Восьмой всероссийский конкурс деловых, инновационно-технических идей и проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История физической культуры и спорта в России……………….6
Физическая культура и спорт в России…………………………………...6
Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом…………………………………………………………..…6
Создание Олимпийского комитета России………………………………8
Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций……..9
Развитие спортивной науки……………………………………………...11
Подготовка спортивных резервов………………………………………..13
Спорт, соревнования, спартакиады……………………………………..14
Развитие спорта инвалидов…………………………………………...….15
Профессионализация спорта……………………………………………..16
Глава 2. Паралимпийский спорт в России………………………………….…18
2.1 Паралимпийский спорт в России……………………………………………………….….18
2.2 Реализация социальной политики в области спорта и физической культуре.………………………………………………………………………….21
2.3 Комитеты по физической культуре и спорту…………………..……..…23
Глава 3. Теоретические основы физической культуры и спорта…….….25
3.1 Роль физической культуры в развитии общества……………………….25
3.2 Физическая культура и спорт как процесс воспитания личности……...28
3.3 Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства………………………………………….….30
3.4 Физическая культура в стране и обществе…………………………….…..43

3.5 Спорт и окружающая среда: перспективы развития………………………48
Заключение…………….…………………………………………………...…...57
Список литературы………………………………………………………….…59

Файлы: 1 файл

МСЭФ.docx

— 101.03 Кб (Скачать)

Отсюда в деятельности региональных и территориальных  управленческих структур имеется целый  ряд проблемных вопросов, возникающих  по разным причинам. Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда в субъектах Федерации  и в территориях, даже на уровне районных спорткомитетов, определяющим показателем  является не приобщение населения к  массовому физкультурно-спортивному  движению, а подготовка спортсменов  высокого класса, их выступление на чемпионатах разного уровня. Исходя из этого нарушаются пропорции в расходовании средств на развитие спорта высших достижений и спорта для всех. В большом количестве и зачастую бесконтрольно финансовые ресурсы тратятся на проведение соревнований, а развитие материально-технической базы для физкультуры и спорта, обустройство спортивными сооружениями дворов и микрорайонов отодвигается на второй план. И это происходит несмотря на то, что по положению спорткомитеты должны содействовать гражданам в реализации их прав на занятия физической культурой, спортом и туризмом, содействовать развитию сферы досуга.

Важнейшая задача совершенствования  системы управления физической культурой и спортом - формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов физкультурно-спортивной деятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

Особое значение в новой  системе управления физической культурой  и спортом приобретает более  тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и  ведомств.

Одной из перспективных идей формирования новой модели управления является усиление роли федеральных округов в организации и проведении физкультурно-спортивной работы, осуществлении координации с регионами. Это позволит оптимизировать вертикальные связи федерального центра с федеральными округами.

В новой модели возрастает ответственность общественных физкультурных  организаций за развитие видов спорта, привлечение максимального количества людей к занятиям физической культурой  и спортом.

В условиях демократизации страны общественные физкультурно-спортивные организации имеют возможность  более активно участвовать в  процессе широкого привлечения к  физической культуре и спорту всех слоев населения. Государство заинтересовано в развитии общественных начал управления в сфере физической культуры и спорта. Общественные организации обладают большими возможностями привлекать внебюджетные средства для развития физкультурно-спортивной инфраструктуры, а также привлекать к работе большое количество волонтеров.

Деятельность Олимпийского комитета России, федераций по видам  спорта, различных ассоциаций, союзов, обществ должна быть направлена на тесное взаимодействие с государственными органами управления и на реализацию общей стратегии развития физической культуры и спорта в стране.

По нашему мнению, объектами государственного регулирования, способствующими развитию массовой физической культуры, в ближайшие  годы должны стать:

1. Система государственных минимальных  социальных стандартов, включающая  в себя перечень общедоступных  и бесплатных услуг учреждений  физической культуры и спорта; нормативов обеспеченности спортивными  сооружениями; нормативов охвата  занимающихся в школах высшего  спортивного мастерства и специализированных  детско-юношеских спортивных школах  олимпийского резерва; нормативов  кадрового обеспечения учреждений  дополнительного образования спортивной  направленности и т.п. Данная  характеристика рассматриваемых  услуг обусловливает их включение  в понятие социальных услуг.

2. Разработка и внедрение нового  спортивно-технического комплекса  «Готов к труду и защите  Отечества». Его доступность и  система тестирования состояния физической подготовленности населения Российской Федерации позволят вовлечь в орбиту регулярных занятий физической культурой население разных возрастов, а освоение ряда спортивных дисциплин комплекса можно рассматривать как один из факторов обеспечения безопасности жизни в чрезвычайных ситуациях.

3. Деятельность субъектов Российской  Федерации по развитию массовой  физической культуры в рамках  разграничения полномочий между  федеральными органами власти  и местными органами государственной  власти.

При этом их задачами становятся:

– разработка нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в  сфере физической культуры и спорта;

– принятие и реализация региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;

– деятельность муниципальных органов  самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта.

Итак, государственная поддержка  развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим образом:

- целенаправленным финансированием  из бюджетов всех уровней; 

- привлечением частного  капитала к финансированию физической  культуры и спорта;

- комплексом мер по  созданию в отрасли «Физическая  культура и спорт» чисто рыночных  структур (там, где это возможно).

С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта, такие, как отчисления от лотерей, тотализаторов, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т.д.

Как и в других странах, физическая культура и спорт становятся в России «товаром». В последние  годы физкультурно-спортивные организации  всех уровней стали участвовать  в проведении различного рода маркетинговых  исследований, чтобы обеспечить финансовую составляющую своей деятельности.

Анализ состояния и  развития физкультурно-спортивного  движения показывает, что к настоящему времени уже сформировался базис  и существуют предпосылки для  дальнейшего развития коммерческой деятельности в этой сфере.

Возросло внимание к вопросам развития физической культуры и спорта в регионах, особенно со стороны  губернаторов.

 

3.4 Физическая культура в стране и обществе.

 

На современном этапе  развития страны в условиях качественного  преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности наших сограждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности.

Перестройка народного образования  в стране поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего  улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих  специалистов.

В новых условиях повышается социальная значимость физического  воспитания в формировании всесторонне  и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности.

Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все  времена.

Первоначально слово “культура” в переводе с латинского означало “возделывание”, “обработка”. По мере развития общества понятие “культура” наполнялось новым содержанием.

Сейчас это слово в  общечеловеческом понимании - это и  определенные черты личности (образованность, аккуратность и т.п.) и формы поведения  человека (вежливость, самообладание  и т.п.), либо формы общественной, профессионально-производственной деятельности (культура производства, быта, досуга и  т.п.).

В научном смысле слово  “культура” это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это процесс  материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны - это  результаты (продукты) этой деятельности.

В содержание “культура” в  широком смысле слова входят, например, и философия, и наука, и идеология, право, всестороннее развитие личности, уровень и характер мышления человека, его речь, способности и т.д.

Таким образом “культура” - это творческая созидательная деятельность человека.

Основу и содержание культурно-психологического процесса развития “культуры” составляет, прежде всего, развитие физических и  интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств.

Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных  частей общей культуры, она возникает  и развивается одновременно и  наряду с материальной и духовной культурой общества.

Физическая культура имеет 4 основные формы:

  • физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);
  • восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;
  • занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;
  • высшее достижение в области спорта.

Следует отметить, что уровень  культуры человека проявляется в  его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того, как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда  и быта, режимов труда и отдыха, т.е. это процесс окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

Спорт высших достижений и  здоровье понятия далеко не однозначны. Спорт высших достижений занял сегодня  в жизни общества место, которому нет аналогий в истории.

Его проблемы стали предметом  пристального изучения не только медиков  и педагогов, но и философов, социологов. Его влияние учитывают сегодня  и политики.

Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как:

  • народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в демократическом характере физкультурных организаций, в широком использовании народных игр, как средства оздоровления и закаливания;
  • научность, системы физического воспитания заключается, в использовании всех достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой системы физвоспитания.

Термин “физическая культура”  впервые появился в Англии в конце  прошлого века.

Физическая культура - это  специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих  знаний и навыков, а также участия  в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Физическая культура посредством  физических упражнений готовит людей  к жизни и труду, используя  естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Показателями состояния  физической культуры в обществе являются:

  • массовость ее развития;
  • степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;
  • уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;
  • уровень спортивных достижений;
  • наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;
  • пропаганда физической культуры и спорта;
  • степень и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;
  • состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

Физическая культура - продукт  развития определенных исторических условий.

Когда же и в силу каких причин возникла физическая культура? Какие стадии она прошла в своем развитии?

В истории человеческого  общества не существовало времен, народов, которые бы не имели хотя бы в самой элементарной форме, физического воспитания.

Состояние и уровень развития физической культуры на том или ином этапе зависит от ряда условий:

  • географической среды;
  • условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил, экономических и социальных факторов.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные  с его жизнедеятельностью. Первоначально  формой организации физического  воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности  и смекалки, укрепляли волю.

Информация о работе Восьмой всероссийский конкурс деловых, инновационно-технических идей и проектов