Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение особенностей спорта как феномена культуры его социального и педагогического значения в обществе.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить социальное значение спорта
- показать взаимосвязи спорта с другими сферами общественной жизни
- изучить педагогическое значение спорта
- раскрыть глобальную роль спорта в развитии общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История развития современного спорта и его связь с культурой…………………………………………………………………………………..4
1.1 Происхождение современного спорта……………………………………………….4
1.2 Спорт как феномен современной культуры ……………………………………….14
Глава 2. Социальное и педагогическое значение спорта в обществе………………...20
2.1 Социальное значение спорта в современном мире………………………………..20
2.2 Педагогическое значение спорта в обществе……………………………………...25
Глава 3. Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью…………………………………………………………………33
3.1 Специфические ценности спорта…………………………………………………...33
3.2 Роль спорта в социализации личности……………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.15 Кб (Скачать)

Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время формируются  интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного  отношения к спортивной деятельности . Этот период очень важен для  юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и  неудачи создают условия для  формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более  одной трети прекращают занятия  спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в  другие города и страны, получение  первых гонораров, спортивные победы позволяют  спортсмену активно интегрироваться  в общественную жизнь, усваивать  образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена.

Возрастает количество соревнований, переезды, сборы, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, формируют  новый социальный опыт, создают новые  ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые  складываются между спортсменом  и тренером.

Третью стадию социализации символизирует расцвет спортивной карьеры. Спортсмен подчиняет образ  жизни интересам спортивного  клуба, команды, коллектива, который  обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры.

Для четвертой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и переход к другой профессиональной карьере. Как правило, у спортсменов это один из сложных  жизненных периодов. Решение закончить  спортивную карьеру часто связывается  с травмой, снижением спортивных результатов, отбором в сборные  команды и т.д. Негативные ситуации провоцируют спортсмена на психологический  кризис. Важную роль в преодолении  негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного  клуба, тренеры, близкое окружение.

Общество должно гарантировать  спортсмену возможности эффективной  социальной интеграции. Для решения  этой проблемы необходимо создать правовую основу, законодательно утвердить статус профессионального спортсмена.

Если под социализацией  понимать становление человека членом общества, причем основной и первоочередной задачей этого процесса является глубоко сознательное усвоение им определяющих для данного общества ценностей и норм, в результате чего становится его адекватная ориентация в обществе, то совершенно понятно, в силу каких причин общество предстает одним из детерминантов социализации, в силу чего социализация, в конце концов, определяется не только культурными, но и общественными факторами.

Зависимость процессов социализации от общества сказывается и на физической социализации. Вследствие этого преобладающие в обществе ценности и нормы отражаются на спортивной и игровой двигательной активности членов данного общества. Поскольку спорт и игра не существуют вне общества, они являются его отражением. Структурные признаки общественной системы определяют и характер спорта как одной из подсистем общества. Это дало, например, Плесснеру основания для следующего остроумного высказывания: "Спорт не лучше и не хуже того общественного устройства, порождением которого он является, представляя собой средство компенсации определенных дефицитов, существующих в обществе. Нельзя одновременно утверждать спорт и отрицать общество. Что дозволено одному, должно быть разрешено и другому. Их невозможно отделить друг от друга — страсть к рекордам, которой одержим спорт, это та же самая страсть, которой одержимо общество. Нельзя изменить спорт, не обладая необходимой силой и решимостью, чтобы изменить и общество. Спорт и общество являются зеркальным отражением друг друга, и тот, кто проклинает спорт или восхищается им, в равной мере проклинает или восхищается обществом".

Итак, высказанная Плесснером мысль о неразрывной связи между спортом и обществом представляется неоспоримой. Именно наше современное, общество то и дело демонстрирует впечатляющее "зрелище" того, как тесно соединены между собой спорт и общество. Достаточно вспомнить хотя бы о типичных для современного общества процессах дифференциации и специализации, в том числе и о все большей его сциентификации, которые, в конце концов, определяют и облик современного — не только так называемого большого — спорта.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной работе мною было рассмотрено значение спорта в  современной многообразной жизни, характер педагогики спорта, а также область историографии педагогики спорта, показана педагогическая и социальная роль спорта, что немаловажно в наше сложное время. Но необходимо учитывать, что заключенные в спорте возможности для реализации гуманистических культурных ценностей не реализуются автоматически, тем более в полном объеме. В зависимости от конкретной ситуации, конкретных исторических условий, под воздействием различных факторов меняются содержание, характер, направленность, значимость спорта, на первый план выходят его гуманистические ценности или преобладающими становятся антигуманные явления, культурный потенциал используется в большей или меньшей степени и т.д.

          Поэтому для правильной оценки современного спорта нужно четко различать его гуманистический потенциал и то, насколько этот потенциал практически реализуется, а также те связанные со спортом ценности, которые лишь провозглашаются (декларируются), и те, на которые люди действительно ориентируются в своем реальном поведении.

        Наконец, важно учитывать не отдельные факты, касающиеся воздействия спорта (соревнований) на человека и отношения между людьми, все их многообразие.

         Как мы видим, спорт – это многогранная активная жизнедеятельность, которая вошла в жизнь человека как один из основных факторов их влияния. Спорт – это и досуг, и зрелище и бизнес, и здоровье, и защита. Спорт стал частью жизни каждого человека, которая позволяет нам расслабляться, веселиться, отдыхать, укреплять собственное здоровье, зарабатывать деньги и защищать себя и близких. Спорт прочно укрепился в нашей жизни, о пользе спорта уже задумывается каждый человек, развития спорта становится приоритетным заданием многих государств. Спорт стал той стремительной силой, которая развивает общественное восприятие мира в направлении здорового образа жизни. Спорт, безусловно, должен развиваться и стать тем двигателем общественного прогресса, с помощью которого человек станет на естественный путь здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.И. Столяров «Спорт и современная культура: методологический аспект»

2. С. Ласкене, В.Чингене «Возможности анализа спорта как социального феномена»

3. Л.И. Лубышева «Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности»

4. В.Н. Томилов «Педагогика спорта: возможное направление развития»

5. Гостев Р. Г., Гуськов С. И. Трансформация идеалов олимпизма // Спорт для всех. 2006. № 3-4, с. 4-7.

6. В.П. Каширин «Социология физической культуры и спорта»

7. Пономарева К.И Физическая культура и здоровье: Учебник- ВУНМЦ, 2006

8. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник Инфра-М 2009

9. Педагогика физической культуры и спорта. Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. Под ред. С.Д. Неверковича. Academia, 2010 г

10. Всеобщая история физической культуры и спорта: учебное пособие / В.В. Григоревич – Гродно:  ГрГУ, 2005 -303 с

11. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, Суслов Ф.П., СпортАкадемПресс, 2001

12. http://russiansport.narod.ru/files/prosport_istory.html

13. 15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Спорт

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью