Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа
Комплекс средств воспитания здорового ребенка, предусмотренный программами дошкольных образовательных учреждений включает в себя:
утренняя гигиеническая гимнастика во всех группах (кроме раннего возраста);
подвижные игры и игровые упражнения, игры с элементами спорта;
спортивные упражнения (лыжи, коньки, велосипед, ролики, скольжение, катание на санках и т.п.) на каждой прогулке;
активный отдых, проводимый в таких формах, как: ежемесячные физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники, "Дни здоровья", физкультурно-оздоровительные каникулы;
занятия корригирующей гимнастикой и ЛФК, проводимые по назначению врача.
Введение
3
1. Утренняя гимнастика – одна из форм оздоровления детей в детском саду.
5
2. Структура, содержание, варианты проведения утренней гимнастики (на современном этапе) с детьми старшей группы.
7
3. Особенности методики проведения утренней гимнастики с детьми старшей группы.
12
4. Анализ "Методических рекомендаций к программе воспитания и обучения", современных образовательных программ по вопросу организации утренней гимнастики в детском саду.
14
5. Учет индивидуальных особенностей детей при проведении утренней гимнастики.
16
6. Оценка состояния и уровня физического развития детей старшей группы детского сада №109.
18
Заключение.
22
Список литературы.
Упражнения могут выполнятся без предметов, с предметами, на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа).
Степоненкова Эмма Яковлевна предлагает утреннюю гимнастику начинать с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить гибкость, включается ходьба разными способами. Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произойдет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в пространстве детям были знакомы.
Количество упражнений и их содержание, и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвивающих упражнений для физических занятий. Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, упражнения должны выполнятся в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.
После разминки всех мышечных групп наступает пик физиологической кривой, который приходится на прыжки на месте и быстрый бег.
В старшей группе можно изменять нагрузку не только за счет числа подпрыгиваний и высоты полета, но и применять прыжки попеременно на одной и другой ноге, прыжки с разным положением ног. После прыжков предлагается ходьба, которая снижает нагрузку, также с этой целью можно использовать танцевальные движения.
В конце утренней гимнастики можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на одном-двух вдохах или игровое упражнение ("шина спустилась", "мяч лопнул"). [№16 стр. 282]
Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. и Рунова М.А. для проведения утренней гимнастики предлагают следующие варианты ее проведения [№5 стр.240; №15 стр. 70, 71, 120]:
Занятие ритмической гимнастикой условно состоит из трех основных частей:
Каждый комплекс рекомендуется заканчивать упражнениями на дыхание, включаются упражнения на релаксацию, снижается темп выполнения. Продолжительность комплекса 15-25 минут.
Как вариант, по Степоненковой Э.Я., утренняя гимнастика может быть в виде игр и игровых упражнений. Например, в начале проводят хороводную игру, общеразвивающие упражнения с включением в них игр "фотограф", "затейник" (педагог показывает упражнение, а дети его копируют). Для пика физической нагрузки используется подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой. Такой тип занятий хорошо применять в праздничные дни, когда проводятся утренники и дети приходят в детский сад взволнованные, нарядные.
При проведении утренней гимнастики на свежем воздухе общеразвивающие упражнения могут выполняться движении. Прыжки и скоростной бег могут быть заменены бегом на выносливость. К концу года дозировка бега в старшей группе составляет – 240м (2мин).
Рекомендуется использовать всю территорию детского сада, и даже выбегать за ее границу, в соседний парк. Это повышает интерес к бегу, дети получают удовольствие от смены маршрута перемещения. Направляющим назначается ребенок, имеющий опыт бега в умеренном темпе, а остальные не имеют права обгонять его. Воспитатель бежит в конце колонны, чтобы держать в поле зрения всех детей. За 20-30 метров до ворот детского сада на обратном пути можно позволить желающим пробежаться в быстром темпе. [№16 стр. 281].
В методическом пособии В.А. Шишкиной и М.В. Мащенко "Какая физкультура нужна дошкольнику" для проведения утренней гимнастики рекомендуются следующие варианты:
В тоже время В.А.Шишкина и М.В.Мащенко считают, что от утренней гимнастики можно отказаться при условии, что она в обязательном порядке будет проводиться в семье. Если есть такое соглашение с родителями и педагог уверен в том, что оно соблюдается, то по их мнению, общепринятую гигиеническую гимнастику можно заменить психогимнастикой, подвижной игрой, дидактической игрой с движениями. Шишкина В.А. и Мащенко М.В. считают, что можно немножко потанцевать, поводить хоровод, выполнить отдельные двигательные задания, предложенные воспитателем, отгадать "двигательные загадки", а в конце собраться в кружок для межличностного общения:
Можно устроить "неделю комплиментов", когда в центре один ребенок, а все остальные высказывают ему свое восхищение внешностью, одеждой, чертами характера.
Рекомендуется также провести кратковременные игры интелектуально-нравственного характера типа "продолжи фразу". Очень важно обеспечить непринужденность такого общения, раскованность, эмоциональный комфорт.
3. Особенности методики
проведения утренней
У детей к шести годам жизни совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. В этом возрасте дети очень подвижны, они достаточно хорошо владеют основными видами движений. Ребенок 5 лет способен самостоятельно выполнять задания по указанию воспитателя. Все эти особенности позволяют усложнить не только физические упражнения, их нагрузку, но и приемы проведения утренней гимнастики.
Местом проведения утренней гимнастики может быть физкультурно-музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада. Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождения (пианино, баян, аккордеон). Подбор музыки осуществляется музыкальным работником совместно с воспитателем. При этом учитывается характер движений и возраст детей. Музыкальное сопровождение помогает лучше организовать утреннюю гимнастику, повысить ее плотность. Освобождая воспитателя от регулирования темпа и ритма упражнений, от счета, оно позволяет сконцентрировать его внимание на педагогическом процессе, объяснениях, индивидуальных указаниях и помощи, исправлении ошибок по ходу выполнения упражнений. Утренняя гимнастика продолжается 8-10 минут и включает 6-8 упражнений, которые повторяются 6-8 раз. Длительность бега – 30 секунд, одновременно дети делают 8 прыжков, затем идет непродолжительная ходьба. Такое чередование прыжков и ходьбы может повторяться до 3 раз. Для детей 5-6 лет применяются различные виды ходьбы, при этом уже нет необходимости ставить по углам комнаты какие-либо ориентиры. Дети сами чувствуют границы зала и стараются идти, соблюдая углы.
Воспитатель следит, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы. Выполнение упражнений для профилактики плоскостопия требует медленного темпа, внимания к осанке детей. Длительность упражнений не должна превышать 10 секунд.
Имитационные упражнения в комплекс для детей 5-6 лет включаются редко. Все чаще для общеразвивающих упражнений используются пособия: флажки, обручи, палки, мячи, веревка. Дети сравнительно легко выполняют упражнения с двумя однородными предметами.
В старшей группе еще более усложняется организация утренней гимнастики. Дети строятся в звенья, причем ведущие одновременно по команде воспитателя выводят звенья. К концу года дети уже умеют проверить на глаз расстояние между собой без помощи рук.
Исходные положения в общеразвивающих упражнениях сложнее, чем в предыдущих группах. Для туловища: сидя на ковре (на полу), ноги вытянуты; сидя на полу, ноги согнуты в коленях (по-турецки, калачиком); лежа на спине, на животе, на боку. Для ног: ступни параллельно, на ширине плеч; пятки вместе, носки врозь. Для рук: внизу, за спиной, к плечам, на поясе, впереди, в стороны, вверху, за головой, согнуты перед грудью.
Упражнения для туловища: наклоны и повороты в стороны, и наклоны вперед, но усложняется исходное положение (вводятся упражнения из положения сидя, ноги калачиком, стоя на коленях).
Физкультурные пособия для общеразвивающих упражнений дети берут сами, проходя мимо стойки. Во время выполнения общеразвивающих упражнений дыхание регулируется произнесением коротких слов или звуков естественного сжатия грудной клетки (например, при повороте вправо дети говорят: "вправо"). В старшем возрасте дети могут выполнять упражнения по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Но также совместное выполнение упражнений целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях).
Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснения их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения, требования к его качеству. Пояснение упражнений сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих движением.
На утренней гимнастике воспитатель требует точности положения и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнения в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения. Воспитатель приучает детей в упражнениях тянуть, то есть выпрямлять до конца – ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной позе. На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание детей к выправке, осанке, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т.п.) [№12 стр. 169-173].
Информация о работе Утренняя гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников