Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является комплексный анализ причин, характера и механизма участия армии в политической жизни стран арабского Востока. Исходя из поставленной цели автор формулирует следующие задачи:
Выявить предпосылки и основные факторы, определяющие политизацию армии в странах современного Востока.
Определить роль и место армии в политико-правовой системе стран современного Востока.
Раскрыть механизм и формы участия армии в политической жизни и политическом процессе на примере ряда арабских стран (Египет, Ирак и страны Магриба)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ АРМИИ В СТРАНАХ СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА 11
ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО АРМИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА 29
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ АРМИИ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА, ИРАКА И СТРАН МАГРИБА) 42
§1. Армия и политика в Египте 42
§2. Армия, власть и общество в Ираке 56
§3. Армия и власть в странах Магриба (Алжир, Марокко, Тунис) 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
ПРИМЕЧАНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
В июле 2006 г. дивизионый генерал Абдельхак Кадири указом короля Марокко Мохаммеда VI был назначен на пост генерального инспектора марокканских вооруженных сил - высшую должность в марокканской армии после верховного главнокомандующего, каковым является монарх. До этого в течение 18 лет генерал Кадири возглавлял марокканскую разведывательную службу - Генеральную дирекцию исследований и документации. Эта организация подчиняется непосредственно монарху и никоим образом не связана со службой контрразведки DST, входящей в структуру МВД. Новое назначение Кадири было расценено как попытка монарха укрепить свои позиции в армии. ( )
В Марокко пост министра обороны был упразднен после попытки госпереворота 1972 года, в которой участвовал тогдашний глава этого ведомства генерал Уфкир. С тех пор генеральный инспектор является высшим должностным лицом в королевских вооруженных силах.
Марокканские контингенты принимали участие в ряде миротворческих операций, проводившихся под эгидой ООН, и в частности, в Конго (Киншаса), Сомали, Боснии. Марокканские военные исполняют роль личной охраны ряда африканских руководителей.
Рабат не раз пытался играть роль жандарма на африканском континенте. Так, в 1977 г. Марокко приняло и позволило пройти военную подготовку наемникам всемирно известного «пса войны» Боба Денара с целью дальнейшего направления их в Бенин для свержения президента Матье Кереку, подозревавшегося одно время в симпатиях к марксизму. В 1977 и 1978 гг. марокканцы дважды приходили на помощь Мобуту в Заире и участвовали в подавлении повстанческих движений.
С 1975 г. Марокко участвует в вооруженном конфликте в Западной Сахаре, в котором ему противостоит базирующийся на территории Алжира сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО. Наиболее боеспособные части марокканской армии находятся в сахарских провинциях в составе Южной военной зоны (командующий - дивизионный генерал Абдельазиз Беннани). Действующее с 1991 г. перемирие в районе конфликта, наблюдение за которым ведет развернутая там Миссия ООН в Западной Сахаре (МИНУРСО), позволило Марокко в первой половине 90-х годов снизить военные расходы в среднем на 400 млн. долларов в год.
Согласно действующим в Марокко законам, верховный главнокомандующий, равно как и вооруженные силы, находятся вне зоны критики. Любая попытка раскрыть ситуацию в армии в прессе расценивается как подрыв ее боеготовности и преследуется по закону. Поэтому материалов о положении в армии в марокканской прессе практически не существует.
Поскольку армия комплектуется по смешанному принципу на основе призыва и по контракту, на настроениях военных, и особенно — рядового и унтер-офицерского состава, не могли не сказаться процессы, связанные с повышением роли исламистов в марокканском обществе. Это, в частности, проявилось в ходе войны против Ирака в зоне Персидского залива. Направленная в Саудовскую Аравию элитная парашютно-десантная бригада из-за недоверия к ней была выведена с передовой и направлена на охрану объектов нефтедобычи.
Структурно ВС Марокко состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховный главнокомандующий и начальник генерального штаба - монарх. Он осуществляет общее руководство через министерство по делам администрации и национальной обороны и генеральный штаб. Координатор служб генерального штаба - наследный принц Мулай Рашид.( )
Численность вооруженных сил Марокко составляет 198,5 тыс. человек, в том числе 100 тыс. - призывной контингент. Резерв - 150 тыс. человек. Военизированные формирования - 42 тыс. человек, в том числе королевская жандармерия - 12 тыс. человек, вспомогательные силы - 30 тыс. человек. Срок воинской службы по призыву - 18 месяцев. Мобилизационные ресурсы - 7,7 млн. человек, в т.ч. годных к военной службе - 4,9 млн. человек. ( )
Марокканская армия
считается одной из самых
Военная элита Марокко всегда играла особую роль в стране, являясь одним из столпов королевского режима. Последний уделял особое внимание поддержанию верноподданнических настроений среди генералитета и старшего офицерства, широко привлекая военных на льготных условиях, в частности, к предпринимательской деятельности в наиболее выгодных сферах (рыболовство, туризм). Роль военной элиты резко возросла после кончины 23 июля 1999 г. короля Хасана II. С интронизацией Мохаммеда VI отдельные источники стали даже поговаривать о том, что реальные рычаги власти в стране перешли к военным. Среди них стали без каких-либо на то оснований выделять, в частности, сторонников наследного принца Мулая Рашида, а также стоящего вторым в списке на престолонаследие принца Мулая Хишама (двоюродный брат Мохаммеда VI). На самом деле вся эта группа людей прекрасно понимает, что только монархический режим является гарантом их привилегий, и не имеет ни малейшего намерения подрывать его устои.
Тунисская республика
Структурно ВС Туниса состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховный главнокомандующий - президент страны Зин аль-Абидин бен Али. Он осуществляет общее руководство вооруженными силами через министерство национальной обороны и генеральный штаб.
Численность вооруженных сил Туниса составляет 35 тыс. человек, в том числе 23,4 тыс. - призывной состав. Организованный резерв отсутствует. Военизированные формирования (национальная гвардия) - 12 тыс. человек. Срок воинской службы по призыву - 12 месяцев. Мобилизационные ресурсы - 2,6 млн. человек, в том числе годных к военной службе - 1,5 млн. человек. ( )
Численность сухопутных войск (СВ) - 27 тыс. человек. В боевом составе СВ 5 бригад (3 механизированные, 1 - для действий в пустыне, 1 - специального назначения), инженерный полк. Вооружение: 84 танка (М-60А1 и М-60АЗ), 55 легких танков «Кирасир», 391 БМП и БТР («Саладин», AML-90, SK-105), 117 орудий буксируемой артиллерии калибров 105 и 155 мм, 155 минометов, 600 ПУ ПТУР (ТОУ и «Милан»), 115 зенитных орудий, 73 ПЗРК «Стрела-2», 37 ЗРК «Чапарэл». ( )
Численность личного состава ВВС - 3,5 тыс. чел. Всего на вооружении - 50 самолетов различных типов, 45 вертолетов, в том числе 7 боевых. Самолетный и вертолетный парк: 15 F-5Е, 12 МВ-326, 7 С-130 и «Фалкон-20», 3 LЕТ-410, 2 S-208М, 18 SF-260, 12 L-59, 5 SA-341, 2 НН-3, 15 АВ-205, 6 AS-350В, AS-365, 3 SA-313, 3 SA-316, 4 UH-1. ( )
Численность личного состава ВМС - 4,5 тыс. человек. В корабельном составе 19 патрульных и сторожевых кораблей и катеров, в том числе 6 ракетных. 2 корабля обеспечения. Военно-морские базы и пункты базирования - Бизерта, Монастир, Лагулет, Сфакс и Габес. ( )
Тунисская военная доктрина
предусматривает участие
Основной поставщик военной техники для ВС Туниса - США. В целом в период с 1973 по 1997 гг. на закупки зарубежного оружия и военной техники Тунис затратил 1,3 млрд. долларов. Пик закупок вооружений пришелся на период с 1982 по 1986 гг., когда они составили 600 млн. долларов. До указанного периода главным поставщиком военной техники была Франция. Затем произошла переориентация на США. ( )
Согласно взглядам американского военного командования, Тунис наряду с Марокко до последнего времени являлся основным партнером Соединенных Штатов в Северной Африке. Две страны связаны рядом соглашений в области обороны, в рамках которых ежегодно проводятся совместные учения ВВС, ВМС и сухопутных войск. Тунис участвует в миротворческой африканской программе, инициированной США и Великобританией. Она состоит в формировании Африканских сил реагирования на кризисы (АСРК). В ней кроме Туниса участвуют Сенегал, Уганда, Гана, Малави, Мали и Эфиопия. В рамках программы с помощью США в каждой из стран подготовлено по миротворческому батальону. Эти подразделения предназначены для участия в операциях по поддержанию мира в Африке.
Политизация армии и приход ее к власти в целом ряде стран постколониального Востока приобрели характер устойчивой и долгосрочной политической тенденции. Феномен активной политической роли армии является одним из важнейших факторов, определяющих общественно-политическое развитие освободившихся стран, в том числе и государств Арабского Востока.
Сегодня вполне правомерно говорить о «двойственной роли» вооруженных сил большинства стран современного Востока. Армии афро-азиатских государств не только гарант сохранения и защиты суверенитета, но и главный инструмент поддержания социально-политической стабильности и наведения порядка внутри страны, а также ведущий субъект и движущая сила политики ускоренной социально-политической модернизации.
В условиях гетерогенного восточного общества с его незавершенностью процессов классообразования, острыми этноконфессиональными проблемами, преобладанием сепаратистских, центробежных тенденций именно армия становится эффективным орудием сохранения единства и территориальной целостности государства и процесса национально-государственной интеграции.
Армия на Востоке выступает как особая и в значительной мере самостоятельная социально-политическая сила, приобретающая черты замкнутой корпорации и в то же время именно армия выступает как единственный общенациональный институт, монопольно владеющий средствами вооруженного насилия и способный решать масштабные модернизационные задачи в интересах всего общества.
Говоря о политической роли армии необходимо также учитывать специфику взаимоотношений между государством и обществом в освободившихся странах Востока, доставшаяся в наследство от колонизаторов так называемая «вестминстерская модель» либерально-демократического устройства государства плохо согласуется с традиционным в своей основе восточным обществом. В этих условиях обнаруживается слабость и неэффективность гражданского правления и политических институтов, созданных по западным образцам. Итогом становится резкое усиление этатистской и авторитарной тенденции в общественно-политическом развитии, которая и обуславливает, в конечном счете усиление политической роли армии и формирование военных режимов.
В советской литературе для характеристики подобного рода режимов использовалось определение «военно-бюрократическая диктатура». В современной литературе их обычно именуют военные или военно-авторитарные режимы.
Такие режимы становятся инструментом обновления политических элит. В арабских странах с их помощью на вершину власти взошли представители мелкобуржуазных и средних слоев арабского общества, являющихся носителями различных националистических идей и настроений, в частности идеи панарабизма.
Активное участие
военных в общественно-
Многие конституции арабских стран закрепляют правовой статус армии, фактически оформляя вооруженные силы в качестве самостоятельного института политической системы. Конституции закрепляют роль арабских армий как гаранта господствующих политико-идеалогических доктрин и ценностей. Влияние армии на политическую систему государств арабского региона объясняется и существованием в этих странах в определенные промежутки времени специфических органов верховного командования армии, осуществляющих государственные функции.
В большинстве конституций арабских стран имеются статьи, которые устанавливают особый правовой статус вооруженных сил, при этом конституционно закрепляется принадлежность армии только государству, а вооруженные силы выделяются в качестве самостоятельного института политической системы.
Часто роль армии в качестве самостоятельного института политической системы закрепляется опосредованно через обширные полномочия главы государства – в арабских странах президента или монарха.
Механизм и формы
конкретного политического
Источники