Возрастные особенности двигательного развития дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Рассмотреть основные особенности двигательного развития дошкольников.
Рассмотреть основные виды движений дошкольников.
Описать методику обучения основным видам движений.

Оглавление

Введение.
I. Двигательное развитие дошкольников.
1.1. Развитие движений в младенчестве и раннем возрасте.
1.2. Развитие основных видов движений в дошкольном возрасте.
А) Ходьба. Виды ходьбы.
Б) Бег. Виды бега.
В) Прыжки. Виды прыжков.
Г) Катание, бросание и ловля, метание.
1.3. Развитие двигательных качеств в дошкольном возрасте.
II. Организация обучения по развитию движений у дошкольников.
2.1. Основные задачи в развитии движений.
2.2. Организация работы по развитию движений дошкольников.
2.3. Физические упражнения как основное средство двигательного развития дошкольников.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

С целью выполнения активного прыжка вверх детям  предлагают достать предмет- мяч, ленточку, колокольчик, бубен, ветку дерева. В младших группах этот предмет держит воспитатель, регулируя высоту в зависимости от роста ребенка, его, двигательных возможностей. Время от времени надо дать ребенку достать до ленточки, если у пего не получается, я чтим поддержать интерес к заданию. Бубен держать впереди ребенка, чтобы он его видел и не слишком запрокидывал голову.

Прыжок в глубину ( спрыгивание) укрепляет мышцы ног, особенно стопы, готовит детей к  прыжкам с разбега. В прыжках  в глубину закрепляется умение одновременно отталкиваться двумя ногами, активно разгибать стопы и правильно приземляться. Для дошкольников прыжок в глубину является самостоятельным видом прыжка.

По мере овладения  прыжком в глубину задания  усложняются: точно спрыгнуть в  очерченный на земле кружок, между двух корней, спрыгнуть с поворотом налево, направо. Приземлившись, устоять в кружке, считая до трех. 
 

Г) Катание, бросание и  ловля, метание.

Действия с  мячом занимают большое место  в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самодеятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.  Ребенок уже в 8-9 месяцев бросает предмет, выпуская его из руки, отталкивая игрушку кистью. Эти действия ребенок может выполнять неоднократно. Бросок может быть направлен по-разному: вниз, вверх, в сторону. После бросания появляется собственно метание. Эти движения отличаются друг от друга. Бросание выполняется относительно небольшими движениями рук, причем туловище и ноги почти не вовлекаются в работу. Любое метание характеризуется широкими по размаху и активными движениями ног и туловища в сочетании со столь же широкими движениями руки. На втором году жизни большое место в развитии движений занимает катание мяча. Катание -  полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. 
 
 
 
 

1.3.  Развитие двигательных  качеств в дошкольном  возрасте. 

В процессе физического  воспитания дошкольников необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

В дошкольном возрасте нервная система обладает большой  пластичностью, поэтому двигательные умения и навыки формируются относительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах) используются детьми в обычной жизни для передвижения. Это облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию.

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества.5

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения.

Двигательные  навыки и умения, сформированные у  детей до 7 лет, составляют фундамент  для дальнейшего совершенствования  их в школе, облегчают овладение  более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Следует учить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей).

У детей с  раннего возраста необходимо развивать  двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и т.д.). С их развитием увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

У детей дошкольного  возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение  тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое  значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.

Детям дошкольного  возраста нужно сообщать доступные  знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Крайне важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

В процессе занятия  физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

Основными двигательными  качествами человека принято считать  ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Ловкость –  это способность человека быстро осваивать новые движения, а также  перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Ловкость развивается  при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих  внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы  на лыжах на горку и спуски с  нее и др.), с использованием различных  предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).

Быстрота  – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

Быстрота развивается  в упражнениях, выполняемых с  ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Глазомер – способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений.

Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно  ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Гибкость зависит  от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой  амплитудой, в частности общеразвивающих.

У детей дошкольного  возраста опорно-двигательный аппарат  обладает большой гибкостью. Следует  стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных  суставов (например, коленного).

Упражнения на гибкость целесообразно сначала  выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полунаклона, а потом уже  полный наклон, 2-3 полуприседания, затем  – глубокое приседание.

Равновесие –  способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в  помещении и на улице, не задевая  предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).

Равновесие зависит  от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести  тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела.

Равновесие развивается  в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).

Сила – степень напряжения мышц при их сокращении.

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря  увеличению веса предметов, применяемых  в упражнениях (набивной мяч, мешочки  с песком и др.); использованию  упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

В детском саду следует использовать разнообразные  упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая анатомно-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.

Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку  физической нагрузки следует повышать постепенно.

Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и  дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом.

Информация о работе Возрастные особенности двигательного развития дошкольников