Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение особенностей спорта как феномена культуры его социального и педагогического значения в обществе.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить социальное значение спорта
- показать взаимосвязи спорта с другими сферами общественной жизни
- изучить педагогическое значение спорта
- раскрыть глобальную роль спорта в развитии общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История развития современного спорта и его связь с культурой…………………………………………………………………………………..4
1.1 Происхождение современного спорта……………………………………………….4
1.2 Спорт как феномен современной культуры ……………………………………….14
Глава 2. Социальное и педагогическое значение спорта в обществе………………...20
2.1 Социальное значение спорта в современном мире………………………………..20
2.2 Педагогическое значение спорта в обществе……………………………………...25
Глава 3. Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью…………………………………………………………………33
3.1 Специфические ценности спорта…………………………………………………...33
3.2 Роль спорта в социализации личности……………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.15 Кб (Скачать)

Содержание интеллектуального  воспитания предполагает возможность  формирования у человека комплекса  теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских  и других аспектов, тесно связанных с физкультурным знанием.

Валеологическое воспитание. В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового обpaзa жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.

Здоровье человека - проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской  науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит  от отношения самого человека к этому  драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто  не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это делают сами люди. Мы с  удивлением наблюдаем примеры девиантного  поведения детей, казалось бы, из самых  благополучных семей. Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных  по экономическим показателям обществах (им-то чего не хватает!).

И нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления человека. Именно физическая культура позволяет представить  человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий  спектр форм, средств и методов  управления индивидуальным состоянием личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая  из ценностей физической культуры в  той или иной мере "работает" на здоровье человека.

В связи с этим возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которого становится процесс  формирования физической культуры личности.

Олимпийское воспитание. В  содержании олимпийского воспитания, так же как и в других видах  рассматриваемого нами процесса воспитания, приоритет должен отдаваться освоению ценностей физической культуры, в  первую очередь в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциалов.

Одним из путей реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных  и духовных ценностей, является использование  всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания -вот те человеческие ценности, которые  заложены в основе физической и спортивной культур. Олимпизм обладает той интегрирующей  силой, которая позволяет обогатить  процессы физического воспитания и  спортивной подготовки философией объединяющей, как указывается в Олимпийской  хартии, "в сбалансированное целое  достоинства тела, воли и разума". Олимпизм - социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует  в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым  предпосылки для формирования олимпийской  культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях  физической культуры и спорта.

Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской хартии.

Олимпийская культура - это  специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический  потенциалы. В связи с этим возрастает роль олимпийского образования, содержание которого, на наш взгляд, должно определяться освоением ценностей олимпийской  культуры.

В программу олимпийского образования детей и молодежи необходимо заложить по крайней мере три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое:

I направление: формирование  знаний об олимпийских играх,  истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и  ценностях олимпизма;

II направление: формирование  интереса к спорту, потребности  в спортивных занятиях, стремление  к достижению спортивного результата;

III направление: формирование  умений и навыков для практического  освоения принципов и ценностей  олимпизма путем активного участия  детей и молодежи в традиционных  и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной  деятельности (спортивных соревнованиях,  спартианских играх, культурно-спортивных  мероприятиях).

Трансляция олимпийской  культуры через систему образования  будет служить интеграции спорта, образования, здорового стиля жизни  и сближению людей в духе олимпизма.

Итак, краткий экскурс в проблемы современной педагогики спорта дает представление о необходимости подготовки профессиональных компетентных специалистов, которые будут способны на основе сформированных процессов саморазвития, самосовершенствования и самоопределения разрабатывать проекты по разрешению любой проблемной практической ситуации обучения и воспитания в своей физкультурно - спортивной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью

 

3.1 Специфические ценности  спорта

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и  спорт - общепризнанные материальные и  духовные ценности общества в целом  и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние  годы все чаще говорится о спорте не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее феномен спорта личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Спорт как феномен общей культуры уникален. Именно он, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, как доказывает Н.Н. Визитей, он является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Спорт с присущим ,им дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в  полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого  населения к труду. Вместе с тем  по мере становления систем образования  и воспитания физическая культура становилась  базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Говоря о ценностном потенциале спорта современного социума, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждой личности .

К общественным ценностям  спорта относят накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения - все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни . Особенно важно подчеркнуть значение для общества интенционных ценностей, которые определяют значимость и престижность спорта среди других социальных явлений. Финансирование, правовая основа, сформированность положительного общественного мнения - вот основные показатели, характеризующие уровень значимости интенционных ценностей спорта в данном социуме.

В то же время по данному  показателю можно в значительной мере судить о степени цивилизованности общества, развития культуры страны в целом.

Личностный уровень освоения ценностей спорта определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Особое значение для личности имеет освоение мобилизационных  ценностей спорта. Именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь ух и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии - вот тот неполный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание "запаса", своеобразного резерва для ответа на "нештатные" внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека.

Специфические ценности спорта обладают высокой интегративностью и вариативностью. В первую очередь  это относится к воспитательной ценности спорта. Мы часто называем спорт "школой характера", "школой эмоций", "школой воли", "школой честной игры", утверждая таким образом эмоциональные, нравственные, эстетические ценности спорта. В русле широкого олимпийского движения возрастает ценность спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческой логике.

Говоря о ценностном потенциале спорта, нельзя не отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных  способностей человека. Осваивая все  новые, не изведанные ранее рубежи, раздвигая границы человеческих возможностей, спортсмены наглядно демонстрируют  реализацию этих возможностей и намечают ориентиры своих будущих рекордов. Таким образом, выполняя "пионерскую функцию" познания человеческих возможностей, спорт несет в себе одну из самых  важнейших и незаменимых социальных ценностей.

При характеристике социальной ценности спорта важно иметь в  виду его немалое экономическое  значение. Не зря сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за право  организации и проведения олимпийских  игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. Экономическая  значимость спорта уже давно доказана. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная  со здоровья нации и кончая финансовыми  доходами от коммерческой стороны спорта.

Содержание ценностного  потенциала физической культуры и спорта не исчерпывается отмеченными выше характеристиками. В ходе развития общества физическая культура и спорт  наряду с другими социальными  явлениями постоянно расширяют  границы своего влияния на жизнь  людей. Однако структура современного ценностного потенциала остается относительно стабильной, что и позволило нам  сделать первую попытку его анализа  и классификации.

Таким образом, в основу современной системы освоения ценностей физической культуры и спорта необходимо заложить теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в теории физической культуры.

 

3.2 Роль спорта в социализации  личности

Занятия спортом сопряжены  с включенностью человека в разнообразные  социальные отношения.

Спортсмен занимает определенное социальное положение: например, становится на путь профессионального спорта или  готовит себя к профессиональной карьере. Ему необходимо сочетать занятия  спорта с учением, освоением профессии, семейными заботами, поддерживать специфические  контакты в сфере спорта. Не каждому  спортсмену удается привыкнуть к  многочисленным переездам, спортивному  режиму и т.п.

Социальный статус разных видов спорта порой весьма неодинаков в мире, в данной стране или у  представителей данной национальной культуры в связи с географическим и  климатическим положением, уровнем  развития культуры и цивилизации, социальным строем, характером основных занятий  населения и т.п

Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются  в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния  спорта на личность, усвоения ее социального  опыта как в сфере спорта, так  и в более широком масштабе.

        Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

        Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации. В социологии, как правило, они связываются с отношением к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Классификацию стадий социализации спортсмена путем включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации:

1. Включение субъекта  в спортивную деятельность.

2. Занятия детско-юношеским  спортом.

3. Переход из любительского  в профессио нальный спорт.

4. Завершение спортивной  карьеры и переход к другой  карьере.

Информация о работе Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью