Утренняя гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Комплекс средств воспитания здорового ребенка, предусмотренный программами дошкольных образовательных учреждений включает в себя:
утренняя гигиеническая гимнастика во всех группах (кроме раннего возраста);
подвижные игры и игровые упражнения, игры с элементами спорта;
спортивные упражнения (лыжи, коньки, велосипед, ролики, скольжение, катание на санках и т.п.) на каждой прогулке;
активный отдых, проводимый в таких формах, как: ежемесячные физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники, "Дни здоровья", физкультурно-оздоровительные каникулы;
занятия корригирующей гимнастикой и ЛФК, проводимые по назначению врача.

Оглавление

Введение
3
1. Утренняя гимнастика – одна из форм оздоровления детей в детском саду.
5
2. Структура, содержание, варианты проведения утренней гимнастики (на современном этапе) с детьми старшей группы.
7
3. Особенности методики проведения утренней гимнастики с детьми старшей группы.
12
4. Анализ "Методических рекомендаций к программе воспитания и обучения", современных образовательных программ по вопросу организации утренней гимнастики в детском саду.
14
5. Учет индивидуальных особенностей детей при проведении утренней гимнастики.
16
6. Оценка состояния и уровня физического развития детей старшей группы детского сада №109.
18
Заключение.
22
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ "Методических  рекомендаций к программе воспитания и обучения", современных образовательных программ по вопросу организации утренней гимнастики в детском саду.

 

В программе "Радуга" (Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик) утреннюю гимнастику рекомендуется проводить дома, а в детском саду гигиеническую разминку, которая дополняет проведенную дома утреннюю гимнастику. Главная цель – победить инертность. Важны не комплексы упражнений, а сам факт активного движения.

К организации утренней гигиенической разминки предъявляются следующие требования [№9 стр.185]:

    • гигиеническую утреннюю разминку проводить на свежем воздухе (если температура воздуха не ниже +15-18`С, отсутствует ветер и остальные параметры воздушной среды близки к норме);
    • в помещении гигиеническую утреннюю разминку проводят на фоне одностороннего или непосредственного проветривания игровой комнаты; можно включать утреннюю разминку и в физкультурные занятия (хотя не обязательно);
    • температура воздуха в помещении +18 – 19 С;
    • дети занимаются босиком (в носках), лучше, если в трусах и маечках;
    • воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, так как участие воспитателя – одно из лучших доказательств значимости разминки;
    • движение не должно прерываться; оканчивают гигиеническую разминку разными вариантами: 2-3 ходьбы до нормализации пульса; общая продолжительность 10 – 13 минут.

В методических рекомендациях к "Программе воспитания и обучения в детском саду" говорится о том, что физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие физических качеств (ловкости, гибкости, выносливости и т.д.), воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек, развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм, а также способствует формированию моральных качеств и волевых черт личности.

Утренняя гимнастика проводится с детьми ежедневно. Состоит утренняя гимнастика из упражнений, разученных на физкультурных занятиях. Это разные виды ходьбы, бега, прыжки на месте и с продвижением, общеразвивающие упражнения, танцевальные движения, упражнения на внимание. Обязательно следует включать упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Составляется комплекс на 1-2 недели. Комплекс состоит из 6-8 общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных исходных положений, повторяется каждое упражнение 5-8 раз в зависимости от степени сложности.

Утреннюю гимнастику рекомендуется проводить под музыку, что создает положительный эмоциональный настрой.

Указания воспитателя должны быть краткими. При необходимости педагог прибегает к наглядному образцу; выполняет упражнение сам или просит это сделать кого-нибудь из детей. Воспитатель следит за дыханием детей и за их осанкой [№13 стр. ].

Основной интерес в программе "Детство" (Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина) представляет раздел "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными" . Он состоит из друх частей:

1 Освоение основ гигиенической  культуры (для детей 3-4 года жизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей 5-7 года жизни).

2 Овладение основами двигательной  культуры (3-4 года), приобщение к двигательной  культуре (5-7 лет).

Отличительной особенностью программы является то, что в ней выделены три уровня усвоения детьми содержания программы. Это позволит педагогу дифференцировать нагрузку для детей с низким, средним и высоким уроннем физической подготовленности.

В программе предусмотренно валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.

Однако в программе недостаточно подробно освещены вопросы организации оздоровительных мереприятий в режиме дня дошкольного учреждения (закаливание, примерный режим дня, гигиенические условия).

В дополнение к программе "Детство" издана парциальная программа по танцевально- игровой гимнастике "СА- ФИ- ДАНСЕ"(№стр.13- 15).

В программе " Истоки" (М. А. Рунова) представлены два раздела :

1 "Физическое развитие", в котором предлагается примерный двигательный режим для детей каждого возраста. Определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей.

2 "Здоровье", в котором отражены  современные представления о здоровье ребенка. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода развития ребенка.

В программе детально раскрыта организация двигательного режима – определяются особенности организации разных видов занятий(учебные, физкультурно- оздоровительные занятия), активного отдыха, дополнительных видов занятий, совместной физкультурно- оздоровительной работы детского сада и семьи(№ стр.18-20).

Парциальная программа "Здоровье" (В. Г. Алямовская) представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка- дошкольника. Содержание программы раскрывается не в соответствии с возрастными группами, а по направлениям. Программа включает в себя пять разделов.

В первом разделе представлены организация и методика проведения разных видов физкультурно- оздоровительных мероприятий:

- утренняя гимнастика  - танцевально- ритмическая, на тренажёрах. на полосе препятствий, на воздухе, смешанного типа, в виде подвижной игры, спортивной тренировки, оздоровительного бега;

- гимнастика после сна - игровая. на тренажёрах, в виде оздоровительного  бега, лечебно – восстановительная, музыкально – ритмическая.

Уделяется особое внимание проведению утренней гимнастики на воздухе. Гибкость в планировании утренней гимнастики заключается в том, что на месяц составляются 3-4 разных комплекса, которые используются педагогом в соответствии с погодными условиями.

Отличительной особенностью программы является то, чо в ней уделяется внимание организации ргупп реабилитации, физическому развитию и воспитанию часто болеющих детей. В помощь педагогам в работе с такими детьми предлагается программа, которая имеет такое же название, как и вся комплексная программа "Здоровье"(№ стр.29- 30).

Программа "Росинка" (В. Н. Зимонина) – модульная педагогическая система воспитания и развития детей дошкольного возраста. Актуальность программы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка. В блоке "Азбука движений" для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разработан двигательно- оздоровительный режим. В нем представлена система развития движений детей в течение одного дня и недели. Введены формы работы с детьми по развитию движений и по оздоровлению: "Оздоровительный час", "День здоровья", "Каникулы". Оздоровительный час проводится ежедневно( № стр.7- 11).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Учет индивидуальных  особенностей детей при проведении  утренней гимнастики.

 

В процессе физического воспитания дошкольников, по мнению Шишкиной В.А., Шибенко В.Н., Ермак Н.Н. необходимо создать такие условия для развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к ребенку.

В научно-методической литературе индивидуальный подход характеризуется как широкий комплекс действий, направленных на выбор способов, приемов, средств обучения в соответствии с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей занимающихся. В условиях существующей системы воспитания и обучения, осуществление данного принципа возможно только на основе систематизации и группировки типических проявлений детей. Индивидуальный подход представляет собой форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на типичных сходных проявлениях, что позволяет осуществить обучение различное по сложности, методам и приемам работы. Критериями создания таких групп выступают разные показатели:

    • состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;
    • уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;
    • уровень двигательной активности, под которым понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

На основе состояния здоровья дети распределяются по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания.

Увеличение физической нагрузки для ослабленных детей должно идти постепенно. В этом случае сердечно-сосудистая система успевает адаптироваться за счет увеличения мощности сердечного выброса, улучшения кровоснабжения работающих органов. Повторяющаяся чрезмерная физическая нагрузка способствует возникновению патологических процессов в сердечной мышце, сосудах и в клапанном аппарате. В связи с этим переходы к нагрузке и обратно к покою должны быть пассивными, необходимо предусмотреть упражнения в расслаблении и динамические дыхательные упражнения. Тренирующими нагрузками являются ходьба по ровной местности, равномерный медленный бег, плавание, общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы.

Детям, страдающим заболеваниями органов дыхания, особое внимание должно быть уделено дыхательным упражнениям, способствующим тренировке полного дыхания. При этом акцентируется выполнение удлиненного выдоха. Для этого могут быть использованы упражнения с произношением звуков и слогов на выдохе (звуковая гимнастика) и упражнения для верхнего плечевого пояса, разновидностями ходьбы, бегом, силовыми упражнениями.

В систему индивидуальной работы с детьми включается также учет особенностей физической подготовленности ребенка.

По характеру физической подготовленности, дошкольников условно можно разделить на три группы – дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

Коррекционная работа с такими детьми строится с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение знакомых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений, в необычных условиях. Возможно использование доступных детям элементов акробатики и художественной гимнастики.

Этот материал может быть использован и в работе с детьми, имеющими средний уровень физической подготовленности.

Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому могут служить знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания [№19 стр.149].

   

 

 

6. Оценка состояния и  уровня физического развития  детей старшей группы детского сада №109.

 

В целях коренного улучшения организации физического воспитания, повышения приоритетности физической культуры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста и укреплению их здоровья необходимо знать данные состояния здоровья детей, их физического развития, уровень развития двигательных навыков и физических качеств.

Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей – важное звено в системе контроля за состоянием их здоровья и разработки лечебно-профилактических мероприятий для оздоровления.

Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, по праву считают длину и массу тела. Длина тела – признак, характеризующий ростовые процессы детского организма; масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.

Для этого проводят обследование, и сведения о каждом ребенке записывают. Фиксируются год рождения ребенка, состояние здоровья, антропометрические показатели, состояние осанки и стопы.

Таблица физического развития детей старшей группы детского сада №109 г. Рязани.

Ф.И.О.

Возраст

Масса, кг

Рост, см

Группа здоровья

Причины

Уровень развития

1.

Макагоненко Лена

18.11.98

22,3

116

II

ГНМ IIст., нарушение осанки

средний

2.

Лукичева Таня

17.01.99

20

110

II

ГДБ, плоскостопие

ниже среднего

3.

Фадеев  Петя

24.01.99

18,7

108

II

ФПК, ассиметрия осанки, сутулость

ниже среднего

4.

Муратов Женя

03.11.99

22,1

114

III

хронический ринит, аденоиды IIст., уплотнение стопы

средний

5.

Буздин Алеша

15.07.99

17,3

105

III

РППТИ, порез наружного края стопы

не соответствует биологическому возрасту

6.

Сапунов Саша

29.09.99

19,1

109

II

РППТИ, нарушение осанки

ниже среднего

7.

Назаркин Ярослав

26.05.99

16,5

99

II

ФКП ТИ, плоскостопие

не соответствует биологическому возрасту

8.

Екимова Аня

18.10.99

17

107,5

II

ФКП, плоскостопие

не соответствует биологическому возрасту

9.

Соловьева Настя

02.03.99

23,8

113

II

плоскостопие

средний

10.

Петрова Алина

26.06.99

18,8

110

I

нарушение осанки, плоскостопие

ниже среднего

11.

Шилов Никита

20.06.99

17,9

104

I

нарушение осанки

не соответствует биологическому возрасту

12.

Гармаш  Аня

12.04.99

18,5

112

II

имангиоли стопы, ФКП, нарушение осанки

ниже среднего

13.

Винс     Лида

06.06.99

16,8

106

II

ТИ, уплотнение стопы

не соответствует биологическому возрасту

14.

Антонов Денис

18.08.99

18,4

109

III

хронический гайморит, контроль кардиолога,  лор-врача, нарушение осанки

ниже среднего

15

Здор Ангелина

22.06.99

16

95

II

РППТИ, ФКП, плоскостопие

не соответствует биологическому возрасту

16.

Волоха Артем

25.04.99

19

108

III

ФКП, ассиметрия грудной клетки

ниже среднего

Информация о работе Утренняя гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников