Армия на Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является комплексный анализ причин, характера и механизма участия армии в политической жизни стран арабского Востока. Исходя из поставленной цели автор формулирует следующие задачи:
Выявить предпосылки и основные факторы, определяющие политизацию армии в странах современного Востока.
Определить роль и место армии в политико-правовой системе стран современного Востока.
Раскрыть механизм и формы участия армии в политической жизни и политическом процессе на примере ряда арабских стран (Египет, Ирак и страны Магриба)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ АРМИИ В СТРАНАХ СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА 11
ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО АРМИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА 29
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ АРМИИ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА, ИРАКА И СТРАН МАГРИБА) 42
§1. Армия и политика в Египте 42
§2. Армия, власть и общество в Ираке 56
§3. Армия и власть в странах Магриба (Алжир, Марокко, Тунис) 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
ПРИМЕЧАНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101

Файлы: 1 файл

Д-Армия на востоке.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

Что касается Ливии, то здесь  в 1984 году был принят закон о вооруженном народе, направленный на то, чтобы в дальнейшем лишить армию монопольного права выполнять функцию обороны страны. На первом этапе народ, согласно этому закону, должен обучаться армией, совместно с ней защищать режим, а затем армейские институты постепенно должны уступать место «вооруженному народу». Мобилизированные граждане (все мужчины и женщины достигшие 18 лет) должны были проходить военную подготовку, будучи приписаны к определенным частям и подразделениям. В случае необходимости они могли получить оружие и приступить в выполнению своей боевой задачи, а после окончания военных действий вновь вернуться к гражданской жизни. Ливийское руководство полагало, что такой способ организации обороны страны поможет избежать опасности захвата армией власти. В сентябре 1988 года ливийское руководство в соответствие с законом 1984 года приняло решение о роспуске армии и полиции и замене их формированиями вооруженного народа. ( ).

Одобренностью вооруженных  сил Судана является (ст. 125) наличие  «добровольных народных вооруженных  сил из среды суданского народа с  целью национальной обороны, поддержания национальной безопасности или для помощи любым регулярным войскам».

Некоторые страны (Судан, Египет и др.) учреждают специальные  военные суды, предусмотренные конституцией.

Главнокомандующим вооруженными силами является глава государства, также создается специальный конституционный орган, как правило, это Национальный совет обороны, возглавляемый главой государства, в компетенцию которого входят вопросы обеспечения безопасности страны, ее целостности и другие предусмотренные законом функции.

Верховным главнокомандующим Катара является эмир. Ему подчинены генеральный штаб и командующие видами вооруженных сил. На министерство обороны Катара возложена задача боевой подготовки войск, а также управление административными, хозяйственными и финансовыми вопросами. Генеральный штаб осуществляет оперативное руководство вооруженными силами.( )

Все арабские монархии, являющиеся членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), координируют строительство своих вооруженных сил с этой организацией и поддерживают ее Устав, в котором, в частности, говорится, что члены Совета обязаны: противодействовать любому иностранному вмешательству в дела региона, откуда бы оно не происходило; не соглашаться с присутствием в районе Залива военных флотов и иностранных военных баз; создавать автономные вооруженные силы государств-членов Совета и координировать их действия с целью обеспечить опору государств региона на собственные силы в защите их безопасности и ради сохранения стабильности в регионе.

Высшим органом, вырабатывающим военную политику Ливийской Джамархии, является Совет национальной обороны (СНО). В его задачи входит: определение контингента и общей организации вооруженных сил в мирное и военное время; принятие решений о создании новых военных формирований с выделением материальных и людских ресурсов на ведение войны; координация деятельности всех государственных учреждений и общественных организаций в интересах национальной обороны; контроль за бесперебойным снабжением ВС; организация эффективной системы гражданской обороны; направление идеологической и моральной подготовки населения страны и личного состава ВС. В мирное время Совет национальной обороны собирается в периодическом составе, определяемом Главнокомандующим ВС, в военное - становится постоянно действующим органом. ( ).

Органом военного управления Ливии является главное командование, включающее генеральный штаб и управления центрально подчинения (министерство обороны было упразднено в 1971 году). Главному командованию подчинены штабы четырех видов вооруженных сил образуют Объединенный комитет, играющий роль совещательного органа при революционном руководстве. ( ).

Многие конституции  арабских стран закрепляют правовой статус армии, фактически оформляя вооруженные силы в качестве самостоятельного института политической системы. При этом, как правило, прежде всего закрепляются на конституционном уровне цели вооруженных сил, которые включают в себя сохранение национальной независимости и защиту национального суверенитета. Армия в соответствии с конституционными положениями призвана обеспечить защиту единства территориальной целостности страны, защиту ее сухопутного, воздушного и морского пространства. Конституция 1973 года Сирии, например, относит правовой статус вооруженных сил в раздел политических принципов конституции, прямо возлагая на вооруженные силы помимо защиты территории страны откровенно политические задачи: защиту целей ее революции - единства, свободы и социализма (статья 11). А конституция 1971 года Египта ставит в качестве одной из основных задач перед египетской армией задачу охраны социалистических завоеваний народа (статья 180). Конституция Йеменской Республики 1991 года устанавливает в качестве священного долга армии защиту религии и отечества.( ).

Следует отметить, что  текстами конституции арабских стран закрепляется и гарантируется принцип департизации вооруженных сил. Некоторые конституции прямо запрещают вооруженные силы, силы безопасности, полиции и другие подобные учреждения использовать в интересах какой - либо партии, отдельных лиц или групп населения. При этом члены всех силовых учреждений в соответствии с законом не могут входить в политические партии или осуществлять партийные функции (статья 39 конституции Йеменской республики). {С ). Вместе с тем, конституции прямо закрепляют запрет на создание какими-либо общественными организациями или обществами военных или полувоенных формирований. Здесь совершенно четко видна цель законодателя - полностью отделить политические партии от альянса с вооруженными силами, закрепить полную демилитаризацию политических организаций. Этой же цели служит и запрет на образование политических партий на корпоративной основе. Помимо прямого запрета вооруженным силам проводить акции политического характера конституционные нормы, признавая право граждан на забастовку, тем не менее не распространяет это право на военнослужащих. При этом прямо устанавливается, что закон может запрещать или ограничивать осуществление этого права в области национальной обороны и безопасности, а также в сферах и видах деятельности, имеющих жизненно важное значение для общества (статья 7 конституции Туниса 1959 года.) ( ).

Очень часто роль армии  в качестве самостоятельного института  политической системы закрепляется опосредованно, через обширные военные и внешнеполитические полномочия главы государства в арабских странах -президента или монарха. При этом военные полномочия главы государства традиционно рассматриваются как основополагающие, в частности, все, что касается вопросов войны и мира, всеобщей мобилизации, объявление военного или чрезвычайного положения и т. д. Глава государства является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, и в этом качестве он непосредственно или через министра обороны руководит военным ведомством. Иногда текст конституции прямо предусматривает, что президент - верховный главнокомандующий - одновременно занимает пост министра обороны, (статья 77 конституции Алжира 1996 года.) ( 6, 81 ).

В качестве верховного главнокомандующего глава государства (президент или монарх) лично осуществляет назначение на все высшие военные должности и присваивает воинские звания. Ему же принадлежит и право отстранения от должности высшего состава вооруженных сил, что имеет первостепенное значение для осуществления главой государства прямого контроля над армией. Король Марокко, например, по конституции прямого поста верховного главнокомандующего вооруженными силами страны является одновременно еще и начальником Генерального штаба, через который и осуществляет свои военные функции. Король определяет военную политику страны, лично производит назначения и перемещения по службе командного состава до командира батальона включительно, а также осуществляет присвоение воинских званий.

При главе государства в арабских странах формируется Совет национальной безопасности или аналогичные ему совещательные учреждения. ( ). На практике этот конституционный орган превратился в одно из самых значительных государственных учреждений, фактически во многом разрабатывающий военные доктрины и определяющий практическую военную политику главы государства. Конституции многих арабских стран предусматривают принятие важнейших государственных решений главой государства по согласованию или с прямого согласия Высшего совета безопасности. Разумеется, окончательное решение принимает по всем вопросам государственной важности единолично президент или монарх, но Совет национальной безопасности предварительно разрабатывает и обосновывает стратегические цели и тактические задачи таких решений. Персональный состав и порядок деятельности Совета национальной безопасности определяется только главой государства. Очень часто в условиях введения в стране военного или чрезвычайного положения, когда действие конституции приостанавливается и глава государства принимает на себя осуществление всех государственных полномочий, Совет национальной безопасности остается фактически единственным действующим конституционным органом при главе государства. И хотя введение подобного вида особых положений по нормам конституций преследует цели принятия исключительных мер в интересах сохранения независимости страны и защиты государственных учреждений, политическая практика арабских стран неоднократно доказывала, что цели введения военного положения могут обернуться необратимым процессом усиления роли армии во всей государственной структуре страны.

 

Глава III. Механизмы и формы участия армии в общественно политической жизни стран Арабского Востока (на примере Египта, Ирака и стран Магриба)

§1. Армия и политика в Египте

Исторически сложилось  так, что армия в Египте традиционно  играла активную роль в решении тех  проблем, с которыми сталкивалась страна. Отсюда берут свое начало роль и значимость военных в египетском государстве и обществе. Вооруженные силы и, прежде всего, офицерский корпус, отличающийся высокой степенью корпоративной сплоченности, неоднократно проявляли себя в качестве активной и влиятельной политической силы. Немаловажным является и то, что традиционно военная профессия весьма уважаема в Египте. Армия здесь представляет собой подлинно общенациональный институт, причем один из наиболее современных и динамично развивающихся. На сегодняшний день АРЕ, бесспорно, занимает первое место среди арабских государств по уровню развития военного и военно-экономического потенциала, а руководство республики уделяет неослабное внимание его укреплению и дальнейшему развитию.

Традиции вмешательства военных  в политическую жизнь арабских государств берут начало еще в первые века существования Халифата. Они получили свое дальнейшее развитие в период правления в Египте мамелюков в XIII-XVI вв. В 1882 г. армия под руководством полковника Ораби-Паши решительно, хотя и неудачно, выступила против усиления иностранного господства в стране. Несомненное влияние на образ мыслей и характер действий египетских офицеров оказали военные перевороты в Ираке и Сирии в 30 – 40-е гг. XX в. ( )

Армии принадлежит решающая роль в  свержении монархии в июле 1952 года, а в дальнейшем - в проведении важных внутриполитических преобразований и радикальном изменении внешнеполитического курса страны, что сделало Египет в 50-е - середине 60-х гг. признанным лидером арабского мира. И теперь уже египетские военные и их руководитель Гамаль Абдель Насер стали образцом для подражания в арабских странах. Особенно высока была популярность египетского лидера среди революционно настроенной военной молодежи. «По Насеру» мечтали и пытались сделать революцию у себя на родине многие молодые офицеры от Марокко до Саудовской Аравии. В послереволюционный период египетские вооруженные силы превратились в становой хребет режима. Именно из офицерской среды вышли все президенты республики - М.Нагиб, Г.А.Насер, А.Садат и нынешний глава государства Мухаммед Хосни Мубарак.

1936 год считается временем начала возрождения египетской армии как национальной силы. После заключения договора с Великобританией проходившие в ней службу британские офицеры к 1938 г. были уволены. Происходили изменения социального состава офицерского корпуса, в который вливались преимущественно выходцы из мелкой буржуазии, низших чиновников, крестьян. Атмосфера в войсках стала меняться. Новое поколение египетских военных было настроено националистически и антибритански. Уже в 1939 г. в войсках возникла организация молодых офицеров, которая ставила перед собой задачу добиться полного освобождения Египта от иностранного господства. Окончательно она оформилась в 1942 г. и стала называться «Свободные офицеры». Вместе с тем основная часть генералов и старших офицеров продолжала быть тесно связанной с королевским двором и аристократией и не разделяла радикальных националистических воззрений армейской молодежи. ( )

Арабо-израильская война 1948 – 1949 гг. продемонстрировала кризисное состояние монархического режима, его неумение создать современную армию, способную надлежащим образом отстаивать национальные интересы страны, организовать умелое руководство военными действиями и бесперебойное снабжение войск всем необходимым. Многие генералы и даже члены королевской семьи были замешаны в коррупции. В то же время произошло заметное укрепление рядов «свободных офицеров», которых возглавил Г.А.Насер. Причем в составе организации были офицеры с различными политическими взглядами: националисты, «братья-мусульмане», марксисты. В значительной степени именно поэтому вплоть до прихода к власти у руководителей организации не было ни четкой программы, ни представления о том, что надо делать на следующий день после революции.

В ночь с 22 на 23 июля 1952 г. армия под  руководством «свободных офицеров» отстранила от власти короля Фарука и надолго стала определяющим, стержневым элементом в политической жизни Египта. Выход военных на первые позиции в стране не был случаен. В начале 50-х годов национально-освободительное движение не имело авторитетного политического руководства. Нужен был авангард, готовый пойти на риск в борьбе за свержение монархии. Существовавшие в то время в Египте политические партии и организации в силу своей аморфности, слабой организованности и недостаточного авторитета в массах не могли им стать. И тогда решительное слово сказали военные. С одной стороны, в войсках очень сильны были националистические настроения, с другой - постоянные попытки властей использовать армию в качестве орудия прямого подавления выступлений населения привели к непосредственному соприкосновению военных с политическими событиями, участию в этих событиях. Все это дало офицерам почувствовать свою реальную силу и возможности, которые они успешно реализовали.

В 50-е - середине 60-х гг. происходит неуклонное возрастание роли вооруженных сил в политической жизни Египта. Военные лидеры, придя к власти при помощи армии, стремились сохранить ее в качестве своей главной опоры. Несмотря на проводившиеся преобразования в области государственного строительства, египетский режим по сути своей оставался военным. Армия считала себя руководящей силой в стране, правомочной решать судьбы родины и революции. Генералы и старшие офицеры превратились в важнейший элемент новой элиты, контролировавшей государственный и хозяйственный аппарат. Бывшие и действующие военные заняли ключевые административные и политические посты. Перемещение военных из армии в гражданский сектор превратилось в постоянно действующий фактор. ( )

Офицерский корпус получил привилегии, которые превосходили те, что имелись в королевской армии. Но это только способствовало перерождению значительной части офицеров: многие бывшие революционеры и радикалы стали быстро обуржуазиваться, весьма интенсивно использовать свое новое служебное положение и привилегии для личного обогащения. Широкое распространение получила элитарная психология. И пока у власти был чисто военный режим, у армейской бюрократии не было оснований для беспокойства и правительство не сомневалось в лояльности вооруженных сил. Однако начиная с 1961-1962 гг., по мере углубления социальных преобразований военная прослойка стала выражать недовольство. Время от времени Насер, пользуясь правами верховного главнокомандующего ВС, частично обновлял офицерский корпус, но делал это непоследовательно, и процесс перерождения офицерских кадров продолжался. Пойти же на отмену привилегий военным и серьезную кадровую чистку президент не решался. Сохранялась кастовость офицерского корпуса. Армия искусственно отгораживалась от народа и его жизни. Взаимоотношения офицеров и солдат оставались такими же, как и при монархическом режиме.

Информация о работе Армия на Востоке