Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение особенностей спорта как феномена культуры его социального и педагогического значения в обществе.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить социальное значение спорта
- показать взаимосвязи спорта с другими сферами общественной жизни
- изучить педагогическое значение спорта
- раскрыть глобальную роль спорта в развитии общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История развития современного спорта и его связь с культурой…………………………………………………………………………………..4
1.1 Происхождение современного спорта……………………………………………….4
1.2 Спорт как феномен современной культуры ……………………………………….14
Глава 2. Социальное и педагогическое значение спорта в обществе………………...20
2.1 Социальное значение спорта в современном мире………………………………..20
2.2 Педагогическое значение спорта в обществе……………………………………...25
Глава 3. Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью…………………………………………………………………33
3.1 Специфические ценности спорта…………………………………………………...33
3.2 Роль спорта в социализации личности……………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.15 Кб (Скачать)

В ходе дискуссий высказывались  самые различные и даже противоположные  точки зрения. Чаще всего современному спорту дается позитивная оценка с  точки зрения гуманистических идеалов  и ценностей. Отмечается его важная роль в сохранении и укреплении здоровья людей, их физическом совершенствовании, формировании личности, пробуждении  в людях активности, стремления к  развитию различных способностей, талантов и умений, приобретению новых знаний и более глубокому самовыражению, установлении контактов и мирных отношений между различными странами и т.д. На основе этого спорту отводится  важное место в системе ценностей  современной культуры.

Так, еще Ортега-и-Гассет, Хосе оценивал спорт как деятельность большого культурного потенциала, поскольку  она как одна из форм игровой деятельности - наряду с искусством - спасает современного человека "от серьезности жизни  и пробуждает в нем мальчишество": "За короткое время мы увидели, насколько  поднялась на страницах газет  волна спортивных развлечений, потопив  почти все корабли серьезности... Торжество спорта означает победу юношеских  ценностей над ценностями старости". Малиновский, Бронислав Каспар (1944) рассматривал спорт как культурную реакцию на потребность человека в движении. Как считает известный  немецкий философ (а также член академической  восьмерки, завоевавшей золотые  медали на Олимпийских играх 1964 г.) Ханс Ленк, "идея спорта имеет ярко выраженный культурный и социальный характер: спорт представляет собой культурный феномен на естественной биологической  основе" .

Французский философ Бернард указывает на пять оснований для отнесения спорта к миру культуры: ритуальное происхождение спорта, его отображение в искусстве (прежде всего в литературе и живописи), а также его роль как источника вдохновения для искусства, эстетические ценности спорта и относительная автономия спорта как социального института. Немецкий ученый О. Grupe отмечает, что спорт уже давно выступает как культурный феномен и что с ним связан широкий круг культурных ценностей.

Федерико Майор, генеральный  директор ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), отметил  в своем выступлении на открытии второй международной конференции  министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (Москва, 21 ноября 1988 г.), что  спорт является полноправным элементом  современной культуры, равноценным  эстетике, истории, "стал самой распространенной формой современной культуры" и "способствует обогащению личности в той же мере, как искусство и поэзия".

Однако широкое распространение, особенно среди интеллигенции, получил  и "скептический взгляд на спорт" (подробнее см. Жемильски, 1979). А нередко дается и прямо негативная оценка спорта с позиций гуманизма. Он рассматривается как проявление "упадка в культуре". При этом ссылаются на присущую ему, как и обществу в целом, технократическую тенденцию, для которой характерен перенос цели деятельности с человека, его собственного развития на результат.

Подчеркивают такие антигуманные проявления технократизма в спорте, как специализация, гипертрофированное физическое развитие за счет интеллектуального, духовного, готовность прибегнуть к любым средствам (допинг, жестокость и т.п.) ради победы, интенсивное, нередко вредное для здоровья использование потенциала юного спортсмена и др. Именно такого взгляда на спорт, как известно, придерживались так называемые "новые левые", а задолго до них. например, американский культуролог и социолог Веблен, который рассматривал спорт как "псевдоактивность", как "канал для выхода энергии, которая в противном случае может быть опасной", как проявление "тоталитарной культуры", как занятие, имеющее смысл лишь для "праздного класса".

Аналогичную оценку спорту давал и социальный философ из Франкфурта, Адорно подчеркивая наличие "мазо-хистского момента в спорте", подчинение человека машине в спорте. На этом основании он считал, что спорт относится "к сфере несвободы", машинерии и безличностной чувственности.

Указывают и на то, что  современный спорт наносит вред сотрудничеству, формирует порочное разделение людей на победителей  и проигравших, приводит к развитию многих негативных качеств личности, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть, порождает стремление победить любой ценой  даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и т.д.

Некоторые ученые ссылаются и на то, что спортивные поединки порождают национализм и шовинизм, служат проявлением "агрессивных инстинктов индивида", свидетельствуют о "патологии личности", что спортсмен выступает как послушное орудие манипуляции и находится в состоянии "отчуждения" и т.д. (см. Ленк, 1979). Характерна в этом плане книга под названием "Война без оружия", где написано о международном спорте, а также оценка спорта бывшим президентом США Рейганом, который заявил в одном из выступлений: "Спорт - это выражение ненависти друг к другу... Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт - наиболее близкая к войне область человеческой деятельности".

Резкой критике подвергаются и Олимпийские игры как высшая форма современных спортивных соревнований. Известный американский философ  и психолог Фромм писал, например, по этому поводу: "... посмотрите, какой  безумный национализм объединяет людей, следящих за ходом современных Олимпийских  игр, которые якобы служат делу мира. На самом же деле популярность Олимпийских  игр - это символическое выражение  западного язычества. Они прославляют  языческого героя: победителя, самого сильного, самого упорного, и при  этом не замечают грозной смеси бизнеса  и рекламы, столь характерных  для современной имитации тех  Олимпийских игр, которые проводились  в Древней Греции" (Фромм, 1986, с. 166).

Некоторые ученые и педагоги категорически настроены не вообще против спорта, а лишь против детского спорта. В связи с этим можно  напомнить позицию Лесгафта в  этом вопросе, которая в суммарном  виде сводится к следующим основным положениям: " 1) спорт, как состязание двух сторон, всегда содействует развитию чувства первенства; 2) детям школьного  и семейного возраста не следует  предлагать чувственных развлечений, а следовательно, и таких, которые  связаны с развитием стремления к первенству; 3) спорт с соревнованием  не должен быть допущен ни в школьном, ни в семейном возрасте ребенка" (Лесгафт, 1987, с. 340). Исходя из этих положений, Лесгафт неоднократно обращал внимание на то, что при организации игр  детей и подростков необходимо, "чтобы  устанавливаемые правила ни в  каком случае не допускали какого-либо соревнования, поощрения или наказания". Он считал, что "в играх должно исключаться всякое состязание между  занимающимися, точно так же, как  и отличия и преследования, так  как действительно образованные молодые люди должны побуждаться к деятельности не личной выгодой или боязнью преследования, а искренним желанием совершенствоваться и приближаться к идеалу человека, который выработали себе" (Лесгафт, 1987, с. 180). По мнению Лесгафта, даже в борьбе физические упражнения "ни в каком случае не могут являться в виде состязания" (Лесгафт, 1987, с. 155). Сходную позицию в оценке школьного спорта занимают и некоторые современные специалисты.

Прежде всего в современном  спорте необходимо различать, как уже  говорилось выше, две его разновидности, которые обычно называют "массовым спортом" ("спортом для всех") и "спортом высших достижений" (или "большим", "рекордным" спортом). Если в спорте высших достижений на первом плане стоит победа в соревнованиях, то в массовом спорте - участие в  них с целью укрепления здоровья, отдыха, развлечения, общения с другими  людьми и т.д.

Итак, Спорт – это составная часть культуры общества. Ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социальное и педагогическое значение спорта в обществе

 

2.1 Социальное значение  спорта в современном мире

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое  воздействие на основные сферы жизнедеятельности  общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение  этого тезиса можно привести слова  известного спортсмена Александра Волкова: "...спорт сегодня - это главный  социальный фактор, способный противостоять  нашествию дешевой культуры и  дурным привычкам. Это лучшая "погремушка", которая сможет отвлечь людей  от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный "клей", который способен склеить всю нацию воедино, что  не удается ни религии, ни тем паче политикам.

Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт  как национальное увлечение, способное  сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к  победе.

        Социологические  опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное  представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко  проявляются такие важные для  современного общества ценности, как равенство шансов на успех,  достижение успеха, стремление быть  первым, победить не только соперника,  но и самого себя.

        Люди, прошедшие "школу спорта", убеждены, что спорт помог им воспитать  веру в свои силы и возможности,  а также умение ими воспользоваться.  Спорт учит идти на жертвы  ради достижения цели. Уроки, усвоенные  юными спортсменами на спортивном  поле, затем, как правило, помогают  и в жизни. Многие из спортсменов  утверждают, что именно спорт  сделал из них человека, способного  быть личностью. Посредством спорта  реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит прежде всего от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

В ряду наук о человеке и  обществе ведущее место отводится  социологии – науке  о социальном мире, социальных взаимоотношениях и  взаимодействиях личности.

Поэтому каждому работающему  в области физической культуры и  спорта крайне необходимо не только хорошо знать способы, методы и формы  спортивной тренировки, другие особенности  профессиональной деятельности, но и  разбираться в жизненных интересах  и социальных отношениях людей, на основе которых и созданы группы, общности, общество и мировое сообщество.

Социология физкультуры  и спорта, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к  общей социологии, выполняет её главные  функции:

Функции  управления. Это  особый род специализированной деятельности, при помощи которой субъект воздействует на объект управления физкультурно - спортивной деятельностью  относятся государственные  и общественные органы управления. Государственные органы – это  Министерство спорта и туризма, областные  управления физической культуры, спорта и туризма, городские и районные отделы физической культуры, спорта и  туризма соответствующих исполкомов. Общественные органы - это добровольные спортивные общества и их первичные  организации- коллективы физической культуры. К основным функциям управления относятся: выработка и принятие управленческих решений (приказы, постановления, инструкции), планирование, организация деятельности, регулирование, контроль.

Теоретико – познавательные функции. Они состоят в изучении социальных аспектов физической культуры и спорта, их роли и места в  общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно – спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и др. Результаты исследования дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

Социология физической культуры и спорта выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции.  Она списывает, накапливает и систематизирует факты относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта . Раскрывая глубинную сущность происходящих в ней процессов, прослеживая все характерные для них причинно – следственные связи, она дает объяснения явлениям и событиям, относящихся к физической культуре и спорту. Используя все присущие  современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает начинающиеся тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит её эвристическая функция.

Мировоззренческая функция.  Она состоит в формировании общественного  сознания по отношению к ценностному  содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене.  Она исследует и раскрывает социальные функции, формирует мотивацию и интерес к занятиям физической культурой и спортом. Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в регулярные физкультурно – спортивные занятия, социология призвана давать практические рекомендации по организации и управлению в сфере физической культуры и спорта.

Информация о работе Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью