Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа
Целью данной курсовой является изучение особенностей спорта как феномена культуры его социального и педагогического значения в обществе.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить социальное значение спорта
- показать взаимосвязи спорта с другими сферами общественной жизни
- изучить педагогическое значение спорта
- раскрыть глобальную роль спорта в развитии общества
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История развития современного спорта и его связь с культурой…………………………………………………………………………………..4
1.1 Происхождение современного спорта……………………………………………….4
1.2 Спорт как феномен современной культуры ……………………………………….14
Глава 2. Социальное и педагогическое значение спорта в обществе………………...20
2.1 Социальное значение спорта в современном мире………………………………..20
2.2 Педагогическое значение спорта в обществе……………………………………...25
Глава 3. Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью…………………………………………………………………33
3.1 Специфические ценности спорта…………………………………………………...33
3.2 Роль спорта в социализации личности……………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Физическая культура – это социально активная деятельность, которая часто протекает в условиях коллективных действий ( спортивные команды, коллективы, общества и т.п.). Процесс социализации и интеграции личности в области физической культуры является объективным и естественным результатом функционирования личности в данной области деятельности.
В социологии физической культуры
как молодой науке в настоящее
время пересматриваются сложившиеся
подходы к оценке значимости спорта
в современном социуме. Новые
социально – экономические
Одной из основных проблем социальной физической культуры и спорта является формирование ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни.
В настоящее время физическая
культура и спорт представляют собой
многофункциональное
Особое значение имеет состояние здоровья. Здоровье человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами и имеет, можно сказать, «двойную детерминацию». Физическая культура и массовый спорт способствуют профилактике и снижению целого ряда заболеваний.
Общекультурные связи возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями. Основной целью и важным фактором вовлечения населения (особенно молодежи) к регулярным занятиям физической культурой и спортом является всестороннее и гармоничное развитие личности. Физическая культура и спорт используется как средство охраны и укрепления здоровья человека от самого раннего детства до преклонного возраста. Использование средств физической культуры и спорта в процессе жизнедеятельности способствует профилактике самых различных заболеваний. Важное значение в оздоровлении населения имеет поддержание здорового образа жизни.
Спорт, представляет большие
возможности не только для физического
и спортивного
Большую роль отводится спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно – технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярных форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это проявляется в массовом спорте, где не ставится цель достижения высоких спортивных результатов. Функция социальной интеграции и социализации личности в спорте является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщая к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основании его важная роль в процессе социализации личности.
Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общих интересов и деятельности по их удовлетворению. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности.
Изучения отношения различных
социальных категорий населения
к физической культуре и спорту имеет
большое значение для совершенствования
организации и управления физкультурным
движением. Это отношение можно
определить как социальную связь
с конкретными условиями
Действенность отношения людей к физической культуре и спорту состоит в их устойчивом, практическом участии в физкультурно – спортивном движении, в приобретении и использовании в жизненной практике определенного уровня физического развития и соответствующих знаний в этой области.
Отношение к физической культуре и спорту населения определяется, в первую очередь, рядом социальных факторов, которые стимулируют их потребность в занятиях, формируют физкультурные и спортивные интересы, а также определяют конкретные цели и мотивы в данной сфере деятельности.
Следовательно, истинную природу и значение спорта в социуме, его опережающее глубинное понимание можно познать только с учетом постоянного расширения взгляда на мир, меняющегося под влиянием научно-технической революции и социально-экономических условий, в связи с возникновением экологической проблемы, а также участившимися опасными и чрезвычайными ситуациями. Поэтому важно раскрывать глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и, прежде всего, с формированием целостной, многогранной личности.
2.2 Педагогическое значение спорта в обществе
Хотя термин "педагогика
спорта", используемый для обозначения
самостоятельной научной
Первые следы их обнаруживаются еще в античной философии. Наряду с Аристотелем особенно большое внимание вопросам педагогики уделял Платон, сформулировавший в рамках своей обширной философской системы мысли, которые вплоть до нашего времени в значительной степени способствовали развитию педагогики, связав ее с общефилософскими воззрениями на жизнь и мир. Опираясь на свою философско-педагогическую систему, Платон во взвешенных, тщательно продуманных и в ряде случаев исключительно близко соприкасающихся с нашей современностью формулировках доказывает необходимость "спортивного воспитания", не применяя, разумеется, самих понятий "спорт" и "спортивное воспитание". Нет, он говорил о гимнастике и гимнастическом воспитании.
Руссо — и в этом его
неоспоримая заслуга на ниве педагогики
— задается вопросом о целях собственно
воспитания как такового, не рассматривая
его как средство для осуществления
внепедагогических задач. При этом
его интересует прежде всего период
детства, за что в его адрес
звучали и до сих пор звучат
восторженные отзывы, прославляющие
его как первооткрывателя этой фазы
человеческой жизни. Он считает ребенка
— в отличие от господствовавшей
в течение столетий практики —
не незавершенной карикатурой на
взрослого, а полноценным существом.
Такое отношение к ребенку
предусматривает уважение к нему
как к самостоятельной
Но это не все — открыв ребенка, Руссо открывает и юношу, молодого человека ("второе рождение — начало юности"), и одновременно с этим — телесную природу человека.
Хотя и до Руссо было
известно, что человек — это
существо, обладающее не только духом
и рассудком, но и чувствительностью,
Руссо впервые в контексте
педагогической теории Нового времени
провозгласил и обосновал идею о
настоятельной необходимости
Характернейшим отличительным признаком его версии "естественного воспитания" является деление жизненного пути человека на различные возрастные отрезки, отграниченные друг от друга стадии, каждая из которых обладает определенными особенностями и в силу этого вправе претендовать на самостоятельное существование. Разработанная Руссо теория естественного воспитания, рассматриваемая в таком аспекте, совпадает с теорией возрастных ступеней, в рамках которой оценивается место и роль чувственнотелесной природы человека и физического воспитания. Согласно этой теории, подлинно человеческое развитие было бы неполным без учета телесной природы людей. После выхода "Эмиля" Руссо представление о необходимости физического воспитания обрело под собой прочную основу.
Дальнейшие важные "восстановительные работы", способствовавшие становлению педагогики спорта в том виде, как она существует сегодня, вели Альтрок, Местер, ЛДим, Ханебут, Бернетт, Шмитц, Групе, Хеккер и др. в ФРГ, Гроль, Рекла и др. в Австрии. Все они прилагали и прилагают усилия для того, чтобы упрочить положение физического воспитания, спорта и игры в системе наук.
Педагогика имеет дело с объектами (системами), содержащими человека в качестве основного элемента. Один из важнейших каналов поступления информации в такую систему - это обучение.
Э. Майнберг (1995), высказывая
мнение, что педагогика в целом
не в состоянии устранить
Рассмотрим подробнее направления, определяющих содержательную и педагогическую сущность физической культуры и спорта.
Физкультурное воспитание. Целевая направленность современных педагогических программ совершенно определенно утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, студентов, обосновывая тем самым философско-культурологический подход в организации учебного процесса по физическому воспитанию .
Основными показателями физической
культуры как свойства и характеристики
отдельного человека являются следующие:
забота человека о поддержании в
норме усовершенствовании своего физического
состояния, различных его параметров
(здоровье, телосложение, физические качества
и двигательные способности); многообразие
используемых для этой цели средств,
умение эффективно применять их; одобряемые
и реализуемые на практике идеалы,
нормы, образцы поведения, связанные
с заботой о теле и физическом
состоянии; уровень знаний об организме,
о физическом состоянии, о средствах
воздействия на него и методах
их применения; степень ориентации
на заботу о своем физическом состоянии;
готовность оказать помощь другим людям
в их оздоровлении, физическом совершенствовании
и наличие для этого
В таком случае реализовать целевую культурологическую направленность физкультурного воспитания возможно при условии понимания человека в единстве его биологических и социальных качеств . В этой связи философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности.
Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности.
Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход, новое понимание образовательного подхода, приоритет эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.
Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание.
Сущность социально-