своей статье он представил свое видение роли Алжира в международной борьбе против терроризма.

В настоящее время генерал остается среди основных фигур, принимающих военно-политические решения в Алжире. Ныне он превратился в сторонника «умеренного» исламизма, который, по его мнению, должен быть включен в рамки политической игры. При этом он считает, что алжирская армия должна играть такую же роль, как турецкая, т.е. выступать в качестве «гаранта конституции». В то же время бывший алжирский премьер Белаид Абдессалям называет М.Туати франкофилом, который «не верит в алжирскую нацию и считает, что судьба Алжира должна быть связана с Францией».

Еще одна ключевая фигура в руководстве Алжира, тесно связанная с военными - глава кабинета президента страны генерал Ларби Бельхейр. Бывший глава МВД Алжира в период правления президента Шадли Бенджедида (1979-1992 гг.), в настоящее время нередко рассматривается как лидер военной верхушки. Отойдя в начале 90-х годов на некоторое время от дел, он затем вновь вернулся в большую политику, возглавив в 1999 году предвыборный штаб А.Бутефлики. После избрания последнего на пост главы государства, он занял пост директора кабинета президента, добившись для себя таких прерогатив, которые не имел ни один из его предшественников. Утверждают, что именно на его уровне в последнее время принимались решения в сферах политики, экономики, социальных дел и даже культуры. Он вмешивался во все вопросы - от работы правительства до функционирования спецслужб, что сделало его фактическим эпицентром власти.

Возможно, подобная централизация  власти пришлась кому-то не по душе. По имеющимся данным, в числе врагов 63-летнего генерала - родной брат президента Сайд Бутефлика. В результате примерно с конца июля 2006 г. ситуация начала меняться не в пользу Бельхейра. Это проявилось в ряде назначений на важные должности в окружении президента, осуществленных вопреки мнению генерала. В частности, его люди не попали на должности распорядителя официального кортежа и директора внешних сношений. Эти должности по своей значимости приравниваются к постам советников главы государства.

Впрочем, ранее генерал расставил немало «своих» людей на ключевых постах, что делает его позиции очень прочными. К клану Бельхейра относятся многочисленные министры, лидеры ряда партий, входящих в правительственную коалицию, руководство Центрального банка и армии. Среди действующих и отставных военных называют, в частности, советника президента по военным вопросам генерала Мохаммеда Туати, «второго человека» в алжирских спецслужбах генерала Смаила Ламари, бывшего министра обороны отставного генерала Халеда Неззара. (44, 71)

В апреле 2006 г. генерал Мохаммед Шибани получил назначение на один из ключевых по значению постов в ННА - он стал начальником штаба Сухопутных войск. До этого М.Шибани возглавлял военную академию в Шершеле. Он сменил на посту начальника штаба СВ генерал-майора Абдельазиза Меджахеда, который отныне возглавит военно-медицинскую службу ННА. (29, 71)

Получив пост начальника штаба СВ ННА, М.Шибани стал вторым по значимости в иерархии Сухопутных войск - «станового хребта» ННА -после командующего СВ генерал-майора Салаха Гаида. С 1994 по 1995 гг. он командовал операционным сектором в провинции Буира (120 км к востоку от Алжира). Это время совпало с периодом наибольшей активности террористов в данном районе. Затем командовал 1-й бронетанковой дивизией (1996-1999 гг.). С 26 февраля 2005 г. возглавлял военную академию в Шершеле. На всех этих постах М.Шибани сменял своего предшественника генерал-майора Меджахеда. ( )

Назначение М.Шибани на пост начштаба СВ ННА кардинально  не изменило расстановку сил между  различными кланами в высшем военном командовании алжирской армии, поскольку реальные силовые рычаги находятся в руках у командующих военными округами в виде подчиненных им частей и соединений. Тем не менее эта в определенном смысле номинальная должность рассматривается как обязательный трамплин перед более высокими военными и гражданскими постами.

Возможно, влияние армии  на политику в алжирских условиях на самом деле сильно и сознательно преувеличено. Кем? В Алжире действует еще одна мощная и, возможно, более могущественная, чем ННА, силовая структура. Речь идет о Департаменте разведки и безопасности (ДРБ), осуществляющем разведывательные и контрразведывательные функции. Враги Алжира приписывают ему немало достаточно зловещих дел. Правда это или нет - сказать невозможно. Ясно одно: ДРБ достаточно успешно работал против исламистов как внутри Алжира, так и вне его. Тем не менее за последнее время стало очевидным и другое: Бутефлика хочет избавиться от зависимости от этого секретного аппарата. Именно с этой целью он хотел бы разделить ДРБ на две организации по французскому образцу.

Формально ДРБ находится  в подчинении военного командования. Однако 10-летняя война позволила ему настолько расширить зону его ответственности, что теперь никто не возьмется сказать, кто реально контролирует кого. ( )

За последнее десятилетие  ННА накопила огромный опыт участия  в боевых действиях против формирований религиозных экстремистов. Он сводится к комплексному использованию нескольких приемов.

1. Проведение классических  военных операций против мобильных отрядов, в ходе которых алжирские военные методично и систематично лишали бандформирования их материальных ресурсов, источников пополнения живой силы, разрушали систему связи и взаимодействия.

2. Эвакуация местного  населения из опасных зон и их регулярное прочесывание. Этот прием - довольно дорогостоящий, поскольку связан с необходимостью содержания большого числа перемещенных лиц, однако очень эффективный. Благодаря ему бандформирования в подобных зонах лишались средств существования и источников пополнения живой силой за счет т.н. переменного состава.

3. Тщательный контроль  за передвижениями местного населения,  под видом которого боевики  зачастую перемещались в нужные  для них районы, наносили там  удары, а затем возвращались к «мирной» жизни.

4. Вооружение населения  путем создания отрядов местной  самообороны. ( )

Марокко

Королевские вооруженные  силы (ВС) были созданы в 1956 г. на базе партизанских отрядов Армии освобождения. Изначально марокканской армии отводилась как внешняя, так и внутренняя функции. В 1958 г. 15-тысячный корпус участвовал в кровавом подавлении восстания берберов Рифа. Операцией руководили наследный принц Мулай Хасан (будущий король Хасан II) и генерал Мохаммед Уфкир. ( )

В разгар «холодной войны» почти десять лет - в период с 1954 по 1963 год - на территории Марокко находилось американское атомное оружие. Решение на размещение атомного оружия в королевстве было принято в сентябре 1954 года. Атомные авиационные бомбы были доставлены по меньшей мере на одну из трех баз Стратегического авиационного командования ВВС США на территории Марокко, находившихся в тот период в Бен-Герире, Нуасере и Сиди-Слимане. На этих аэродромах базировались американские стратегические бомбардировщики В-37 и В-47. Судя по всему, США не сочли даже нужным уведомить об этом своего союзника - Францию, которая осуществляла в Марокко режим протектората и увязла к тому времени в войне в Индокитае. Ранее историки были единодушны в том, что первой страной, где Соединенные Штаты разместили свое атомное оружие, была Великобритания. Однако Марокко «обогнало» в этом отношении ближайшего союзника США по меньшей мере на 6 месяцев.( )

В 1963 г. разгорелся вооруженный  конфликт между Марокко и Алжиром, получивший название «войны в песках».

Марокканские войска приняли активное участие в арабо-израильских войнах, и в частности, в войне 1973 г., когда они хорошо проявили себя в боях на Синайском полуострове и на Голанских высотах.

До покушений на короля Хасана II в 1971 и 1972 гг. монарх всецело доверял армии. Затем ситуация изменилась. С того времени склады с боеприпасами переведены в ведение королевской жандармерии, что привело к резкому снижению боевой готовности армии. С того же момента марокканские власти придают особое значение поддержанию верноподданнических настроений в офицерском корпусе, что достигается применением широкого комплекса льгот, растущих по мере продвижения по службе.

Информация о работе Армия на Востоке