Возрастные особенности двигательного развития дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Рассмотреть основные особенности двигательного развития дошкольников.
Рассмотреть основные виды движений дошкольников.
Описать методику обучения основным видам движений.

Оглавление

Введение.
I. Двигательное развитие дошкольников.
1.1. Развитие движений в младенчестве и раннем возрасте.
1.2. Развитие основных видов движений в дошкольном возрасте.
А) Ходьба. Виды ходьбы.
Б) Бег. Виды бега.
В) Прыжки. Виды прыжков.
Г) Катание, бросание и ловля, метание.
1.3. Развитие двигательных качеств в дошкольном возрасте.
II. Организация обучения по развитию движений у дошкольников.
2.1. Основные задачи в развитии движений.
2.2. Организация работы по развитию движений дошкольников.
2.3. Физические упражнения как основное средство двигательного развития дошкольников.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

                        Нижегородский Педагогический Университет.

 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Возрастные  особенности двигательного  развития дошкольников.

 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка 

                  IV курса, I группы,

                  З/о  дошкольного отделения  ППф

                  Моисеева  А.Е 
                   

                  Научный руководитель:

                  Вялова  Н.В 

                                         Нижний Новгород

                                                  2011 г. 

План.

 Введение.

I. Двигательное развитие дошкольников.

1.1. Развитие движений в младенчестве и раннем возрасте.

1.2. Развитие основных видов движений в дошкольном возрасте.

А) Ходьба. Виды ходьбы.

Б) Бег. Виды бега.

В) Прыжки. Виды прыжков.

Г) Катание, бросание и ловля, метание.

1.3. Развитие двигательных качеств в дошкольном возрасте.

II. Организация обучения по развитию движений у дошкольников.

2.1. Основные  задачи в развитии движений.

2.2. Организация  работы по развитию движений дошкольников.

2.3. Физические  упражнения как основное средство двигательного развития дошкольников.

Заключение.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического  воспитания как основы всестороннего  развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

 В настоящее  время становятся привычными  тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. Усвоение детьми навыков движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы. При активных движениях улучшается легочная вентиляция, повышается умственная и физическая работоспособность. Наряду с физическим развитием, при обучении движениям  у детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. При выполнении движений обогащается также и эмоциональное состояние детей.

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих  задач дошкольных учреждений. Хорошее  здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Цель работы:

Рассмотреть основные особенности двигательного развития дошкольников.

Рассмотреть основные виды движений дошкольников.

Описать методику обучения основным видам движений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Двигательное развитие дошкольников.

1.1. Развитие движений в младенчестве и раннем возрасте. 

Процесс физического развития предусматривает постепенный рост двигательных возможностей ребенка, обусловленный необходимыми внутренними изменениями. Таковыми являются изменения в величине и анатомических особенностях мышц, в размерах, прочности и жесткости костей скелета; в расширении возможностей тех отделов центральной и периферической нервной системы, которые обеспечивают двигательную деятельность ребенка. Развитие движений ребенка обеспечивают два фактора - созревание и научение. Созревание определяется чисто биологическими причинами и характеризуется последовательными возрастными изменениями анатомического и физиологического характера, которые заложены в наследственной информации, полученной ребенком от родителей.

Научение представляет собой освоение новых, ранее недоступных видов движений с помощью обучения, тренировки. В данном случае понятия обучения и тренировки имеют более широкий смысл и включают не только организованное с помощью родителей или других воспитателей освоение движений, но и неорганизованное обучение ребенка и его стихийную тренировку в форме игр. И созревание, и научение необходимы для гармоничного развития. Нельзя успешно обучать движению, если организм или какая-то отдельная система не созрела для этого. В то же время движение не может быть освоено без обучения, даже если для этого имеются все необходимые анатомические и физиологические предпосылки.

Рассмотрим основные закономерности двигательного развития ребенка первых месяцев и лет  жизни. В первые недели и месяцы жизни  ребенок выполняет движения двух основных типов.

Первый тип - беспорядочные, хаотичные движения, отражающие потребность ребенка  в двигательной активности. Подсчитано, что, например, 3-месячный ребенок в  период дневного бодрствования выполняет  более тысячи хаотичных движений.

Второй тип - движения, основанные на безусловных двигательных рефлексах, к числу которых относятся сосательный, хватательный, или ладонный, рефлекс переступания, плавательный рефлекс. Эти рефлексы существуют сравнительно короткое время и быстро угасают. Например, хватательный рефлекс исчезает к 2,5-3 месяцам, способность держаться на воде, регулируя дыхание, - к 3-6, рефлекс обхватывания и ползания - к 7. Этот тип широко используется в последнее время при обучении грудничков плаванию и умению держаться на воде (плавательный рефлекс).

Существуют определенные нормы, ступени своеобразной лестницы двигательного развития ребенка.

В первые 3 месяца у ребенка развивается умение держать головку в вертикальном положении и лежа на животе. Это способствует формированию изгибов позвоночника, укреплению спинных и шейных мышц ,улучшению кровообращения головного мозга. До 3 месяцев ведущим является возникновение зрительного и слухового сосредоточения, развитие эмоционально-положительных реакций, возникающих в процессе общения ребенка со взрослым, на втором-третьем месяце появляется особая, очень важная реакция – «комплекс оживления». На его основе в дальнейшем формируются хватательные движения рук. Физиологическую основу схватывания, бросания, метания составляет связь развития руки и функций коры головного мозга. Схватывание вначале выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4—5 месяцев хватание предмета приобретает условно-рефлекторный характер и совершается с наложением всех пальцев и ладони. На 9-м месяце ребенок начинает брать предмет пальцами. К 11 — 12 месяцам он уже играет с мячиком.

В овладении  движениями рук огромную роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций: 1) повторение собственных движений; 2) повторение знакомых движений взрослого; 3) повторение новых движений. Почти до пятимесячного возраста у ребенка наблюдаются лишь врожденные двигательные рефлексы. Приобретая навык «сжать—разжать» кисти руки, ребенок пытается поднимать предметы, у него

развивается мозг. В 4—5 месяцев ребенок, манипулируя игрушкой, начинает поворачиваться со спины на бок, на живот, лежа на животе, опирается

на выпрямленные руки, поднимает голову. К 8-9 месяцам  появляется ползание как вид движения. Из всех его видов наиболее полезным является ползание на четвереньках, так как оно больше всего содействует развитию мускулатуры тела и координации движения. Ползание на четвереньках, в отличие о рефлекторного ползания на животе, — это целенаправленная деятельность, в выполнении которой участвуют не только рефлекторные, но и осмысленные функции. Ползая, ребенок развивает равновесие, бинокулярное зрение, совершенствует познавательные процессы, изучает окружающий мир. У него формируются сложно координированные перекрестные движения, свидетельствующие о совершенствовании деятельности коры больших полушарий головного мозга. К концу 1-го года жизни он начинает ходить. Ходьба включает в себя поддержание тела в равновесии при вертикальном его положении и при движении вперед. Подкорковые реакции переступа-

ния и опорные реакции (отталкивание ножками от опоры) постепенно угасают, так как они не являются начальным этапом прямохождения. Предпосылкой формирования ходьбы является овладение ребенком позой стояния.

По данным Н.Л.Фигуриной  и М.П.Денисовой, стояние проходит в своем формировании следующие этапы:

1) поддерживаемый  под мышки, ребенок не подгибает  ног;

2) если его  тянуть,поднимается, держась за  руки взрослого; 

3) недолго стоит,  если его держат за руки;

4) не подгибает  ног и стоит прямо; 

5) долго стоит, если его держат за руки;

6) сам поднимается,  взятый за  руку;

7) стоит, держась  за перила;

8) встает на  колени, цепляясь;

9) сам поднимается,  цепляясь;

10) садится из  вертикального положения;

11) пытается стоять  без опоры руками;

12) стоит без  опоры руками;

13) поднимается, не цепляясь;

14) приседает,  стоя без опоры.

Окончательно  позой стояний ребенок овладевает к 10-11 месяцам. С развитием вставания и стояния связано и развитие ходьбы.

Формирование  ходьбы начинается с попыток переступать.К 8 месяцам дети уже хорошо переступают, делая большое количество шагов, если их поддерживать под мышки. Затем они начинают ходить, держась двумя руками за  опору. От 9 до 11 месяцев ходьба становится возможной и при поддержании ребенка только за одну ручку. К году, а иногда и позже они научаются ходить

совершенно самостоятельно.1

 Исследований  развития движений ребенка 1-го  года жизни свидетельствуют, что  целенаправленное обучение ребенка  взрослым не имеет особого  значения в приобретении им  новых действий. Они формируются  в ходе практической деятельности малыша, в процессе которой движения полезные, успешные с точки зрения стоящих перед ним задач, закрепляются, а ненужные, не имея положительного подкрепления, затормаживаются.

На первом году жизни ребенка необходимо подкрепление его движений. В качестве подкрепления может выступать удовлетворение основных органических потребностей ребенка, потребностей в общении.

Для нормального  физического и психического развития ребенку на первом году жизни необходимы массаж и гимнастика. Массаж – является одном из видов пассивной гимнастики. Он содействует расширению кровеносных и лимфатических сосудов и улучшению циркуляции крови и лимфы, усилению функции потовых и сальных желез, удалению отмирающих слоев кожи – эпидермиса. Систематическое проведение массажа улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, способствует более согласованному функционированию основных систем организма, укрепляет опорно-двигательный аппарат ребенка, повышает тонус мышечной системы, эластичность и сократительную способность мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата.

 Начиная с 1,5—2 мес. массаж и гимнастику проводят каждый день индивидуально в часы бодрствования, спустя 30 – 40 минут после еды или за 20 – 30 минут до еды, если ребенок находится в спокойном, бодром состоянии.2 В соответствии с развитием детей содержание упражнений меняется. В возрасте с 1,5—3 мес. используются поглаживающий массаж рук, ног, живота, спины и упражнения, основанные на рефлекторных реакциях ребенка. 
С 3 до 6 мес. в занятия с ребенком вводятся приемы растирания, разминания, похлопывания, пассивные упражнения (скрещивание и разведение рук, сгибание и выпрямление рук и ног и т. д.), активные упражнения для мышц туловища, повороты со спины на живот, сгибание позвоночника и ног в положении лежа на спине, на весу — на руках взрослого, разгибание позвоночника в положении лежа на животе, присаживание и приподнимание при поддержке за руки. 
С 6 до 9 мес. сохраняются все приемы массажа, широко используются активные упражнения из исходного положения лежа (с помощью взрослого).  
С 9 до 12 мес. большинство упражнений выполняется активно, особенно связанные с наклоном, выпрямлением туловища. Включаются активные упражнения в приседании, переступании, ходьбе. Гимнастика и массаж в раннем возрасте способствуют оптимизации двигательной активности и правильному психофизическому развитию ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Возрастные особенности двигательного развития дошкольников