Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение особенностей спорта как феномена культуры его социального и педагогического значения в обществе.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить социальное значение спорта
- показать взаимосвязи спорта с другими сферами общественной жизни
- изучить педагогическое значение спорта
- раскрыть глобальную роль спорта в развитии общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История развития современного спорта и его связь с культурой…………………………………………………………………………………..4
1.1 Происхождение современного спорта……………………………………………….4
1.2 Спорт как феномен современной культуры ……………………………………….14
Глава 2. Социальное и педагогическое значение спорта в обществе………………...20
2.1 Социальное значение спорта в современном мире………………………………..20
2.2 Педагогическое значение спорта в обществе……………………………………...25
Глава 3. Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью…………………………………………………………………33
3.1 Специфические ценности спорта…………………………………………………...33
3.2 Роль спорта в социализации личности……………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.15 Кб (Скачать)

Физическая культура –  это социально активная деятельность, которая часто протекает в  условиях коллективных действий ( спортивные команды, коллективы, общества и т.п.).  Процесс социализации и интеграции личности в области физической культуры является объективным и естественным результатом функционирования личности в данной области деятельности.

В социологии физической культуры как молодой науке в настоящее  время пересматриваются сложившиеся  подходы к оценке значимости спорта в современном социуме. Новые  социально – экономические условия  развития общества поставили перед  физкультурно – спортивной деятельностью  проблемы формирования новых ценностей ориентации, образов поведения, смыслов, стилей жизни.

Одной из основных проблем  социальной физической культуры и спорта является формирование ценностного  отношения общества и личности к  физической культуре и спортивному  стилю жизни.

В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой  многофункциональное общественное явление. Это связано с тем, что  данная сфера деятельности касается воспитания человека – главного элемента производительных сил общества. Физкультурное  движение осуществляется под непосредственным воздействием общественных отношений, складывающихся между людьми, проникает  не только в область культуры, но и другие важные стороны жизни: политику, экономику и др. Физической культуре и спорту как явлению общественной жизни свойственны как специфические, так и общекультурные, а также оздоровительные и воспитательные функции. Все названные функции тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом, их разделение носит условный, поисковый характер. К первым стоит отнести: развитие физических особенностей, удовлетворение социальных и естественных потребностей в двигательной активности и оптимизации на основе физического состояния.

Особое значение имеет  состояние здоровья. Здоровье человека обусловлено как  биологическими, так и социальными факторами  и имеет, можно сказать, «двойную детерминацию». Физическая культура и  массовый спорт способствуют профилактике и снижению целого ряда заболеваний.

Общекультурные связи  возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными  явлениями. Основной целью и важным фактором вовлечения населения (особенно молодежи) к регулярным занятиям физической культурой и спортом является всестороннее и гармоничное развитие личности. Физическая культура и спорт  используется как средство охраны и  укрепления здоровья человека от самого раннего детства до преклонного  возраста. Использование средств  физической культуры и спорта в процессе жизнедеятельности способствует профилактике самых различных заболеваний. Важное  значение в оздоровлении  населения имеет поддержание здорового образа жизни.

Спорт, представляет большие  возможности не только для физического  и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового  воспитания. Оздоровительно – рекреативная функция спорта положительно влияет на функциональные возможности организма  человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий  спортом на развивающийся и формирующийся  организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются  навыки систематических занятий  физическими упражнениями, формируются  привычки личной  и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние  детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную  радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных  явлений гиподинамии у детей.

Большую роль отводится спорту  и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий  научно – технического прогресса  с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярных форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это  проявляется в массовом спорте, где  не ставится цель достижения высоких  спортивных результатов. Функция социальной интеграции и социализации личности в спорте является одним из мощных факторов вовлечения людей в  общественную жизнь, приобщая к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основании его  важная роль в процессе социализации личности.

Спортивное движение как  массовое социальное  течение приобрело  немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения  их в группы, организации, союзы, клубы  на основе общих интересов и деятельности по их удовлетворению. Спорт давно уже занял одно из ведущих  мест в международном общении. Неудивительно, что международные спортивные связи выросли  в нашу эпоху до глобальных размеров, а  такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными  течениями современности.

Изучения отношения  различных  социальных категорий населения  к физической культуре и спорту имеет  большое значение для совершенствования  организации и управления физкультурным  движением. Это отношение можно  определить как социальную связь  с конкретными условиями физкультурного движения, с его реальной практикой.

Действенность отношения  людей к физической культуре и  спорту состоит в их устойчивом, практическом участии в физкультурно – спортивном движении, в приобретении и использовании в жизненной  практике определенного уровня физического  развития и соответствующих знаний в этой области.

Отношение к физической культуре и спорту населения определяется, в первую очередь, рядом социальных факторов, которые стимулируют их потребность в занятиях,  формируют  физкультурные и спортивные интересы, а также определяют конкретные цели и мотивы в данной сфере деятельности.

Следовательно, истинную природу и значение спорта в социуме, его опережающее глубинное понимание можно познать только с учетом постоянного расширения взгляда на мир, меняющегося под влиянием научно-технической революции и социально-экономических условий, в связи с возникновением экологической проблемы, а также участившимися опасными и чрезвычайными ситуациями. Поэтому важно раскрывать глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и, прежде всего, с формированием целостной, многогранной личности.

 

2.2 Педагогическое значение  спорта в обществе

Хотя термин "педагогика спорта", используемый для обозначения  самостоятельной научной дисциплины, относительно молод, некоторые из важнейших  проблем и направлений этой науки  возникли, в принципе, очень давно.

Первые следы их обнаруживаются еще в античной философии. Наряду с Аристотелем особенно большое  внимание вопросам педагогики уделял Платон, сформулировавший в рамках своей обширной философской системы  мысли, которые вплоть до нашего времени  в значительной степени способствовали развитию педагогики, связав ее с общефилософскими воззрениями на жизнь и мир. Опираясь на свою философско-педагогическую систему, Платон во взвешенных, тщательно продуманных  и в ряде случаев исключительно  близко соприкасающихся с нашей  современностью формулировках доказывает необходимость "спортивного воспитания", не применяя, разумеется, самих понятий "спорт" и "спортивное воспитание". Нет, он говорил о гимнастике и  гимнастическом воспитании.

Руссо — и в этом его  неоспоримая заслуга на ниве педагогики — задается вопросом о целях собственно воспитания как такового, не рассматривая его как средство для осуществления  внепедагогических задач. При этом его интересует прежде всего период детства, за что в его адрес  звучали и до сих пор звучат восторженные отзывы, прославляющие  его как первооткрывателя этой фазы человеческой жизни. Он считает ребенка  — в отличие от господствовавшей в течение столетий практики —  не незавершенной карикатурой на взрослого, а полноценным существом. Такое отношение к ребенку  предусматривает уважение к нему как к самостоятельной личности, обладающей собственным миром чувств. Ребенок уравнивается в правах со взрослым, он в известной мере "эмансипируется". Для Руссо, страстного борца за свободу  человека, это почти сама собой  разумеющаяся вещь.

Но это не все — открыв ребенка, Руссо открывает и юношу, молодого человека ("второе рождение — начало юности"), и одновременно с этим — телесную природу человека.

Хотя и до Руссо было известно, что человек — это  существо, обладающее не только духом  и рассудком, но и чувствительностью, Руссо впервые в контексте  педагогической теории Нового времени  провозгласил и обосновал идею о  настоятельной необходимости физического  воспитания. Особенно впечатляющим свидетельством этого является его утопический  воспитательный роман "Эмиль" (1762), где он изложил теорию "естественного  воспитания", которое, как он надеялся, помимо всего прочего исцелит  и пороки его времени.

Характернейшим отличительным  признаком его версии "естественного  воспитания" является деление жизненного пути человека на различные возрастные отрезки, отграниченные друг от друга  стадии, каждая из которых обладает определенными особенностями и  в силу этого вправе претендовать на самостоятельное существование. Разработанная Руссо теория естественного  воспитания, рассматриваемая в таком  аспекте, совпадает с теорией  возрастных ступеней, в рамках которой  оценивается место и роль чувственнотелесной природы человека и физического  воспитания. Согласно этой теории, подлинно человеческое развитие было бы неполным без учета телесной природы людей. После выхода "Эмиля" Руссо  представление о необходимости  физического воспитания обрело под  собой прочную основу.

Дальнейшие важные "восстановительные  работы", способствовавшие становлению  педагогики спорта в том виде, как  она существует сегодня, вели Альтрок, Местер, ЛДим, Ханебут, Бернетт, Шмитц, Групе, Хеккер и др. в ФРГ, Гроль, Рекла  и др. в Австрии. Все они прилагали  и прилагают усилия для того, чтобы  упрочить положение физического  воспитания, спорта и игры в системе  наук.

Педагогика имеет дело с объектами (системами), содержащими  человека в качестве основного элемента. Один из важнейших каналов поступления  информации в такую систему - это  обучение.

Э. Майнберг (1995), высказывая мнение, что педагогика в целом  не в состоянии устранить существующие недостатки спорта для регламентации  педагогически оправданной спортивной практики, предлагает 10 принципов. Большинство  из них касаются сохранения личности в процессе занятий спортом, например: а) "омоложение" спорта не должно приводить к слишком раннему  вступлению ребенка во взрослую жизнь; б) необходимо соизмерять рекорды со своими возможностями; в) атлет должен добровольно посвящать себя большому спорту; г) занимающийся большим спортом  не должен забывать о разнообразных  возможностях самостановления; д) совершенно недопустимы какие-либо манипуляции  с телом спортсмена.

Рассмотрим подробнее  направления, определяющих содержательную и педагогическую сущность физической культуры и спорта.

Физкультурное воспитание. Целевая направленность современных  педагогических программ совершенно определенно  утверждает необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, студентов, обосновывая тем самым  философско-культурологический подход в организации учебного процесса по физическому воспитанию .

Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие: забота человека о поддержании в  норме усовершенствовании своего физического  состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности); многообразие используемых для этой цели средств, умение эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные  с заботой о теле и физическом состоянии; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах  воздействия на него и методах  их применения; степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям  в их оздоровлении, физическом совершенствовании  и наличие для этого соответствующих знаний, умений и навыков .

В таком случае реализовать  целевую культурологическую направленность физкультурного воспитания возможно при  условии понимания человека в  единстве его биологических и  социальных качеств . В этой связи философским основанием физкультурного воспитания является утверждение целостного подхода к сущности человека, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности.

Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поливариантность и многообразие, гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Технологическим основанием физкультурного воспитания выступают  деятельностный подход, новое понимание  образовательного подхода, приоритет  эмоционального аспекта физкультурно-спортивных занятий, эффект удовольствия и успеха.

Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (телесное) воспитание.

Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психологического воспитания будет достигнут, если личностные ценности физической культуры будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться активной физкультурно-спортивной деятельностью.

Информация о работе Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью