Армия на Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является комплексный анализ причин, характера и механизма участия армии в политической жизни стран арабского Востока. Исходя из поставленной цели автор формулирует следующие задачи:
Выявить предпосылки и основные факторы, определяющие политизацию армии в странах современного Востока.
Определить роль и место армии в политико-правовой системе стран современного Востока.
Раскрыть механизм и формы участия армии в политической жизни и политическом процессе на примере ряда арабских стран (Египет, Ирак и страны Магриба)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ АРМИИ В СТРАНАХ СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА 11
ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО АРМИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА 29
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ АРМИИ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА, ИРАКА И СТРАН МАГРИБА) 42
§1. Армия и политика в Египте 42
§2. Армия, власть и общество в Ираке 56
§3. Армия и власть в странах Магриба (Алжир, Марокко, Тунис) 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
ПРИМЕЧАНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101

Файлы: 1 файл

Д-Армия на востоке.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

В июле 2006 г. дивизионый генерал Абдельхак Кадири указом короля Марокко Мохаммеда VI был назначен на пост генерального инспектора марокканских вооруженных сил - высшую должность в марокканской армии после верховного главнокомандующего, каковым является монарх. До этого в течение 18 лет генерал Кадири возглавлял марокканскую разведывательную службу - Генеральную дирекцию исследований и документации. Эта организация подчиняется непосредственно монарху и никоим образом не связана со службой контрразведки DST, входящей в структуру МВД. Новое назначение Кадири было расценено как попытка монарха укрепить свои позиции в армии. ( )

В Марокко пост министра обороны был упразднен после  попытки госпереворота 1972 года, в  которой участвовал тогдашний глава  этого ведомства генерал Уфкир. С тех пор генеральный инспектор является высшим должностным лицом в королевских вооруженных силах.

Марокканские контингенты  принимали участие в ряде миротворческих операций, проводившихся под эгидой ООН, и в частности, в Конго (Киншаса), Сомали, Боснии. Марокканские военные исполняют роль личной охраны ряда африканских руководителей.

Рабат не раз пытался  играть роль жандарма на африканском  континенте. Так, в 1977 г. Марокко приняло и позволило пройти военную подготовку наемникам всемирно известного «пса войны» Боба Денара с целью дальнейшего направления их в Бенин для свержения президента Матье Кереку, подозревавшегося одно время в симпатиях к марксизму. В 1977 и 1978 гг. марокканцы дважды приходили на помощь Мобуту в Заире и участвовали в подавлении повстанческих движений.

С 1975 г. Марокко участвует  в вооруженном конфликте в  Западной Сахаре, в котором ему противостоит базирующийся на территории Алжира сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО. Наиболее боеспособные части марокканской армии находятся в сахарских провинциях в составе Южной военной зоны (командующий - дивизионный генерал Абдельазиз Беннани). Действующее с 1991 г. перемирие в районе конфликта, наблюдение за которым ведет развернутая там Миссия ООН в Западной Сахаре (МИНУРСО), позволило Марокко в первой половине 90-х годов снизить военные расходы в среднем на 400 млн. долларов в год.

Согласно действующим  в Марокко законам, верховный  главнокомандующий, равно как и вооруженные силы, находятся вне зоны критики. Любая попытка раскрыть ситуацию в армии в прессе расценивается как подрыв ее боеготовности и преследуется по закону. Поэтому материалов о положении в армии в марокканской прессе практически не существует.

Поскольку армия комплектуется  по смешанному принципу на основе призыва  и по контракту, на настроениях военных, и особенно — рядового и унтер-офицерского  состава, не могли не сказаться процессы, связанные с повышением роли исламистов в марокканском обществе. Это, в частности, проявилось в ходе войны против Ирака в зоне Персидского залива. Направленная в Саудовскую Аравию элитная парашютно-десантная бригада из-за недоверия к ней была выведена с передовой и направлена на охрану объектов нефтедобычи.

Структурно ВС Марокко  состоят из сухопутных войск, ВВС  и ВМС. Верховный главнокомандующий  и начальник генерального штаба - монарх. Он осуществляет общее руководство через министерство по делам администрации и национальной обороны и генеральный штаб. Координатор служб генерального штаба - наследный принц Мулай Рашид.( )

Численность вооруженных  сил Марокко составляет 198,5 тыс. человек, в том числе 100 тыс. - призывной контингент. Резерв - 150 тыс. человек. Военизированные формирования - 42 тыс. человек, в том числе королевская жандармерия - 12 тыс. человек, вспомогательные силы - 30 тыс. человек. Срок воинской службы по призыву - 18 месяцев. Мобилизационные ресурсы - 7,7 млн. человек, в т.ч. годных к военной службе - 4,9 млн. человек. ( )

 Марокканская армия  считается одной из самых многочисленных  и хорошо подготовленных на  африканском континенте. Воинская  служба хорошо оплачивается и является весьма престижной среди марокканцев. Кадры для вооруженных сил готовятся за рубежом, а также в сети национальных военно-учебных заведений. В частности, в Школе Генерального штаба в Кенитре готовятся кадры для высших командных должностей, в Школах королевских СВ, ВВС и ВМС готовятся специалисты для соответствующих видов вооруженных сил, в Школе медицинской службы готовят военных фармацевтов, дантистов и ветеринаров, а также санитарных врачей. Кроме подданных королевства в военных училищах страны готовятся офицеры для Туниса, Мавритании, Сенегала, Мали, Габона, Буркина-Фасо, Конго (Браззавиль и Киншаса), Гвинеи. ( )

Военная элита Марокко  всегда играла особую роль в стране, являясь одним из столпов королевского режима. Последний уделял особое внимание поддержанию верноподданнических настроений среди генералитета и старшего офицерства, широко привлекая военных на льготных условиях, в частности, к предпринимательской деятельности в наиболее выгодных сферах (рыболовство, туризм). Роль военной элиты резко возросла после кончины 23 июля 1999 г. короля Хасана II. С интронизацией Мохаммеда VI отдельные источники стали даже поговаривать о том, что реальные рычаги власти в стране перешли к военным. Среди них стали без каких-либо на то оснований выделять, в частности, сторонников наследного принца Мулая Рашида, а также стоящего вторым в списке на престолонаследие принца Мулая Хишама (двоюродный брат Мохаммеда VI). На самом деле вся эта группа людей прекрасно понимает, что только монархический режим является гарантом их привилегий, и не имеет ни малейшего намерения подрывать его устои.

 

 

Тунисская республика

Структурно ВС Туниса состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховный главнокомандующий - президент страны Зин аль-Абидин бен Али. Он осуществляет общее руководство вооруженными силами через министерство национальной обороны и генеральный штаб.

Численность вооруженных сил Туниса составляет 35 тыс. человек, в том числе 23,4 тыс. - призывной состав. Организованный резерв отсутствует. Военизированные формирования (национальная гвардия) - 12 тыс. человек. Срок воинской службы по призыву - 12 месяцев. Мобилизационные ресурсы - 2,6 млн. человек, в том числе годных к военной службе - 1,5 млн. человек. ( )

Численность сухопутных войск (СВ) - 27 тыс. человек. В боевом составе СВ 5 бригад (3 механизированные, 1 - для действий в пустыне, 1 - специального назначения), инженерный полк. Вооружение: 84 танка (М-60А1 и М-60АЗ), 55 легких танков «Кирасир», 391 БМП и БТР («Саладин», AML-90, SK-105), 117 орудий буксируемой артиллерии калибров 105 и 155 мм, 155 минометов, 600 ПУ ПТУР (ТОУ и «Милан»), 115 зенитных орудий, 73 ПЗРК «Стрела-2», 37 ЗРК «Чапарэл». ( )

Численность личного  состава ВВС - 3,5 тыс. чел. Всего на вооружении - 50 самолетов различных типов, 45 вертолетов, в том числе 7 боевых. Самолетный и вертолетный парк: 15 F-5Е, 12 МВ-326, 7 С-130 и «Фалкон-20», 3 LЕТ-410, 2 S-208М, 18 SF-260, 12 L-59, 5 SA-341, 2 НН-3, 15 АВ-205, 6 AS-350В, AS-365, 3 SA-313, 3 SA-316, 4 UH-1. ( )

Численность личного  состава ВМС - 4,5 тыс. человек. В корабельном составе 19 патрульных и сторожевых кораблей и катеров, в том числе 6 ракетных. 2 корабля обеспечения. Военно-морские базы и пункты базирования - Бизерта, Монастир, Лагулет, Сфакс и Габес. ( )

Тунисская военная доктрина предусматривает участие вооруженных  сил в вооруженных конфликтах, а также их использование в  качестве гаранта внутренней стабильности государства. В качестве союзников рассматриваются США и другие страны НАТО, со многими из которых Тунис связан соглашениями о сотрудничестве в военной области. Тунис регулярно посещают официальные лица НАТО, взаимодействие с которым строится на базе совместного военного планирования, а также в рамках т.н. Средиземноморской инициативы Североатлантического альянса. В тунисские порты на регулярной основе заходят с визитами боевые корабли США и других стран НАТО.

Основной поставщик  военной техники для ВС Туниса - США. В целом в период с 1973 по 1997 гг. на закупки зарубежного оружия и военной техники Тунис затратил 1,3 млрд. долларов. Пик закупок вооружений пришелся на период с 1982 по 1986 гг., когда они составили 600 млн. долларов. До указанного периода главным поставщиком военной техники была Франция. Затем произошла переориентация на США. ( )

Согласно взглядам американского  военного командования, Тунис наряду с Марокко до последнего времени являлся основным партнером Соединенных Штатов в Северной Африке. Две страны связаны рядом соглашений в области обороны, в рамках которых ежегодно проводятся совместные учения ВВС, ВМС и сухопутных войск. Тунис участвует в миротворческой африканской программе, инициированной США и Великобританией. Она состоит в формировании Африканских сил реагирования на кризисы (АСРК). В ней кроме Туниса участвуют Сенегал, Уганда, Гана, Малави, Мали и Эфиопия. В рамках программы с помощью США в каждой из стран подготовлено по миротворческому батальону. Эти подразделения предназначены для участия в операциях по поддержанию мира в Африке.

 

Заключение

Политизация армии  и приход ее к власти в целом  ряде стран постколониального Востока приобрели характер устойчивой и долгосрочной  политической тенденции. Феномен активной политической роли армии является одним из важнейших факторов, определяющих общественно-политическое развитие освободившихся стран, в том числе и государств Арабского Востока.

Сегодня вполне правомерно говорить о «двойственной роли» вооруженных сил большинства стран современного Востока. Армии афро-азиатских государств не только гарант сохранения и защиты суверенитета, но и главный инструмент поддержания социально-политической стабильности и наведения порядка внутри страны, а также ведущий субъект и движущая сила политики ускоренной социально-политической модернизации.

В условиях гетерогенного  восточного общества с его незавершенностью процессов классообразования, острыми этноконфессиональными проблемами, преобладанием сепаратистских, центробежных тенденций именно армия становится эффективным орудием сохранения единства и территориальной целостности государства и процесса национально-государственной интеграции.

Армия на Востоке  выступает как особая и в значительной мере самостоятельная социально-политическая сила, приобретающая черты замкнутой корпорации и в то же время именно армия выступает как единственный общенациональный институт, монопольно владеющий средствами вооруженного насилия и способный решать масштабные модернизационные задачи в интересах всего общества.

Говоря о  политической роли армии необходимо также учитывать специфику взаимоотношений между государством и обществом в освободившихся странах Востока, доставшаяся в наследство от колонизаторов так называемая «вестминстерская модель» либерально-демократического устройства государства плохо согласуется с традиционным в своей основе восточным обществом. В этих условиях обнаруживается слабость и неэффективность гражданского правления и политических институтов, созданных по западным образцам. Итогом становится резкое усиление этатистской и авторитарной тенденции в общественно-политическом развитии, которая и обуславливает, в конечном счете усиление политической роли армии и формирование военных режимов.

В советской  литературе для характеристики подобного рода режимов использовалось определение «военно-бюрократическая диктатура». В современной литературе их обычно именуют военные или военно-авторитарные режимы.

Такие режимы становятся инструментом обновления политических элит. В арабских странах с их помощью на вершину власти взошли представители мелкобуржуазных и средних слоев арабского общества, являющихся носителями различных националистических идей и настроений, в частности идеи панарабизма.

Активное участие  военных в общественно-политической жизни стран современного Арабского Востока привело, в конечном счете к институциализации особой роли армии в политической системе, что нашло отражение в конституциях целого ряда арабских государств. Приход военных к власти как правило основывается на доктрине национальной безопасности и концепции «Гражданской миссии вооруженных сил».

Многие конституции  арабских стран закрепляют правовой статус армии, фактически оформляя вооруженные силы в качестве самостоятельного института политической системы. Конституции закрепляют роль арабских армий как гаранта господствующих политико-идеалогических доктрин и ценностей. Влияние армии на политическую систему государств арабского региона объясняется и существованием в этих странах в определенные промежутки времени специфических органов верховного командования армии, осуществляющих государственные функции.

В большинстве  конституций арабских стран имеются  статьи, которые устанавливают особый правовой статус вооруженных сил, при  этом конституционно закрепляется принадлежность армии только государству, а вооруженные силы выделяются в качестве самостоятельного института политической системы.

Часто роль армии  в качестве самостоятельного института  политической системы закрепляется опосредованно через обширные полномочия главы государства – в арабских странах президента или монарха.

Механизм и формы  конкретного политического участия  армии в общественно-политической жизни можно раскрыть на примере ряда арабских стран, как-то Египта, Ирана и стран Магриба. Общим является то, что армия играла роль руководящей политической силы в Египте, Ираке и Алжире, причем во- первых двух это стало результатом военных переворотов, а в Алжире армия пришла к власти на волне национально-освободительного движения против французских колонизаторов. Во всех указанных странах, кроме Марокко и Туниса произошло сращивание военного и административно-управленческого аппарата, военная элита стала составной частью политической элиты, сформировалась влиятельная военно-бюрократическая буржуазия. Различия же здесь в том, что в Алжире армия сохранила политическую монополию в рамках противостояния попыткам исламистов захватить власть, а в Египте и Ираке военное командование и офицерский состав были поставлены под жесткий контроль правящих элит.

 

 Список использованной  литературы

Источники

  1. Алжир. Справочник под редакцией А.М Васильева. М., 1994.
  2. Арабская Республика Египет. Справочник. М., 1994.
  3. Африка. Энциклопедический Справочник. Т № 1. М, 1986.
  4. Багдасаров С. Б., Чувашьян А.Н. Военный и военно-экономический потенциал стран Ближнего и Среднего Востока (информационно-аналитический справочник). М., 1998.
  5. Вооруженные силы и военная экономика стран Азии, (информационно-аналитический справочник). М., 2005.
  6. Конституционно-правовые акты арабских стран в книге: История государства и права зарубежных стран. Часть 2. М., 1998.
  7. Конституции государств Африки в 3-х т. М., 1966.
  8. Конституции государств Ближнего и Среднего Востока. МЛ956.
  9. Республика Ирак. Справочник. М., 1996

Информация о работе Армия на Востоке