Возрастные особенности двигательного развития дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Рассмотреть основные особенности двигательного развития дошкольников.
Рассмотреть основные виды движений дошкольников.
Описать методику обучения основным видам движений.

Оглавление

Введение.
I. Двигательное развитие дошкольников.
1.1. Развитие движений в младенчестве и раннем возрасте.
1.2. Развитие основных видов движений в дошкольном возрасте.
А) Ходьба. Виды ходьбы.
Б) Бег. Виды бега.
В) Прыжки. Виды прыжков.
Г) Катание, бросание и ловля, метание.
1.3. Развитие двигательных качеств в дошкольном возрасте.
II. Организация обучения по развитию движений у дошкольников.
2.1. Основные задачи в развитии движений.
2.2. Организация работы по развитию движений дошкольников.
2.3. Физические упражнения как основное средство двигательного развития дошкольников.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются и это  также способствует развитию выносливости.

 

II. Организация обучения  по развитию движений у дошкольников. 

2.1. Основные задачи  в развитии движений у дошкольников.

В общей системе  воспитания развитие двигательных качеств  детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Формирование  двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

Основные задачи методики развития двигательных качеств:

охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

достижение полноценного физического развития: гармоничности  телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных  способностей организма, физической и  умственной работоспособности;

воспитание нравственно-волевых  черт личности, активности, самостоятельности;

создание условий  для целесообразной двигательной активности детей;

формирование  жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

формирование  широкого круга игровых действий;

развитие двигательных качеств: ловкости (в том числе  и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых  качеств, а также умения сохранять равновесие;

содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

формирование  доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими  упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и  правилах;

воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Все перечисленные  задачи должны решаться в комплексе  и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического  воспитания. Необходимо также, чтобы  занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические  и социально-бытовые факторы.

Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей личности ребенка, улучшения его физического (функционального) состояния необходимо разграничить направления в работе воспитателя в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания.

Предлагаются  три направления в едином процессе: оздоровительное, воспитательное и  образовательное.

Основные цели оздоровительного направления в  первую очередь решают проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка. Объективной основой воспитательного направления являются органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания. В содержание образовательного направления входят обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

Требования каждого  направления приводят к различным изменениям состояния воспитанников в плане здоровья, воспитания и уровня образованности, а в целом дают школе (последующему звену в системе формирования ребенка) личность, находящуюся на начальном этапе формирования с определенными характерно направленными свойствами, гармонически сочетающую в себе разные элементы жизнедеятельности, развитие которых в дальнейшем может осуществляться с максимально возможной равномерностью.

Задачи, решаемые каждым из направлений:

оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;

воспитательное  направление обеспечивает социальное формирование личности; ее эволюцию с  учетом фактора развития; творческую организацию способностей человека, предусматривающую нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности  личности;

образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных качеств, умений и навыков; развитие двигательных способностей. Предусматривает в первую очередь  формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка; внедрение в практику занятий нетрадиционных методов и приемов, направленных на потребность движения и развития двигательных качеств. 
 
 

2.2. Формы обучения движениям дошкольников. 

Организационными формами работы, направленными на развитие движений дошкольников являются: 1) учебная работа; 2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня; 3) активный отдых; 4) самостоятельная двигательная деятельность детей; 5) работа с семьей.6

Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различны для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Они обусловлены особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности, зависят от распределения общего бюджета времени в режиме дня. Начиная со второй младшей группы планируются по 3 занятия в неделю. Одно из них проводится в течение круглого года в часы прогулки.

К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка.

Активный отдых  дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников и  Дня здоровья. Все названные выше виды работы с детьми организуются воспитателем.

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников протекает под наблюдением воспитателя. Содержание и продолжительность  занятий детей физическими упражнениями и играми определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей.

Успешное решение  задач, поставленных в ходе развития двигательных качеств дошкольников, возможно лишь при осуществлении  индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольного учреждения и семьи. Занятия физкультурой дома представляют собой форму индивидуальной работы родителей с детьми. Она осуществляется на основании рекомендаций и методических советов воспитателя, предлагаемых в виде заданий на дом.

Все формы и  виды работы взаимосвязаны и дополняют  друг друга. В совокупности они создают  необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневное развитие двигательных качеств  ребенка.

С целью повышения  эффективности развития двигательных качеств и предупреждения утомления детей 2 раза в год, в начале января и в конце марта, организуются каникулы продолжительностью в 1 неделю. В это время ограничиваются занятия, связанные с напряженной умственной деятельностью, и усиливается внимание к активному отдыху. Вместе с тем широко используются физкультурные и музыкальные занятия, все формы физкультурно-оздоровительной работы, трудовая и творческая художественная деятельность, простейшие туристские походы, самостоятельная двигательная активность детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Физические упражнения  как основное средство  двигательного развития  дошкольников.

Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния  ребенка. Используются в процессе воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкульт-минутках, на детских праздниках.

Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Физические упражнения имеют ряд своих характерных  особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для руки плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние  физических упражнений на организм детей  усиливает музыкальное сопровождение.

Движение составляет основу любой детской деятельности, в том числе и игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием  окружающей обстановки и ориентировкой  в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно  сказываются на физиологических  функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.

В системе физического  воспитания оздоровительные силы природы  используются либо как условия для  организации занятий физической культурой и подвижных игр (например, регулярное проведение на открытом воздухе), либо как относительно самостоятельные средства закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, купание и др.).

Результаты закаливания  проявляются и в общем воздействии  на ребенка: укреплении его здоровья, развитии активности, воли и т.п. Особенно необходимо закаливание для слабых детей. По совету врача выбирают подходящий вид закаливания и последовательно проводят его, тщательно соблюдая еще большую постепенность.

Другую группу составляют рациональные условия проведения физических упражнений и подвижных игр (состояние залов и участников, инвентаря, пособий и игрушек для занятий, физкультурной формы – одежды и обуви), соблюдение гигиенических правил, а также врачебный контроль за физическим воспитанием.

Фактически конкретный эффект любого упражнения зависит не только от свойств, присущих самому упражнению, но и от ряда условий его выполнения. Поэтому надо рассматривать сущность каждого упражнения в единстве с методикой его проведения и другими существенными условиями.

Воспитание дисциплинированности, организованности в процессе занятий физическими упражнениями должно предусматривать систематическое приучение к соблюдению установленных норм. В некоторых случаях эти правила должны быть традиционными.

Обучение двигательным действиям и применение их должно проходить в разных условиях. Это дает простор для мобилизации и развития интеллектуальных качеств воспитанника, проявления им личностных качеств и создает возможность воспитателю корректировать поведение детей. Прежде всего, приучать детей к вежливости, тактичности, внимательному отношению к товарищам, взрослым подкрепляется наличием существующих правил в подвижных играх, в парных упражнениях, в коллективных действиях.

Информация о работе Возрастные особенности двигательного развития дошкольников