Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является комплексный анализ причин, характера и механизма участия армии в политической жизни стран арабского Востока. Исходя из поставленной цели автор формулирует следующие задачи:
Выявить предпосылки и основные факторы, определяющие политизацию армии в странах современного Востока.
Определить роль и место армии в политико-правовой системе стран современного Востока.
Раскрыть механизм и формы участия армии в политической жизни и политическом процессе на примере ряда арабских стран (Египет, Ирак и страны Магриба)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ АРМИИ В СТРАНАХ СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА 11
ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО АРМИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА 29
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ АРМИИ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА, ИРАКА И СТРАН МАГРИБА) 42
§1. Армия и политика в Египте 42
§2. Армия, власть и общество в Ираке 56
§3. Армия и власть в странах Магриба (Алжир, Марокко, Тунис) 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
ПРИМЕЧАНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Вмешательство армии в политику весьма многообразно по своей социальной и идеологической направленности, что определяется конкретными условиями данной страны и расстановкой внутриполитических сил. Сам факт вступления вооруженных сил на авансцену политической борьбы, их идеологическая и политическая ориентация, а также, в конечном счете, уход с политической арены также определяется взаимоотношением различных политических сил, масштабами социальных противоречий и попытками их разрешения со стороны армии.
Политизация армии - это, собственно говоря, политическая позиция, прежде всего офицерского корпуса, поскольку рядовой и сержантский составы являются во многом пассивной массой, идущей за офицерством и создающей ему своеобразную социальную основу ( )
Армия – это не просто слепок с общества, не просто арифметическая сумма определенного количества выходцев из крестьян и других социальных слоев. На военной службе эти выходцы из различных социальных групп населения объективно приобретают новое политическое и идеологическое качество, в результате которого сплачиваются в особый, сцементированный единой дисциплиной организм ( ). Армия выступает как совершенно особая и в значительной мере самостоятельная социально-политическая сила, приобретает черты довольно замкнутой корпорации со своими собственными общественными интересами, хотя, разумеется, далеко не всегда одинаковыми, и тем более не всегда демократическими.
Развитие социально-
Следует отметить, что
на практике зачастую враждебные друг
другу военные группировки
Вот почему этапы политического развития большинства стран Востока характеризовались стремлением армии активно вмешиваться в процесс государственного строительства, оказывать свое прямое воздействие на формирование и функционирование политических систем этих стран.
Приход армии к власти в результате первой волны военных переворотов 40-60-х годов XX века привёл к созданию в ряде стран Востока бонапартистских режимов. В советской литературе, в частности в работах Г. И. Мирского, Б. Г. Сапожникова, Р. Э. Севортяна ( ) выделены 3 основных типа армейских диктатур: военно-бюрократический режим буржуазно-националистического характера, военно-бюрократический режим неоколонистского типа, режим революционно-демократической военной диктатуры ( ). В основу данной классификации была положена идейно - политическая ориентация и социально-классовая природа того или иного военного режима.
В современной и отечественной литературе, в частности работах В.А. Фёдорова ( ) при анализе природы и сущности военных режимов основной акцент делается на роль армии как единственного общенационального института, призванного решать задачи в интересах всего общества. При этом надклассовый бонапартизм военных режимов определяется слабостью и неструктурированностью социально-классовых сил, незавершенностью процессов классообразования. Особое внимание уделяется армии как важнейшему инструменту форсированный социально-экономической модернизации.
Говоря о политической роли армии в развивающихся странах Востока большинство отечественных и зарубежных исследователей обращают главное внимание особо роли государства и специфики социально-классовой структуры афро-азиатских обществ.
Взаимоотношения между государством и обществом в освободившихся странах Востока развивались на принципиально иной основе, чем в промышленно развитых странах.
В Западной Европе формирование буржуазного гражданского общества происходило в ходе длительного периода становления капиталистического способа производства и было предпосылкой возникновения современного государства, которое в дальнейшем опиралось на прочную структуру гражданского общества. В странах Востока к моменту обретения ими независимости и началу ускоренного развития капитализма подобное гражданское общество, естественно, отсутствовало. В этих условиях государство должно было взять на себя большой объем функций и путем целенаправленной деятельности «сверху» обеспечить экономическую трансформацию общества и его национально-государственную интеграцию. Государство на Востоке, отмечает Н.А. Симония, было призвано играть активную формирующую или созидательную роль практически на всех этажах общества: в экономическом базисе, в национально-этнической надстройке, в формировании и внедрении господствующей государственной идеологии ( )
Таким образом, в самом
характере формационного
В многочисленных работах отечественных и зарубежных политологов не раз подчеркивалось, что заимствованные на Западе модели политических систем буржуазно-демократического типа оказались непригодными для подавляющего большинства освободившихся стран в первые годы их независимого развития. К этому следует добавить, что в первые годы после обретения независимости в большинстве развивающихся государств, избравших путь капиталистического развития, не было также и адекватной базы для установления сильных авторитарных режимов. Материальные основы авторитаризма (в первую очередь политизированная армия) создавались в течение ряда лет, как правило, с помощью США или других западных стран. В Таиланде, Пакистане и некоторых других развивающихся странах с начала 50-х годов при опоре на американскую помощь и при посредстве американских советников и экспертов происходило формирование и укрепление прозападных армий, осуществлялась соответствующая индоктринация офицерского состава, создавались военные и военно-гражданские органы, позволившие военно-бюрократическим кругам впоследствии не только применять насильственные методы правления, но и прибегать с их помощью к политическому маневрированию, к созданию и расширению социальной базы авторитарных режимов.
К концу 50-х – началу 60-х годов материальные предпосылки установления военно-бюрократических режимов во многих государствах Востока, находившихся под влиянием развитых капиталистических стран, были созданы. Это знаменовало начало целой серии военных переворотов и приход к власти в большинстве стран рассматриваемой группы бюрократических группировок – военных, военно-гражданских или гражданских по форме, опирающихся на армию, провозгласивших своей целью капиталистическую модернизацию и достижение государственной интеграции на базе националистических идейных установок.
Формированию и функционировани
Сохранению и упрочению
лидирующего положения военно-
Необходимо также отметить, что в ряде стран влиятельные группы инонациональной (иноэтнической) буржуазии проявляли заинтересованность в установлении и поддержании авторитарного правления. Например, в Таиланде и Индонезии буржуазия китайского происхождения вступала в партнерство с военно-бюрократической верхушкой, с тем, чтобы обеспечить себе выгодные условия предпринимательской деятельности. Она и в дальнейшем была заинтересована в сохранении основ военно-бюрократического режима, полагая, что демократический режим подорвет ее позиции.
Важную роль в упрочении авторитарного правления во многих странах Востока сыграла новая социальная общность – бюрократическая буржуазия, формировавшаяся из обуржуазившейся гражданской и военной бюрократии. Так как главными методами обогащения и последующего обуржуазивания бюрократии были коррупция и другая незаконная деятельность, эта новая фракция буржуазного класса рассматривала авторитаризм. Как одно из главных условий собственного существования. Она была крайне заинтересована, особенно в начальный период своей эволюции, в существовании сильного государственного сектора, находившегося под ее контролем и служившего главным источником обогащения. Государственный сектор позволял также военно-бюрократическим кругам поддерживать на высоком уровне военные расходы, организовывать собственное производство вооружений, содержать многочисленную армию и полицию, создавать привилегированные условия жизни для офицеров и чиновников.
Бюрократическая буржуазия, отмечает Р. Г. Ланда, не только является новой социальной общностью, но и представляет собой стадию становления и развития частнопредпринимательской буржуазии, своего рода этап и средство превращения бюрократии в предпринимательскую буржуазию. В разных странах и разных условиях фазы этого переходного цикла (бюрократия — бюрократический капитал — буржуазия) весьма отличаются по характеру, длительности, формам проявления и конечным результатам (£). И опыт показывает, что степень авторитарности режима, его эволюция в сторону представительности, смена циклов военного и гражданского правления во многом определяются положением, влиянием и самостоятельностью бюрократической буржуазии, опирающейся как на гражданскую часть государственного аппарата, так и на армию.
По мере укрепления частнокапиталистического уклада и численного роста национальной буржуазии бюрократические группировки, возглавляющие авторитарные режимы, все больше подвергаются давлению и со стороны либерально настроенных кругов буржуазного класса. Эти круги тяготятся опекой военной и гражданской бюрократии, стремятся к непосредственному участию в управлении государством и поэтому выступают за установление той или иной формы (Представительной демократии. На подобные позиции (например, в Таиланде) постепенно становятся и те представители крупной буржуазии, которые еще в недавнем прошлом входили в состав высшей военной бюрократии, а затем превратились в крупных банкиров и бизнесменов.
Изменения в составе буржуазного класса и стремление национальной буржуазии к самостоятельности обусловливают определенную эволюцию авторитарных режимов в сторону .представительности. Однако это расширение представительности режимов распространяется обычно лишь на отдельные группы имущих классов, в то время как широкие слои населения продолжают находиться под контролем военно-полицейского аппарата. В целом же демократические требования набирающего силу частнопредпринимательского класса на Востоке не могут не быть весьма ограниченными, хотя бы в силу того, что его собственное положение во многом зависит от авторитарной силы государства. Поэтому требования эти преследуют цель не столько уменьшить действительную авторитарность режима, сколько добиться некоторого перераспределения власти в свою пользу.
Как показали военные перевороты 70—80-х годов, в случае угрозы интересам крупной национальной буржуазии (в том числе и такой влиятельной, как в Турции) она готова отказаться от своих претензий на политическую власть и полностью положиться на деятельность военных или военно-бюрократических кругов. Так, президент Ассоциации турецких промышленников и бизнесменов Сакип Себанджи подчеркивал, например, что страна нуждается, прежде всего, в стабильном правительстве и что военный переворот в 1980 г. был необходим. ()