Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа
Комплекс средств воспитания здорового ребенка, предусмотренный программами дошкольных образовательных учреждений включает в себя:
утренняя гигиеническая гимнастика во всех группах (кроме раннего возраста);
подвижные игры и игровые упражнения, игры с элементами спорта;
спортивные упражнения (лыжи, коньки, велосипед, ролики, скольжение, катание на санках и т.п.) на каждой прогулке;
активный отдых, проводимый в таких формах, как: ежемесячные физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники, "Дни здоровья", физкультурно-оздоровительные каникулы;
занятия корригирующей гимнастикой и ЛФК, проводимые по назначению врача.
Введение
3
1. Утренняя гимнастика – одна из форм оздоровления детей в детском саду.
5
2. Структура, содержание, варианты проведения утренней гимнастики (на современном этапе) с детьми старшей группы.
7
3. Особенности методики проведения утренней гимнастики с детьми старшей группы.
12
4. Анализ "Методических рекомендаций к программе воспитания и обучения", современных образовательных программ по вопросу организации утренней гимнастики в детском саду.
14
5. Учет индивидуальных особенностей детей при проведении утренней гимнастики.
16
6. Оценка состояния и уровня физического развития детей старшей группы детского сада №109.
18
Заключение.
22
Список литературы.
по методике физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Трофимовой Ольги Антоновны
(0313 "Дошкольное воспитание") 5 курс, группа 5"Д" заочной формы обучения.
Руководитель: Горелова Анна Ивановна.
Рязань 2005г.
План
Введение |
3 |
1. Утренняя гимнастика – одна из форм оздоровления детей в детском саду. |
5 |
2. Структура, содержание, варианты проведения утренней гимнастики (на современном этапе) с детьми старшей группы. |
7 |
3. Особенности методики |
12 |
4. Анализ "Методических рекомендаций к программе воспитания и обучения", современных образовательных программ по вопросу организации утренней гимнастики в детском саду. |
14 |
5. Учет индивидуальных |
16 |
6. Оценка состояния и уровня физического развития детей старшей группы детского сада №109. |
18 |
Заключение. |
22 |
Список литературы. |
23 |
Приложения. |
24 |
Введение.
Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно, является физическая культура. Правильно организованное физическое воспитание способствует гармоническому развитию ребенка, выработке основных гигиенических навыков.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" статья 18 "Дошкольное образование" родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основу физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей, коррекции нарушений развития этих детей, в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Комплекс средств воспитания здорового ребенка, предусмотренный программами дошкольных образовательных учреждений включает в себя:
В системе образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста физическое воспитание ребенка занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук за последние 5 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых 7 лет жизни. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие и др.). Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту.
Так, например, в результате изучения медицинских карт детей старшей группы детского сада №109 г. Рязани, удалось выяснить, что:
В соответствии с обозначенной проблемой поставлены следующие цели:
и задачи:
1. Утренняя гимнастика – одна из форм оздоровления детей в детском саду.
Теория и методика проведения утренней гимнастики были разработаны кандидатом педагогических наук Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы XX столетия.
По мнению К.С.Бабиной утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, "зарядить" организм ребенка на весь предстоящий день [№1 стр.4].
Оздоровительное и восстановительное значение утренней гимнастики приобретает в том случае, если она проводится систематически. Оздоровительное значение утренней гимнастики заключается в воздействии упражнений на физическое развитие детского организма с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей.
У детей дошкольного возраста еще довольно слабая костно-мышечная система, не закончено формирование естественных изгибов позвоночника, недостаточно развита сердечно-сосудистая система. Систематическое проведение утренней гимнастики укрепляет костно-мышечную систему, правильную форму приобретает стопа, воспитывается навык правильной осанки, а хорошая осанка способствует нормальному функционированию всех внутренних органов. Правильно подобранные движения укрепляют сердечную мышцу, деятельность кровеносной системы, увеличивают емкость легких, уравновешивают процессы возбуждения и торможения.
М.А.Рунова считает, что утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ [№15 стр.68].
По мнению Марины Александровны, старшие дошкольники должны знать, что оздоровительное воздействие утренней гимнастики усиливается, если она проводится на открытом воздухе и сопровождается водными процедурами (умывание до пояса, обливание).
Татьяна Ивановна Осокина считает утреннюю гимнастику ценным средством оздоровления и воспитания детей. Огромное оздоровительное значение утренней гимнастики, по мнению Осокиной, в том, что ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Систематическое повторение упражнений для разнообразных групп мышц укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко используются упражнения для профилактики нарушений осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности [№12 стр.47].
Основная задача, по мнению Эммы Яковлевны Степоненковой, утренней гимнастики – перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки [№16 стр.280].
Утренняя гимнастика в детском саду В.А.Шишкиной и М.В.Мащенко рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. По их мнению, утренняя гимнастика в детском саду важна как особым образом организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. При этом повышается эмоциональный тонус, являясь результатом "мышечной радости" от движений в коллективе сверстников, снимается психологическое напряжение от расставания с родителями, собирается внимание, дисциплинируется поведение.
В.А.Шишкина и М.В.Мащенко считают, что не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять. Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины. Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Назначение утренней гимнастики состоит в том, чтобы пробудить организм ото сна [№20 стр.36-37].
2. Структура, содержание, варианты проведения утренней гимнастики (на современном этапе) с детьми старшей группы.
По мнению Александры Владимировны Кенеман и Домны Васильевны Хухлаевой утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, на свежем воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть предварительно разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям. В гимнастике могут быть использованы весьма разнообразные физкультурные упражнения, способствующие решению задач всестороннего физического воспитания. В ней могут применяться любые движения и двигательные действия в соответствии с педагогическими задачами и анатомо-физиологическими особенностями организма ребенка.
Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение одной – двух недель в зависимости от сложности его содержания.
По мнению кандидата педагогических наук Николая Афанасьевича Метлова структура традиционной общепринятой утренней гимнастики состоит из трех частей:
На утренней гимнастике используются разные виды ходьбы (широким шагом, с высоким подниманием колен, в быстром и медленном темпе, по прямой, змейкой, по кругу, со сменой направления) и бега (легкий, с высоким подниманием колен, широким шагом, с захлестыванием голени). Используются упражнения на профилактику плоскостопия (ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, по ребристой поверхности, перекатом с пятки на носок), танцевальные движения, поскоки (на месте на двух ногах, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и на левой ноге, ноги в стороны, вместе, со скакалкой). Также начало гимнастики может включать точечный массаж, пальчиковые упражнения.
Информация о работе Утренняя гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников