Восьмой всероссийский конкурс деловых, инновационно-технических идей и проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:14, реферат

Краткое описание

Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины, истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами, изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История физической культуры и спорта в России……………….6
Физическая культура и спорт в России…………………………………...6
Формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом…………………………………………………………..…6
Создание Олимпийского комитета России………………………………8
Развитие физкультурно-спортивных общественных организаций……..9
Развитие спортивной науки……………………………………………...11
Подготовка спортивных резервов………………………………………..13
Спорт, соревнования, спартакиады……………………………………..14
Развитие спорта инвалидов…………………………………………...….15
Профессионализация спорта……………………………………………..16
Глава 2. Паралимпийский спорт в России………………………………….…18
2.1 Паралимпийский спорт в России……………………………………………………….….18
2.2 Реализация социальной политики в области спорта и физической культуре.………………………………………………………………………….21
2.3 Комитеты по физической культуре и спорту…………………..……..…23
Глава 3. Теоретические основы физической культуры и спорта…….….25
3.1 Роль физической культуры в развитии общества……………………….25
3.2 Физическая культура и спорт как процесс воспитания личности……...28
3.3 Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства………………………………………….….30
3.4 Физическая культура в стране и обществе…………………………….…..43

3.5 Спорт и окружающая среда: перспективы развития………………………48
Заключение…………….…………………………………………………...…...57
Список литературы………………………………………………………….…59

Файлы: 1 файл

МСЭФ.docx

— 101.03 Кб (Скачать)

Для решения актуальных социальных проблем в таком крупном мегаполисе, как Москва, важное значение имеет опыт зарубежных стран. Поэтому, скажем, в рамках подготовки проекта закона города Москвы «О молодежи», недавно внесенного на рассмотрение депутатов Мосгордумы Мэром столицы Ю. М. Лужковым, сотрудниками и экспертами Института социальных инициатив всесторонне учитывался богатый опыт по законодательному обеспечению молодежной политики, накопленный, например, в Федеративной Республике Германии вообще и в г. Берлине, в частности. 
 
Кроме того, в рамках специально проведенных Институтом социальных инициатив ряда семинаров и конференций с участием специалистов из России и Баварии оказалось, что большое значение имеет также и обмен мнениями и наработками по проблемам местного самоуправления, вопросам участия некоммерческих организаций и граждан в реализации социальной политики в области спорта.

Все эти сюжеты в какой-то мере отражены в представляемом Вашему вниманию первом выпуске Вестника Института  социальных инициатив. Вестник является пилотным изданием. Мы надеемся, что он окажется полезным и для Вас. И с удовольствием приглашаем все заинтересованные лица, учреждения и организации к взаимовыгодному творческому сотрудничеству в дальнейшем.

 

2.3  Комитеты по физической культуре и спорту.

 

На заседании правительства, были приняты конкретные решения. В  настоящее время в соответствии с ними идет корректировка работы комитетов. В частности разрабатывается  программа развития футбола . Для решения поставленных правительством задач еще теснее взаимодействуют спортивные комитеты с администрациями муниципальных образований. Развитие массовой физкультуры и спорта, прежде всего, требует увеличения эффективности использования уже имеющихся в муниципальных образованиях спортивных сооружений. Прорабатывается вопрос реконструкции и ремонта. Безусловно, есть предложения и по строительству новых спортивных сооружений. Так как денег на эти цели потребуется много, решать задачу предполагается поэтапно . К сожалению, имеются районы, где нет хороших спортивных комплексов. Нет ничего кроме сельского стадиона или спортивной площадки. 

Перед комитетами стоит конкретная задача .Необходимо обеспечить летнюю занятость детей, стоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, трудных подростков. Причем это не только трудовая занятость, но и организация разнообразных лагерей или смен, для юных журналистов, для команд КВН, для экологов и т.д.

Такие комитеты работают с  Комитетом образования и Комитетом  по социальной защите, комиссиями по делам  несовершеннолетних в муниципальных  образованиях. Кроме того, разрабатывается  ряд стратегических мероприятий  в рамках существующих программ молодежной политики. Например, развитие центров  профилактики девиантного поведения и наркомании. Планируется открытие еще ряда центров профилактики девиантного поведения. 

Есть возможность объединить усилия отдела молодежной политики и  отдела по физкультуре и спорту. Кроме того, патриотическое воспитание проводится совместно с общественными  молодежными организациями. С этой целью создаются Координационные  советы, в которые входят представители  более 30 молодежных общественных организаций. Готовится областная программа  патриотического воспитания.

В направлении по борьбе с наркоманией имеется значительный и разнообразный опыт. Он включает в себя сотрудничество с религиозными и общественными организациями, организацию центров реабилитации и социальной адаптации, создание системы  первичной профилактики, и, конечно  же, разработку областной программы  профилактики наркомании.

Один из самых массовых видов спорта в области - футбол. Футбольные детские и юношеские  команды есть практически во всех муниципальных образованиях.

 

Глава 3. Теоретические основы физической культуры и спорта.

3.1 Роль физической  культуры в развитии общества.

 

Физическая культура - часть  общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование  их в соответствии с потребностями  общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в  обществе: уровень здоровья и физического  развития людей; степень использования  физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы  и соревнования по ним, закаливание  организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту  и физическое совершенство». Она  способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической  эффективности производства; физкультурное  движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и  общественных организаций в области  физической культуры и спорта.

Спорт - составная часть  физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Он исторически  сложился как особая сфера выявления  и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

В сферу спорта исторически  вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности - бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19-20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры - игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта - на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими  упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться  в образовательных учреждениях  различных уровней поэтапно. Немалую  роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и  воспитания студентов.

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано  с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление  и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и  духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и  духовных ценностей, которые создаются  и используются обществом для  игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального  проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека. Истинную природу и значение физической культуры в социуме, ее опережающее  глубинное понимание можно познать  только с учетом постоянного расширения взгляда на мир, меняющегося под  влиянием научно-технической революции  и социально-экономических условий, в связи с возникновением экологической  проблемы, а также участившимися  опасными и чрезвычайными ситуациями.

Поэтому важно раскрывать глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с  сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и, прежде всего, с формированием целостной, многогранной личности, и особенно в системе образования.

 

 

 

3.2. Физическая культура и спорт как процесс воспитания личности.

 

Физическое воспитание и спорт  тесно взаимосвязано с другими  сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое  влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе. Это объясняется целым  рядом причин:

  • во-первых, единством цели всех видов воспитания;
  • во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом;
  • в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены практически  все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Здесь имеют место две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается  в том, что в ходе физического  воспитания осуществляется прямое воздействие  на развитие интеллектуальных качеств  занимающихся. В процессе занятия  спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует  значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы  исправить допущенную ошибку, и т. д. – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия  спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь спорта с  умственным развитием личности состоит  в том, что занятия физическими  упражнениями создают необходимый  фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного  напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятия спортом также  происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым  могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами  и распоряжениями, учатся управлять  своими действиями, соотносить их с  действиями других. Так укрепляется  воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях  заключены богатые возможности  для формирования норм коллективного  поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и  активно влиять на действия своих  товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и  на занятиях физической культурой и  спортом в целом, т.е. совершенствование  физической, технической, тактической, психической и теоретической  подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный  для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения  тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные  действия участников, их высокие достижения.

Информация о работе Восьмой всероссийский конкурс деловых, инновационно-технических идей и проектов