Восьмой всероссийский конкурс деловых, инновационно-технических идей и проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История физической культуры и спорта в России……………….6
Физическая культура и спорт в России…………………………………...6
Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом…………………………………………………………..…6
Создание Олимпийского комитета России………………………………8
Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций……..9
Развитие спортивной науки……………………………………………...11
Подготовка спортивных резервов………………………………………..13
Спорт, соревнования, спартакиады……………………………………..14
Развитие спорта инвалидов…………………………………………...….15
Профессионализация спорта……………………………………………..16
Глава 2. Паралимпийский спорт в России………………………………….…18
2.1 Паралимпийский спорт в России……………………………………………………….….18
2.2 Реализация социальной политики в области спорта и физической культуре.………………………………………………………………………….21
2.3 Комитеты по физической культуре и спорту…………………..……..…23
Глава 3. Теоретические основы физической культуры и спорта…….….25
3.1 Роль физической культуры в развитии общества……………………….25
3.2 Физическая культура и спорт как процесс воспитания личности……...28
3.3 Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства………………………………………….….30
3.4 Физическая культура в стране и обществе…………………………….…..43

3.5 Спорт и окружающая среда: перспективы развития………………………48
Заключение…………….…………………………………………………...…...57
Список литературы………………………………………………………….…59

Файлы: 1 файл

МСЭФ.docx

— 101.03 Кб (Скачать)

1.3 Создание Олимпийского комитета России.

 

Всероссийский олимпийский комитет (ВОК) был сформирован, когда Россия ещё была составной  частью СССР. Учредительный съезд  состоялся 1 декабря 1989 г., на нём был  принят Устав Комитета, основные положения  которого, несмотря на некоторые внесённые  со временем изменения, действуют и  поныне.

После распада СССР и обретения  Россией статуса суверенного  государства Олимпийское собрание России 6 марта 1992 г. избрало первого  президента Всероссийского олимпийского комитета. Им стал В. Г. Смирнов, бывший до этого президентом НОК СССР.

С августа 1992 г. ВОК стал называться Олимпийским комитетом России (ОКР). В сентябре этого же года 101 сессия МОК объявила о полном признании  Олимпийского комитета России.

Перед ОКР стоят следующие  основные задачи:

  • всемерное развитие олимпийского движения в стране;
  • содействие распространению спорта для всех;
  • пропаганда физической культуры и спорта среди народа, используя все средства массовой информации;
  • повышение престижа российского спорта на международной арене;
  • защита интересов спортсменов, тренеров, спортивных судей, ветеранов спорта;
  • содействие внедрению достижений научно-технического прогресса в практику работы спортивных организаций.

Коллективными членами ОКР являются 45 всероссийских  федераций по летним и зимним олимпийским  видам спорта, 23 всероссийские федерации  по неолимпийским видам спорта, 89 территориальных физкультурно-спортивных организаций, 19 федеральных ведомственных организаций, содействующих олимпийскому движению и 12 Олимпийских академий. Для более тесного и результативного взаимодействия со всеми этими организациями в аппарате ОКР созданы соответствующие управления и подразделения.

Олимпийский комитет России постоянно расширяет международные  спортивные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Ежегодно Комитет проводит всероссийские научно-практические конференции специалистов и учёных по проблеме «Олимпийское движение и  социальные процессы», а для студентов  и молодых учёных – «Олимпизм, олимпийской движение и олимпийские игры (история и современность)».

В настоящее время два члена  ОКР представляют страну в Международном  олимпийском комитете. Это В. Г. Смирнов  и Ш. А. Тарпищев.

1.4  Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций.

 

После распада СССР в декабре 1991 г. по инициативе спортивной общественности России был  проведён внеочередной съезд профсоюзных  спортивных организаций бывших республик СССР. Цель его была одна: поддержать и укрепить спортивные связи, сложившиеся между республиками за долгие десятилетия, сохранить накопившейся опыт профсоюзной спортивной работы.

Съезд избрал Международную  конфедерацию спортивных организаций (МКСО) – «Профспорт» и Конфедерацию спортивных организаций России (КСОР), куда вошли 11 государственных отраслевых организаций и ряд отраслевых физкультурно-спортивных объединений.

Эти организации призваны были развивать спорт для всех и координировать основные направления  физической культуры, спорта и туризма  суверенных государств, установить связи  и сотрудничество с государственными, профсоюзными и общественными органами, поддерживать взаимодействие этих организаций  с Международным и Национальными  олимпийскими комитетами.

За пять лет существования  МКСО и КСОР значительно окрепли. В 1992 г. МКСО объединяла 13 спортивных организаций  из бывших союзных республик СССР.

Россия входит в состав МКСО своими отраслевыми спортивными  организациями «Локомотив», «Атомспорт», «Урожай», Студенческий спортивный союз, «Наука», «Спартак», «Россия» и др.

Значительное место в  спортивном движении Российской Федерации  занимает физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия». В его Уставе была сформулирована главная цель: «Оздоровление россиян средствами физической культуры и спорта».

Экономические трудности  не мешают обществу регулярно проводить  среди занимающихся спартакиады  российских чиновников, отраслевые турниры  связистов, металлургов, автомобилистов, фестивали по национальным видам  спорта.

МКСО и КСОР осуществляют свою деятельность в тесном контакте с крупнейшими в стране ведомственными спортивными организациями: ЦСКА, «Динамо», «Юность России» (бывшее ДСО «Трудовые  резервы»), РОСТО (Российская оборонно-техническая  организация) – правопреемник ДОСААФ.

Каждая из этих организаций  активно приобщает россиян к  занятиям физической культуры и спортом. Особенно большую роль играет Центральный спортивный клуб армии, который в мае 1998 г. отметил свой 75-летний юбилей.

Все спортивные организации  России, в том числе физкультурно-спортивные общества, активно участвуют во всех спортивных мероприятиях, проводимых Госкомитетом по ФКиТ и ОКР.

Наиболее массовыми из них были: «Лыжня России», Всероссийский  олимпийский день бега, «Праздник  Севера» в Мурманске, Фестиваль  спорта народов Поволжья в Йошкар-Оле, I Сибирские спортивные игры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и многие другие.

1.5 Развитие спортивной науки.

 

К моменту распада СССР страна обладала достаточным научным потенциалом  в области спорта. Большими коллективами учёных сформировались научные школы  в области медико-биологических, психолого-педагогических, теоретико-методических, историко-социологических и организационно-управленческих проблем физической культуры и спорта. Вне всяких сомнений доминирующее положение  отечественного спорта того времени  во многом определялось высоким уровнем  и интенсивностью развития спортивной науки и значительной концентрацией  поиска в области физической культуры и спорта.

В основном научно-исследовательские  проблемы решались в четырёх научно-исследовательских  институтах физической культуры и спорта Госкомспорта СССР, в 9 проблемных лабораториях институтов физической культуры и в 23 (с тремя филиалами) институтах физической культуры.

К концу 80-х – началу 90-х  гг. результаты деятельности ведущих  научных коллективов страны в  области физиологии, биохимии, психологии, теории и практики физического воспитания, истории и социологии физической культуры, педагогики привлекали активное внимание представителей зарубежной спортивной науки.

После распада СССР положение  спортивной науки в России во многом изменилось в худшую сторону. В результате экономических трудностей резко  сократилось бюджетное финансирование физической культуры в целом. Из данных, озвученных на парламентских слушаниях  в июле 1996 г. Комитетом Государственной  Думы по туризму и спорту, следует, что в 1996 г. на развитие физической культуры и спорта в России на душу населения  расходовалось примерно в 25-30 раз  меньше, чем в 1990 г.

Трудности в госфинансировании привели к значительному сокращению численности специалистов, занимающихся научными проблемами. Часть из них выехала за рубеж и трудится там в научных подразделениях, часть изменила свой профессиональный профиль.

Кроме недофинансирования отрицательное  влияние на развитие спортивной науки  в стране имели постоянные изменения  в структуре руководящих физкультурных  органов страны и руководителей  отрасли, бесконечные преобразования в аппарате главного органа управления, отсутствие федеральной программы  развития физической культуры и спорта, сокращение научных контактов спортивных учёных бывших союзных республик.

Положение усугублялось ещё  и тем, что большинство российских научных лабораторий оснащено аппаратурой, приобретённой ещё в 60-70-е гг., информационное научное пространство России значительно отстаёт от международного уровня.

И всё же, несмотря на эти  негативные явления, спортивная наука  в России продолжала развиваться. В  основе её лежат крупнейшие разработки фундаментальной науки в области  важнейших проблем спортивной деятельности. К ним следует отнести: теории построения спортивной тренировки, пути повышения качества тренировочного процесса (Л. П. Матвеев, В. М. Зациорский, И. П. Ратов); исследование средств оптимизации работы различных систем организма при выполнении спортивных нагрузок разной интенсивности (В. А. Рогозкин, Р. Д. Сейфулла, Ф. А. Иорданская).

В 1996 г. на Всероссийском  совещании руководителей научных  организаций в области физической культуры и спорта подведены итоги  развития спортивной науки и обсуждены  основные направления научных исследований в области спорта, туризма и  санаторно-курортного дела на период до 2000 г. Эти основные направления были рассмотрены и утверждены Постановлением Коллегии Госкомитета ФКиТ России.

Названные направления научных  исследований охватывают пять основных проблем:

  • формирование физической культуры и здорового стиля жизни человека;
  • человек в экстремальных условиях двигательной деятельности;
  • организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса;
  • теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • основные проблемы спортивного и олимпийского движения.

То, что российская спортивная наука  находится на правильном пути, было подтверждено международным форумом  «Молодёжь – Наука – Олимпизм», прошедшем 14-18 июля 1998 г. в Москве под патронажем Всемирного Совета физического воспитания и спортивной науки. В форуме приняли участие специалисты-практики десятка стран всех регионов мира.

1.6  Подготовка спортивных резервов.

 

Основной  формой подготовки спортивных резервов в постсоветской России является сложившаяся и проверенная система  разнообразных детско-юношеских  спортивных учреждений и соревнований, истоки которой уходят своими корнями  в историю отечественной школы  спорта 30-х гг. ХХ в.

Главным звеном этой системы  выступают спортивные школы разных профилей. К середине 1998 г. в России функционировало 4635 спортивных школ всех типов: специализированные детско-юношеские  спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного  мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы-интернаты спортивного  профиля (ШИСП).

Во всех спортивных школах России занималось 2,5 миллиона юных спортсменов  по олимпийским и неолимпийским видам спорта.

Несмотря на скудное финансирование, усилиями спортивной общественности были возобновлены массовые спортивные турниры  на приз «Золотая шайба» им. А. В. Тарасова, в которых на 67 территориях России принимали участие тысячи юниоров 10-17 лет. Зимой 1999 г. пришёл первый крупный  успех. Наши юниоры выиграли первенство мира по хоккею с шайбой на турнире  в Канаде.

Успешно осуществлялось в  те годы подготовка спортивных резервов в Ростовской и Волгоградской  спортивных организациях. И как результат  на Играх XXVI Олимпиады в Атланте спортсмены Волгоградской области завоевали 14 олимпийских наград, 5 из которых – золотые. В развитии юношеского спорта оригинальным путём пошла Москва, внесшая самый значительный вклад в российское олимпийское движение. За всю историю Олимпийских игр москвичам 483 раза вручали золотые медали. Всего же обладателями олимпийских медалей стали 1096 москвичей.

Для создания спортивного  резерва в Москве ещё в 1988 г. была создана беспрецедентная спортивная организация. Под эгидой Московского  комитета образования сформировано Московское городское физкультурно-спортивное общество (МГФСО), которое в 1998 г. привлекло более миллиона юношей им девушек. С 1992 г. МГФСО выполняет функции не только организатора физического воспитания в учреждениях образования, но и проводит работу по высшему спортивному мастерству. В этих целях используется высококвалифицированная многоступенчатая преемственная система подготовки спортсменов высокого класса.

Не случайно при проведении в Москве Всемирных юношеских  игр 1998 г. под патронажем МОК функции  Исполнительной дирекции этих Игр были возложены на МГФСО. В 1997 г. в спорте высших достижений России было задействовано  более 46,7 тысяч спортсменов. Они  являлись основным резервом сборных  команд страны.

Выдающиеся спортсмены имели  возможность получать профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, созданных в 22 регионах России. Совершенствование талантливых  спортсменов, кроме того, осуществлялось в 64 школах высшего спортивного мастерства, функционировавших в 36 регионах страны. Во всех этих элитных учебных заведениях занималось более 4 тысяч спортсменов  высокого класса, из которых около 30% становятся кандидатами в сборные  команды страны в качестве основного  или резервного состава.

Информация о работе Восьмой всероссийский конкурс деловых, инновационно-технических идей и проектов