Возрастные особенности двигательного развития дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Рассмотреть основные особенности двигательного развития дошкольников.
Рассмотреть основные виды движений дошкольников.
Описать методику обучения основным видам движений.

Оглавление

Введение.
I. Двигательное развитие дошкольников.
1.1. Развитие движений в младенчестве и раннем возрасте.
1.2. Развитие основных видов движений в дошкольном возрасте.
А) Ходьба. Виды ходьбы.
Б) Бег. Виды бега.
В) Прыжки. Виды прыжков.
Г) Катание, бросание и ловля, метание.
1.3. Развитие двигательных качеств в дошкольном возрасте.
II. Организация обучения по развитию движений у дошкольников.
2.1. Основные задачи в развитии движений.
2.2. Организация работы по развитию движений дошкольников.
2.3. Физические упражнения как основное средство двигательного развития дошкольников.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

1.2 Развитие основных видов движений в дошкольном возрасте.

Основные  движения — сложные условные рефлексы,  постепенно образующиеся в процессе воспитания и обучения.  В течение дошкольного возраста основные движения развиваются, совершенствуются и закрепляются в двигательные стереотипы. Эти движения жизненно необходимые для человека и пользуются в повседневной жизни. К основным движениям относятся: ходьба, бег, лазанье, метание.

Основные движения в условиях целенаправленного руководства

связаны с воспитанием психических процессов:  познавательных, волевых, эмоциональных. Их развитие содействует воспитанию у ребенка различных ориентировок (временных, пространственных, ориентировка при движении в коллективе). Основные движения имеют значение и в воспитании эстетических чувств: они содействуют формированию красивой, правильной осанки, четкости, выразительности и координации движений,  умению действовать в коллективе и полностью использовать пространство. Основные движения делятся на циклические и а ц и к л и ч ес кие. Характерной особенностью циклических движений является постоянное выполнение однообразных циклов,  когда все тело и его отдельные части непрерывно возвращаются в исходное положение (ходьба, бег). Движения циклического типа быстрее усваиваются и автоматизируются. Движения ациклического типа не имеют повторных циклов  (метание, прыжки). Каждое движение заключает в себе определенную последовательность двигательных фаз, имеет определенный ритм выполнения.  Движения ациклического типа требуют большей постепенности усвоения,  чем циклические. При их выполнении необходима более сложная координация движений, сосредоточенность и волевое усилие.

Для дошкольников предпочтительными являются движения с частой сменой направления перемещения  тела и его частей (построения и перестроения, упражнения в равновесии, подвижные игры, основные движения), что сопровождается становлением новых личностных образований и становлением новых двигательных программ.3 У дошкольника переходы с одного уровня построения движения на другой зависят от приспособления к новым задачам, встающим перед ребенком в процессе его жизни и воспитания. Развитие моторики ребенка не является изолированным. Оно включено в более широкий контекст развития деятельности и зависит от тех задач, которые стоят перед ребенком, и от тех мотивов, которые побуждают его действовать. В ходе развития изменяется не только характер двигательных умений ребенка, но и способ их приобретения. Переход от формирования новых движений по ходу выполнения предметных действий к выделению самостоятельной задачи сознательно овладеть новым движением, впервые наблюдаемым в дошкольном возрасте, имеет важнейшее значение для последующего развития детской моторики. Если элементарные двигательные навыки, которые усваивает преддошкольник, могут явиться побочным продуктом его практической и игровой деятельности, то те сложные формы двигательных умений, которые необходимы для учебной деятельности, спорта, труда, художественной деятельности, необходимо требуют сознательного обучения. Единый раньше процесс теперь как бы расслаивается. 4У малыша обучение новым движениям и их практическое употребление еще неразрывно связаны друг с другом. Обучение движению и его использование сливаются друг с другом. У дошкольника начинается разделение этих двух моментов. Обучение новому движению, его усовершенствование, с одной стороны, и его практическое использование - с другой, приобретают относительную самостоятельность.

В дошкольном возрасте изменяется отношение ребенка к собственным движениям. Формируется новый способ овладения движениями, который станет доминирующим в школьном возрасте.

Для всестороннего  развития дошкольников чрезвычайно  важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными  их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем. Рассмотрим каждый вид более подробно.

А) Ходьба.

Ходьба - одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать. Умение ходить формируется в конце первого  – начале второго года жизни. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию. В ходьбе активно участвует  весь опорно-двигательный аппарат ребенка. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме этого, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность.

Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности. Во время его выполнения руки двигаются поочередно вперед – назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно – мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба активно используется для физического развития детей разных возрастов.

Несмотря на кажущуюся простоту движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда ребенку еще трудно сохранять равновесие из-за колебаний общего центра тяжести. Поэтому ребенок двигается быстро, мелкими шажками: стопа ставится на опору целиком, без переката с пятки на носок. Плохо согласованы движения рук и ног, руки почти не участвуют в движении. Несмотря на все этого, с момента овладения ходьбой дети с удовольствием используют этот способ передвижения.

Основные  виды ходьбы:

1.Обычная ходьба  в умеренном темпе. При ходьбе  нога становится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание. Движения рук согнутые в локтях руки поочередно поднимаются вперед не выше уровня груди. Голова приподнята, плечевой пояс не напряжен, живот подобран.

2. Ходьба на  носках. Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога становится на переднюю часть стопы, пятка не касается поверхности. Движения рук незначительные, они несколько расслаблены. Их можно поставить на пояс, положить на голову. При этом плечи опущены, осанка непринужденная.

3. Ходьба на  пятках. Этот вид ходьбы выполняется  почти на прямых ногах. Шаги  короткие, живот подтянут, спина  выпрямлена. Нога ставится на  пятку, носки подтянуты вверх,  при этом не следует их сильно  разворачивать в сторону. Движения рук незначительные.

4.Ходьба высоко  поднимая колени. Движения энергичные, четкие. Нога ставится сначала  на переднюю часть, затем на  всю стопу. Шаги короткие, но  уверенные. Согнутая в колене  нога поднимается вперед-вверх.  Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Продвижение вперед незначительное. Корпус прямой, голова приподнята.

5. Ходьба перекатом  с пятки на носок. Выполняется  этот вид ходьбы ярко выраженной  постановкой ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом  на носок, слегка пружиня при этом и стараясь приподняться повыше. Движения рук свободные, ненапряженные, с некоторым акцентом в момент перехода на носок.

Б) Бег. Виды бега.

Бег чаще других видов движений используется в повседневной жизни всеми детьми. Умение хорошо бегать необходимо в основной деятельности ребенка – игре. Бег так же входит в содержание многих видов движений ( прыжки с разбега, элементы игр в бадминтон, волейбол и др.).

Как и ходьба, бег – упражнение циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге так же необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка и постановка ноги.

Бег как новый вид двигательных действий появляется у детей на втором году жизни после того, как они научаются уверенно ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми мелкими шагами. В начале третьего года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется его характерная особенность- - полет, хотя шаги еще семенящие, неравномерные и движения рук не всегда согласуются с движениями ног.

За период от 2 до 7 лет бег у детей становится легким и ритмичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованы. Дети уже способны выполнять разные виды бега, применяя различную его технику.

Виды бега.

Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного  возраста доступны следующие виды: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений ( подлезания, прыжков), бег сменяющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения.

Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.

Бег на носках. Нога ставится на переднюю часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, в такт шагам.

Бег с высоким  подниманием колен. Нога, согнутая в колене поднимается под прямым углом, ставится на пол мягким, но энергичным движением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, корпус прямой.

Бег широким  шагом. Делаются широкие шаги, увеличивая толчок и время полета. Нога ставится с пятки перекатом на всю стопу. Движения рук размашистые.

Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад.

Бег скрестным  шагом. Выполняется захлестом почти  прямых ног. Нога ставится на стопу

Бег прыжками. Выполняется  энергично, широким размашистым  движением. Толчок делается вперед –  вверх. 

Бег в быстром  темпе. Выполняется па передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делаются энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Туловище наклонено вперед по ходу движения голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены. Этот вид бега чаще всего применяется чаще всего в играх с элементами соревнования.

Медленный бег. В этом беге необходимо выдерживается небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делаются короткие, нога ставится на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

 Бег в переменном  темпе используется в сочетании  с другими движениями. Главная  задача при обучении этому  виду бега - научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержания задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения.

 1. Челночный бег.   

2. Бег в сочетании  с подлезанием под палки, пролезанием и обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх.

 3. Бег в разных естественных условиях.

В) Прыжки. Виды прыжков.

Прыжки находят  широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений. Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях. Они испытывают потребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть путь с любой высоты, но которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек, стул), перепрыгивают камешки, палочки, лужи.

Первые попытки  ребенка выполнить прыжок появляются рано. Сначала это ритмичные приседания, затем подпрыгивания с незначительным отрывом от опоры или только с  подниманием на носки, держась за взрослого или за предметы (перила, коляску).

Для детей начиная  с младшей группы доступны следующие  виды прыжков и упражнений в них  в порядке нарастающей сложности: подпрыгивание- прыжок вверх, в длину  с места, в глубину, прыжки с продвижением вперед, впрыгивание на возвышение, прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, прыжки со скакалкой.

Виды  прыжков.

Подпрыгивание  - одно из первых прыжковых упражнений, доступное маленькому ребенку. Выполняется  оно как несколько ритмичных  невысоких прыжков толчками носков обеих ног или одной ноги с незначительным сгибанием  в коленях. Подскоки хорошо регулировать ударами в бубен, хлопками, музыкальным сопровождением, приучая детей подпрыгивать в ровном темпе или с ускорением и замедлением. Надо следить за тем, чтобы дети не задерживали дыхание, дышали ровно, ритмично.

Постепенно подскоки усложняются: изменяется положение  рук (в стороны, к плечам, на пояс) и ног (вместе, в стороны, вперед, назад), вводятся повороты,  ограничивается площадь приземления ( в кружке, обруче, па линии), увеличивается дистанция прыжков при продвижении вперед, чередуются подскоки па двух и на одной ноге. Например, три подскока на месте, на четвертый высокий подскок повернуться кругом.

1Прыжок вверх  с места хорошо тренирует силу  толчка, развивает прыгучесть, умение  концентрировать мышечные усилия, сочетания силу с быстротой. Выполняется он толчком упругих йог, незначительно сгибая их в коленях, отталкиваясь за счет активного разгибания стоп.

Информация о работе Возрастные особенности двигательного развития дошкольников