Армия на Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:13, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является комплексный анализ причин, характера и механизма участия армии в политической жизни стран арабского Востока. Исходя из поставленной цели автор формулирует следующие задачи:
Выявить предпосылки и основные факторы, определяющие политизацию армии в странах современного Востока.
Определить роль и место армии в политико-правовой системе стран современного Востока.
Раскрыть механизм и формы участия армии в политической жизни и политическом процессе на примере ряда арабских стран (Египет, Ирак и страны Магриба)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ АРМИИ В СТРАНАХ СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА 11
ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО АРМИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА 29
ГЛАВА III. МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ АРМИИ В ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ЕГИПТА, ИРАКА И СТРАН МАГРИБА) 42
§1. Армия и политика в Египте 42
§2. Армия, власть и общество в Ираке 56
§3. Армия и власть в странах Магриба (Алжир, Марокко, Тунис) 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
ПРИМЕЧАНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101

Файлы: 1 файл

Д-Армия на востоке.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

Углубление и расширение «социалистического эксперимента» вызывали растущее неприятие у военной верхушки во главе с вице-президентом республики и главнокомандующим ВС маршалом А.Х. Амером. Дело дошло до того, что в середине 60-х годов политическое руководство в определенной степени потеряло контроль над армейским командованием, особенно в вопросах идеологической ориентации офицерского корпуса. Авторитет и популярность Амера в армейской среде были весьма высокими. Положение осложнялось ростом противоречий между Амером и Насером (что тщательно скрывалось). ( ) Попытки президента ограничить власть главнокомандующего ВС в подборе руководящих военных кадров не всегда имели успех. В определенной степени в стране сложился второй «центр власти», представленный аппаратом Амера, службами военной разведки и госбезопасности, которые контролировали многие действия Насера.

Таким образом, перед арабо-израильской  войной 1967 г. правящий режим в Египте во многом оставался военным. Страной фактически управляли представители или выходцы из военной касты. Бывшие и действующие офицеры занимали важные посты в правительстве, руководили многими хозяйственными предприятиями, управляли Суэцким каналом, руководили освоением пустыни. Все 24 поста губернаторов провинций занимали представители армии или полиции, а до 90% египетских послов за рубежом являлись выходцами из офицерского корпуса. ( )

«Шестидневная» война с Израилем (5-10 июня 1967 г.) продемонстрировала полную неготовность египетской военной машины к борьбе с серьезным противником, ее внутреннюю слабость, неспособность чванливой генеральской касты обучать войска и управлять ими в условиях современной маневренной войны. Масштабы катастрофы были поистине огромны – страна фактически лишилась армии, на вооружение и содержание которой в течение длительного времени расходовались колоссальные средства.

Представители «новой» буржуазии, правые элементы в государственных структурах и армии злорадствовали по поводу итогов войны, считая, что разгром вооруженных сил должен привести к падению режима Насера. Военно-бюрократическая верхушка даже предприняла попытку государственного переворота с целью взять власть в свои руки, свалив на президента ответственность за военное поражение. Однако ее выступление было сорвано прежде всего массовыми народными выступлениями 9-10 июня в поддержку президента. Очевидно и другое: в условиях полного военного поражения Насера спас инстинкт политика. В итоге египетский лидер выиграл в жестокой схватке за власть.

10 июня Насер заявил о своем  решении остаться главой государства. Он стал действовать быстро и решительно. Со своих постов были сняты и посажены под домашний арест маршал Амер, военный министр Бадран, начальник Службы общей разведки Наср, командующие ВВС и ВМС. Командование военно-воздушными силами было полностью заменено. Всего из армии уволили до 600 генералов и офицеров. Было арестовано около 200 военных и гражданских должностных лиц, обвиненных в июньском поражении. Однако Амер, Бадран, Наср и их сторонники вскоре попытались организовать заговор с целью свержения Насера, но потерпели неудачу: в августе 1967 г. заговор был раскрыт, а маршал Амер покончил жизнь самоубийством. В целом после событий июня-августа 1967 г. египетская армия перестала играть руководящую роль в политической жизни страны, хотя военные и оставались частью политической элиты. ( )

Внезапная смерть Г.А.Насера 28 сентября 1970 г. и приход к власти Анвара Садата привели к смене внутри- и внешнеполитических ориентиров Египта. Новый лидер пошел «другим путем». Он отказался от социалистических экспериментов и постепенно отошел от дружбы и военного сотрудничества с Советским Союзом, начав переориентацию внешнеполитического курса Египта на всестороннее сотрудничество с США. Сторонники же бывшего президента, в число которых входил военный министр генерал М. Фавзи, не сумели сорганизоваться, и в мае 1971 года были сняты со своих постов и отданы под суд. ( )

Армия поддержала действия Садата, т.к. офицеры, в первую очередь высшие, в своей основе не одобряла социалистических преобразований Насера, которые не соответствовали их менталитету, происхождению и социальной психике. К тому же военных раздражало, что пока они сидят в окопах на Суэцком канале, гражданские политики занимаются лишь борьбой за власть и не уделяют должного внимания вопросам укрепления армии в условиях продолжавшегося противостояния с Израилем. Существенное значение имело и то обстоятельство, что начальник генерального штаба ВС генерал М. Садек и его окружение сохранили лояльность президенту. В благодарность за свою позицию генерал получил пост военного министра. После майских событий Садат вернул в армию часть уволенных Насером в 1967 г. генералов и старших офицеров. Продолжилось, хотя и в меньших размерах, пополнение политической элиты Египта выходцами из военной среды.

Пик влияния военных на политическую жизнь страны в посленасеровскую эпоху пришелся на 1973 год. К этому времени громадная по численности армия (830 тыс. чел.), находившаяся в течение нескольких лет в состоянии повышенной боевой готовности, армия, усталая и недовольная отсутствием реальных подвижек в деле освобождения захваченных Израилем египетских земель, представляла для Садата большую опасность. Данный фактор, а также все возрастающее давление на главу государства со стороны общественного мнения страны, желавшего большей определенности в том же вопросе об освобождении оккупированных территорий, вынудили президента пойти в октябре 1973г. на огромный политический и военный риск новой войны с Израилем. ( )

Первоначальные успехи египетских войск в боевых действиях  на Синае значительно укрепили политические позиции Садата в стране и его авторитет в армии. Однако после окончания войны началось резкое сокращение вооруженных сил. Одновременно существенно уменьшился процент военных на вершине политической элиты, на руководящих постах в государственном аппарате и в частном секторе. Исключением здесь стало назначение на пост вице-президента АРЕ в 1975 г. командующего ВВС генерала Хосни Мубарака. Одновременно Садат активно тасовал военное руководство, чтобы не создать опасного противовеса своей власти. В частности, сразу же после войны был снят с поста начальника генерального штаба ВС АРЕ генерал Шазли, пытавшийся возражать президенту. В 1978 г. Шазли перешел в открытую оппозицию Садату, однако созданный им Египетский патриотический фронт не получил заметной поддержки в обществе и армии. ( )

Политика А.Садата в  отношении армии базировалась на общей поддержке ВС и, по крайней мере, на пассивном согласии с курсом президента большинства генералов. Причем все внутриполитические мероприятия главы государства представлялись им как защита позиций и роли армии в обществе. Так, оправдывая репрессивные меры в отношении оппозиции, Садат говорил военным: «Это все было сделано для того, чтобы никто, дорогие мои сыны, не ударил вам в спину» (3, 210). После разрыва военных связей с СССР президент всячески вызывал у офицерского состава интерес к развитию военного сотрудничества с США. Причем следует отметить, что американцы наряду с оказанием военно-технической помощи исподволь внушали египетским политикам и военным свои представления о роли армии в государстве, в частности, о необходимости ее подчинения гражданской власти. Думается, что эта «тихая» деятельность США оказала соответствующее влияние на египетских офицеров и генералов.

Летом 1978 г. перед началом  переговоров с Израилем в Кэмп-Дэвиде Садат проявлял определенное беспокойство позицией армии, в которой сохранялись сильные антиизраильские настроения. Отмечался рост недовольства у части высшего и среднего звена командного состава падением роли вооруженных сил в жизни страны после взятия курса на мир с Израилем, а также тем, что функции армии фактически свелись к безоговорочной защите существующего режима. В 1978-1979 гг. в воинских частях распространялись листовки против капитулянтской политики Садата, призывавшие к борьбе с ним. Антирежимные настроения получили распространение и среди младших офицеров - в конце 70-х годов, по сообщениям иностранной печати, в армии действовала подпольная оппозиционная организация «Молодые офицеры». ( )

С целью упрочения  своего положения в вооруженных  силах Садат предпринял несколько широко разрекламированных поездок в войска. В ходе встреч с офицерами президент стремился успокоить их, утверждая, что переговоры с Израилем не влияют на решимость высшего руководства АРЕ отстаивать национальные интересы страны и заботиться об армии. Одновременно в 1978-1980 гг. в ВС была проведена масштабная чистка, в ходе которой из их рядов уволили несколько сотен генералов и офицеров, выражавших недовольство заключением египетско-израильского мирного договора. В их число вошел и министр обороны генерал А.Г.Гамаси. Много офицеров было арестовано, а часть недовольных отправили служить в отдаленные гарнизоны. В армии были усилены меры безопасности, активизировали свою деятельность органы военной контрразведки. В целом же оппозиционные настроения военных в 1978-1980 гг. не приняли угрожающего для Садата характера. Во многом это объясняется тем, что армейская верхушка была в значительной степени коррумпирована садатовским режимом, осыпана подачками и привилегиями.

И все же военная среда  оставалась местом опасного для властей  политического брожения. Особую опасность, как показали последующие события, представляла деятельность в армии хорошо законспирированных подпольных организаций исламских фундаменталистов. Они вербовали в свои ряды военнослужащих, накапливали запасы оружия и боеприпасов, располагали серьезными финансовыми средствами.

Результат активности исламистов не заставил себя ждать - 6 октября 1981 года президент А.Садат был убит во время военного парада в результате покушения, организованного фундаменталистами из числа военнослужащих. Однако попытки экстремистов воспользоваться убийством главы государства и организовать массовые вооруженные антиправительственные выступления с целью захвата власти были быстро и решительно пресечены правящим режимом во многом именно благодаря твердой позиции вооруженных сил, выступивших против радикальной исламистской оппозиции.

Убийство Садата и события, последовавшие за ним, со всей остротой обнажили напряженность политической и экономической ситуации в АРЕ на рубеже 70-80-х гг. Придя к власти, президент Х.Мубарак прежде всего принял меры к восстановлению внутреннего мира в стране. За дело новый лидер взялся с присущими ему неспешностью, основательностью, целеустремленностью и прагматизмом. Во избежание политических и социально-экономических катаклизмов началось осторожное и поэтапное реформирование всех сторон жизни общества. Постепенно режим освобождался от наиболее одиозных черт, сохраняя при этом свой авторитарный характер. При этом в своих отношениях с военными Хосни Мубарак с самого начала придерживался линии поддержки армии и опоры на нее. Однако в отличие от своего предшественника - «политика в военной форме» новый глава государства стал «военным в гражданской одежде». ( )

За годы правления  Мубарака армия неоднократно выступала  в роли надежной силы, с помощью  которой власти подавляли выступления оппозиции, в том числе вооруженные. Так было в феврале 1986 года, когда военные быстро и решительно подавили бунт полицейских из состава сил безопасности. Исключительно важную роль сыграли вооруженные силы в ходе противоборства правительства с исламскими фундаменталистами, на чем остановимся более подробно.

Радикальные исламские  группировки развернули масштабную террористическую деятельность в различных районах республики. Совершались вооруженные нападения на полицейские участки, административные и хозяйственные объекты, главным образом в сельской местности. Был осуществлен ряд терактов против высокопоставленных правительственных чиновников и сотрудников правоохранительных органов. В 1996 г. в столице Эфиопии Аддис-Абебе египетские исламисты совершили попытку покушения на президента Мубарака. Целая серия терактов была предпринята против иностранных туристов, что имело целью подорвать экономическое положение правящего режима. Временами казалось, что страна находится на грани гражданской войны. Но алжирский сценарий в Египте не прошел. Режим выстоял, в чем весьма велика заслуга армии.

Религиозный экстремизм был причислен к приоритетным угрозам национальной безопасности Египта. Для более успешной борьбы с этой угрозой руководство АРЕ создало специальную систему, одну из главных основ которой составили армейские структуры. Она включала в себя большинство органов законодательной и исполнительной власти. Особое значение придавалось налаживанию взаимодействия всех государственных органов в деле противостояния исламистской оппозиции. Была образована Межведомственная рабочая группа по координации деятельности военных, правоохранительных органов, учреждений пропаганды и просвещения, министерств и ведомств социального и экономического блоков. Вооруженные силы систематически привлекались к участию в операциях по ликвидации исламистских бандформирований. Значительная роль отводилась Высшему суду государственной безопасности, членами которого были армейские офицеры. Его приговоры обжалованию не подлежали, а основными мерами наказания были смертная казнь и каторжные работы. При этом власти широко использовали введенный в действие в 1981 г. закон о чрезвычайном положении, в условиях которого разрешается передача гражданских дел на рассмотрение военных трибуналов. ( )

В 1995 г. была разработана  комплексная программа по борьбе с терроризмом, в рамках которой принимаются дополнительные меры по усилению противодействия исламскому экстремизму.

В целом же, несмотря на очевидные успехи, правительству  не удалось добиться полной ликвидации радикальных исламистских организаций, которые сохраняют влияние среди части населения и продолжают, хотя и в меньших масштабах, свою подрывную деятельность. В этих условиях попрежнему велики роль и значение армии как одного из важных и эффективных орудий борьбы с политическим экстремизмом в Египте.

В 90-е годы руководство  Египта продолжило политику по усилению контроля над армией. Последовательно проводился курс на ее деполитизацию, размывание «надклассового» характера военной касты, ослабление ее самостоятельной роли. Все это имело целью создание гарантированных условий по недопущению несанкционированного вмешательства военных в политику и превращению их в силу, полностью зависящую от правящего режима и объективно заинтересованную в проводимых им экономических и политических реформах. Главным рычагом осуществления подобной политики стало более широкое вовлечение военнослужащих в экономическую жизнь страны. Посредством разнообразных экономических и правовых стимулов правительство достигло того, что к началу 90-х годов военные стали преобладать в совместных с иностранным капиталом предприятиях оборонного профиля, начали сотрудничать с частным капиталом в других отраслях экономики. Одновременно подобного рода предпринимательская активность египетских военных на фоне поступательного развития военного сотрудничества АРЕ с США и другими странами Запада способствовала укреплению национального военно-промышленного комплекса. ( )

Информация о работе Армия на Востоке