Утренняя гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Комплекс средств воспитания здорового ребенка, предусмотренный программами дошкольных образовательных учреждений включает в себя:
утренняя гигиеническая гимнастика во всех группах (кроме раннего возраста);
подвижные игры и игровые упражнения, игры с элементами спорта;
спортивные упражнения (лыжи, коньки, велосипед, ролики, скольжение, катание на санках и т.п.) на каждой прогулке;
активный отдых, проводимый в таких формах, как: ежемесячные физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники, "Дни здоровья", физкультурно-оздоровительные каникулы;
занятия корригирующей гимнастикой и ЛФК, проводимые по назначению врача.

Оглавление

Введение
3
1. Утренняя гимнастика – одна из форм оздоровления детей в детском саду.
5
2. Структура, содержание, варианты проведения утренней гимнастики (на современном этапе) с детьми старшей группы.
7
3. Особенности методики проведения утренней гимнастики с детьми старшей группы.
12
4. Анализ "Методических рекомендаций к программе воспитания и обучения", современных образовательных программ по вопросу организации утренней гимнастики в детском саду.
14
5. Учет индивидуальных особенностей детей при проведении утренней гимнастики.
16
6. Оценка состояния и уровня физического развития детей старшей группы детского сада №109.
18
Заключение.
22
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

 

Таким образом, из 16 обследованных детей [см. приложение №4]:

    • высокий уровень физического развития не имеет ни один ребенок;
    • средний уровень физического развития имеют трое детей, что составляет 18,75%;
    • уровень физического развития ниже среднего имеют 7 детей, что составляет 43,75%;
    • уровень физического развития 6 детей не соответствует биологическому возрасту (он ниже), что составляет 37,5%.

У всех детей отмечаются проблемы в развитии костно-мышечной системы.

Исходя из данных оценки и уровня развития детей, необходимо провести анализ комплексов утренней гимнастики, проводимой с детьми старшей группы, с целью улучшения коррекционной работы, направленной на оздоровление и укрепления их работы.

Для анализа утренней гимнастики, проводимой с детьми старшей группы, были взяты комплексы с 01.09.04 по 25.03.05.

Критерии оценки комплекса

Содержание комплекса

Срок планирования утренней гимнастики

Комплексы составлены сроком на 2 недели, что соответствует требованиям "Программы воспитания и обучения детей в детском саду".

Варианты проведения утренней гимнастики

Комплексы носят традиционный характер с использованием физкультурных пособий (мячей) или без пособий.

Наличие упражнений на профилактику плоскостопия

Упражнения проводятся в заключительной части утренней гимнастики, продолжительность не указана. "Программой обучения и воспитания детей в детском саду" для профилактики плоскостопия используется только ходьба на носочках. Но даже она используется не во всех комплексах.

Продолжительность бега

Во вводной части бег чередуется с ходьбой, его продолжительность не указана, в заключительной части проводится бег длительностью 20 секунд, что является недостаточной нагрузкой для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Количество общеразвивающих упражнений

Общее количество общеразвивающих упражнений в комплексах 6-7 упражнений, для плечевого пояса 2-3 упражнения, для мышц туловища 2 упражнения, для мышц ног – 2 упражнения, дозировка составляет 6-8 раз. При проведении общеразвивающих упражнений используются разнообразные исходные положения: стоя, сидя, лежа.

Наличие упражнений на осанку

В комплексах предусмотрены упражнения для формирования осанки детей: построения в звенья (тройками), построения в колонны, смыкания и размыкания.

Упражнения на развитие внимания

Во вводной части комплексов утренней гимнастики проводятся упражнения на внимание: "Лягушка", "Аист", "Ласточка".


По завершении утренней гимнастики с детьми проводится артикуляционная гимнастика: чтение четверостиший [см. приложение № 5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В теоретических разработках ведущих специалистов в области физического воспитания и развития детей в дошкольном возрасте М.А. Руновой, Э.Я. Степаненковой, В.А. Шишкиной указывается на то, что утренняя гимнастика направлена на укрепление здоровья, развитие и закаливание организма.

В методической литературе и периодических изданиях широко и полно освещены вопросы по содержанию и вариантам проведения утренней гимнастики, даны теоретические обоснования, подтверждающие, что утренняя гимнастика является средством укрепления здоровья дошкольников, раскрываются методические приемы проведения утренней гимнастики, учета индивидуальных особенностей детей при руководстве утренней гимнастикой.

Данные, полученные в результате диагностики уровня физического развития детей и анализа комплексов  утренней гимнастики проводимых с детьми старшей группы, позволяют сделать вывод, что, несмотря на регулярное и систематическое проведение утренней гимнастики, она не  в должной мере способствует оздоровлению детей, укреплению их здоровья, не воздействует на физическое развитие и функциональное состояние детей.

Таким образом, необходимо изменить содержание комплексов утренней гимнастики, чтобы гимнастика являлась средством оздоровления, укрепления здоровья детей. Для этого необходимо увеличить количество упражнений на формирование осанки, на ее укрепление и коррекцию, на профилактику плоскостопия, продолжительность бега дозировать согласно рекомендациям "Программы воспитания и обучения детей в детском саду", по которой работает дошкольное образовательное учреждение №109 г. Рязани. Разнообразить комплексы утренней гимнастики разными вариантами проведения:

    1. утренняя гимнастика игрового характера [см. приложение №1];
    2. утренняя гимнастика сюжетного характера [см. приложение №2];
    3. ритмическая утренняя гимнастика [см. приложение №3];
    4. утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек;
    5. при благоприятных погодных условиях утреннюю гимнастику проводить на свежем воздухе с соблюдением требований к одежде;
    6. утренней гимнастикой в помещении дети занимаются в физкультурной форме, босиком или в облегченной одежде;
    7. использовать в заключительной части утренней гимнастики подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, повторяющихся 20-30 раз;
    8. соблюдать постепенность в нарастании нагрузки при проведении упражнений, а также соблюдать преемственность с предыдущей и последующей возрастными группами.

 

Литература.

 

    1. Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.,1978
    2. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М., 1981
    3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольника, программа и программные требования. – М., 1999
    4. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003
    5. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении. – М., 1997
    6. Комплексная программа "Образование и здоровье". – Рязань, 2000
    7. Киреева Т.Н. На зарядку становись.//Дошкольное воспитание, 2001. –  № 12
    8. Кудрявцев В.Ф. Физическая культура и развитие здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание, 2004. –   № 2
    9. Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду". – М., 1987
    10. Музыка для утренней гимнастики в детском саду. / Под ред. Метлова Н.А. – М., 1970
    11. Нормативно-правовые основы физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2004
    12. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986
    13. Программа "Радуга". –  М., 1987
    14. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1987
    15. Рунова М.Н. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет. –  М., 2000
    16. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. –  М., 2001
    17. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. –  М., 2002
    18. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. –  М., 1984
    19. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. –  М., 1996
    20. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. –  М., 1998
    21. Якушина Т.С. Ритмическая гимнастика. // Дошкольное воспитание, 2002. –  №11.

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Комплекс ритмической утренней гимнастики.

Содержание упражнений

Дозировка, темп

Организационно-методические приемы

 

Построение в колонну

 

 

Спортивная ходьба

 

 

Обычная ходьба

Ходьба на носках

 

 

Обычная ходьба

Ходьба на внешней стороне стопы

Обычная ходьба

Ходьба в полуприседе, руки за головой

 

 

Обычная ходьба

Подскоки с высоким подниманием рук и ног

 

 

Обычная ходьба

Бег

Бег с захлестыванием голени

Обычный бег

Боковой галоп лицом в круг

 

Обычный бег

Боковой галоп спиной в круг

 

Обычный бег

Бег с изменением направления, переходящий в ходьбу

Восстановление дыхания

 

 

1.Исходное положение – основная стойка

1 – наклон головы к левому плечу,

2 – исходное положение

3 – наклон головы к правому плечу

4 – исходное положение

5 – наклон головы назад

6 –исходное положение

7 – наклон головы вперед

8 – исходное положение

 

2.Исходное положение –

стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены

1 – правое плечо вверх

2 – исходное положение

3 – правое плечо вверх

4 – исходное положение

5 – левое плечо вперед

6 – исходное положение

7 – левое плечо вперед

8 – исходное положение

 

3.Исходное положение –

стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены

1 – присесть, левая рука вверх (вдох)

2 – исходное положение (выдох)

3 – присесть, правая рука вверх

4 – исходное положение

 

4.Исходное положение –

стоя, ноги врозь, руки в "замок" над головой

1 – наклон назад

2 – наклон вперед

3 – наклон вправо

4 – наклон влево

 

5.Исходное положение –  стоя, ноги на ширине плеч, руки  на поясе

1 – присесть, поворот вправо

2 – исходное положение

3 – присесть, поворот  влево

4 – исходное положение

 

6.Исходное положение –

стоя, ноги врозь, руки в стороны

1 – согнуть правое колено, коснуться левого локтя

2 – исходное положение

3 – согнуть левое колено, коснуться правого локтя

4 – исходное положение

 

7.Исходное положение –  лежа на спине, ноги вместе, руки  вдоль тела

1 – прижать к себе правое колено

2 – прижать к себе левое колено

3 – выпрямить правую ногу вверх

4 – выпрямить левую ногу вверх

5 – исходное положение

 

8.Исходное положение –  стоя, на коленях, руки в упоре  спереди

1 – выгнуть спину вверх

2 – исходное положение

3 – прогнуть спину

4 – исходное положение

 

Прыжки на двух ногах вместе

Прыжки, ноги в стороны – в "крест"

Ходьба, руки в стороны, вперед, вниз

 

 

Обычная ходьба

Речевая гимнастика

 

 

 

 

быстрый

 

 

средний

средний

 

 

средний

средний

 

 

 

 

 

 

средний

 

 

 

 

 

40сек.

10сек.

 

10сек.

10сек.

 

 

10сек.

10сек.

 

 

10сек.

10сек.

 

 

медленный

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-7 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

 

быстрый

 

быстрый

 

средний

 

 

 

 

 

 

 

Общая продолж. 10-12 минут

"Ребята, сейчас мы с вами будем заниматься, чтобы быть бодрыми и веселыми целый день. В колонну по одному – становись!"

"Спортивным шагом –  марш! Спинку держим прямо, не забываем про руки".

"Шагом марш!"

"Руки на пояс, идем  на носках. Голову не опускаем, смотрим вперед".

"Молодцы, обычным шагом  идем".

"А теперь как медведи".

 

"Шагом обычным".

"Руки за голову, в  полуприседе шагом марш". "Хорошо, спинку держим прямо, смотрим  на впереди идущего".

"Обычным шагом".

"А теперь подскоки  с попеременным подниманием рук  и ног". "Ноги поднимаем как можно выше, тянемся за руками". "Молодцы".

"Шагом марш".

"Приготовиться к бегу, бегом марш".

"С захлестыванием голени. Хорошо. Дышим ровно."

"Бегом марш".

"Руки на пояс, боковым  галопом лицом в круг – марш. Молодцы. Держим дистанцию."

"Обычный бег. Дышим ровно."

"Руки на пояс, боковым  галопом спиной в круг –  марш. Ногами сильно не стучать, спинку держим прямо."

"Переходим на обычный  бег."

"Внимание, за Сережей  – бегом марш. Внимание, за Дашей  – бегом марш."

"Шагом марш. Дышим носом, вдох глубокий. Вдох – руки вверх, выдох – руки опустили. Молодцы. Группа стой."

"На ширину вытянутых  рук разомкнись. Принять основную  стойку. Наклоны головы к левому, к правому плечу, назад, вперед. Плечи  не опускаем, держим спину прямо. Молодцы. Закончили."

 

 

 

 

 

 

 

 

"Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднимаем плечи: правое, левое. Хорошо. Закончили."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"А теперь приседания. Левая рука вверх, правая рука  вверх. Спину держим прямо, не  забываем про дыхание. Закончили, очень хорошо."

 

 

 

 

 

 

 

"Руки в замок над головой, ноги на ширине плеч. Наклон назад, вперед, вправо, влево. Молодцы. Руки не сгибаем, ноги прямые. Закончили."

 

 

 

 

"Руки на пояс. Присесть, поворот вправо, встали -  вдох; присели, поворот влево. Хорошо."

 

 

 

 

 

 

 

"Ноги врозь, руки в  стороны. Попеременное касание колена локтем. Тянем колено выше, спину не сгибаем. Очень хорошо. Закончили."

 

 

 

 

 

 

 

 

"Исходное положение  – лежа на спине, руки вдоль  тела. Прижали к себе левое колено, а теперь правое. Выпрямили вверх левое колено, правое. Опустили ноги. Колени не сгибаем. Хорошо. Закончили упражнение."

 

 

 

 

 

 

"Встали на колени, руки  в упоре спереди. Выгнули спину  вверх, голову опустили вниз. Хорошо. Прогнули спину, как можно ниже. Голову держим прямо. Закончили  упражнение."

 

 

"Все встали. Руки на  пояс. Прыгаем на двух ногах вместе. Молодцы."

"Ноги в стороны,– в крест. Закончили."

"Направо, за Сережей  шагом – марш. Спину держим прямо, дышим ровно. Руки в стороны, вперед, вниз. Молодцы."

"Обычным шагом –  марш!"

"Группа стой!"

"Усталость не нужна  нам. Нам нужно здоровье и бодрость."


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Комплекс сюжетной утренней гимнастики

Содержание упражнений

Дозировка, темп

Организационно-методические приемы

Построение в шеренгу

 

 

Обычная ходьба

Ходьба с разведением рук в стороны

Обычная ходьба

Ходьба с наклонами вперед

 

Ходьба обычная

Ходьба на носках

 

 

Обычная ходьба

 

Ходьба на пятках

 

 

Обычная ходьба

Бег

Бег змейкой

 

Ходьба змейкой

Бег в рассыпную

 

 

Ходьба в рассыпную

 

1."Дуб"

исходное положение – основная стойка

1 – руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох)

2 – исходное положение

2."Ива"

исходное положение – стоя на коленях, руки в стороны, назад

1 – руки вперед, коснуться пола (вдох)

2 – исходное положение

3."Елочка"

исходное положение – сед с прямыми ногами, руки в упоре сзади

1 – руками коснуться носков (вдох)

 

 

2 – исходное положение

4."Сухие ветки"

исходное положение – лежа на животе, руки в вдоль туловища

1 – перекат с живота на спину

2 – исходное положение

5."Листочки"

исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища

1-2 – руками обхватить колени (вдох)

3-4 – исходное положение

6."Осинка"

исходное положение – основная стойка

1 – в прыжке ноги  сомкнуть

2 – ноги врозь

Выполняется в чередовании с ходьбой

7."Дровосек"

Восстанавливающее дыхание

 

Ходьба обычная

Ходьба с движением рук вверх, из стороны в сторону

Ходьба обычная

Ходьба с наклоном туловища вперед

Ходьба обычная

Кружение на месте

Ходьба обычная

 

 

 

средний

 

 

 

средний

 

 

 

средний

 

 

 

 

средний

 

 

 

средний

20 сек.

 

 

20 сек.

 

 

медленно

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

6-8 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

5-6 раз

 

 

 

 

 

 

5-6 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

30-40 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средний

 

 

 

средний

 

 

 

средний

 

"Ребята, сегодня мы совершим  прогулку в лес. А для этого  в шеренгу – становись".

"Мы в лесу весеннем  целый день гуляли, спинку держим прямо, смотрим вперед".

 

"Искали подснежники. Воздухом  дышали. Мохом под ногами выстлана  земля".

 

"Идем мы на носочках, ступая слегка. Руки на поясе, головку держим прямо. Молодцы".

 

 

"Пошли на пятках. Не  наклоняемся вперед. Следим за дыханием, дышим ровно".

 

"Вот деревья встали у нас на пути. Нам их обежать нужно. Не забывайте работать руками. Очень хорошо".

"И обойти".

"Тучка невеличка дождь  прислала нам. Побежим скорее, спрячемся от дождя".

"В рассыпную становись! Проверьте руками расстояние".

"Вот дуб растет, высокий  и красивый. И смотрит на нас игриво.

 

Тянемся за руками, на носках стоим. Молодцы. Закончили".

 

 

"Встали на колени".

 

 

 

"Вот ива наклонилась  над водой. Она увидела свое  в ней отражение".

"Упражнение закончили".

"Сели, ноги прямые".

 

 

 

"Пригнулась елочка, елочка-иголочка. Тяжело пушистые веточки держать. Тянемся за носками. Коснулись – вдох. Выпрямились – выдох. Молодцы".

"Легли на живот".

 

 

 

"Сухие ветки спилили, на землю положили. Ветер задувает, ветки по земле катает. Закончили".

"Лежим на спине".

 

 

 

 

"Ветер листья все врывает, листья скручиваются (обхватили колени) и по ветру летают".

 

"А вот осинка тонкая  смеется, словно речка звонкая  течет. Руки на поясе. Не стучим  ногами друг об друга. Спину  держим прямо".

 

 

 

 

"Группа стой. А вот  сухие сучья рубит дровосек. Руки вверх – вдох, опустили – выдох. Дышим ровно, глубоко. Молодцы".

"Шагом марш!"

"Теплый ветер гладит  лица. Лес шумит густой листвой. Руки влево-вправо".

 

"Дуб нам хочет поклонится. Клен кивает головой".

"А кудрявая березка  провожает всех ребят".

"До свидания, лес зеленый, мы уходим в детский сад".


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

Комплекс утренней гимнастики на основе подвижной игры.

Содержание упражнений

Дозировка, темп

Организационно-методические приемы

Игра "Удочка"

Дети соглашаются, вспоминают и называют правила игры:

Играют все дети. Выбирают одного ведущего. Стоя в кругу, нужно успеть отпрыгнуть от мешочка с песком вверх или назад. Мешочек вращает ведущий. Кого мешочек задел, тот временно выбывает из игры.

Дети соглашаются и становятся в круг.

Начинается игра.

 

 

 

 

Игра повторяется еще раз.

 

Игра "Затейники".

Один из детей называет правила игры. Дети считалкой выбирают ведущего. Идут по кругу и проговаривают слова:

"Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом

шаг

Стой на месте

Дружно, вместе

Сделаем…вот так."

Дети останавливаются, ведущий показывает движение, а все его повторяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-4 мин.

 

 

 

 

 

 

5-6 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-3 раза игра повторяется  2 мин.

"Ребята, а давайте поиграем в  игру, которая называется "Удочка". А кто из вас помнит, как в нее играть?"

"Молодцы, правильно вспомнили  правила. А можно я буду ведущим?"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель вращает шнур с мешочком и по часовой, и против часовой стрелки.

"Молодцы ребята, все  так быстро отпрыгивали. Только  Тане с Мишей в следующий раз нужно быть немножко повнимательнее."

"Молодцы. Не устали?"

 

 

"А теперь поиграем  в игру под названием "Затейники". Кто напомнит правила этой игры."

"А как выберем ведущего?".

Дети идут по кругу влево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Молодцы ребята. Все  хорошо копировали движения ведущего. Если хотите, продолжим игру на прогулке. А сейчас подошло время завтрака.

Информация о работе Утренняя гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников