Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение особенностей спорта как феномена культуры его социального и педагогического значения в обществе.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить социальное значение спорта
- показать взаимосвязи спорта с другими сферами общественной жизни
- изучить педагогическое значение спорта
- раскрыть глобальную роль спорта в развитии общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История развития современного спорта и его связь с культурой…………………………………………………………………………………..4
1.1 Происхождение современного спорта……………………………………………….4
1.2 Спорт как феномен современной культуры ……………………………………….14
Глава 2. Социальное и педагогическое значение спорта в обществе………………...20
2.1 Социальное значение спорта в современном мире………………………………..20
2.2 Педагогическое значение спорта в обществе……………………………………...25
Глава 3. Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью…………………………………………………………………33
3.1 Специфические ценности спорта…………………………………………………...33
3.2 Роль спорта в социализации личности……………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.15 Кб (Скачать)

   В V–IV веках до  н. э. идейное содержание, функции  спорта, а также отношение к  нему со стороны общества в  корне изменились. С появлением  наемного войска потеряли значение  прежние ценности, главной из  которых было стремление к  боевой готовности. Излишняя политизация  жизни определила смещение акцента с телесного совершенства на организаторские способности. В то время как бы соревновались устроители, стремясь превзойти друг друга с помощью бойцов-невольников. Собственно спорт тогда уже трансформировался в зрелище, утратив высокие идеалы и обретя коммерческий характер.

   Сохранив внешнюю  форму, соревнования Имперского  периода ставили главной целью  не удовольствие от физических  и интеллектуальных поединков,  а сугубо утилитарный интерес  – такой, как денежный приз  в качестве платы за победу. Соответственно содержанию сменились  и методы тренировки атлетов,  для которых спорт превратился  в профессию. Мягкий ремень  кулачных бойцов сменился железными  латами гладиаторов; хлыст всадника  преобразился в бич венатора. Даже мирные ранее греческие  стадионы, где собирались огромные  толпы малоимущих зрителей, часто  становились очагами социальной  напряженности. Таким образом,  античный спорт пережил расцвет  в классический период и упадок  в эпоху Империи, завершив существование  в 393 году до н. э., когда проведение  Олимпийских и всех других  спортивных игр было запрещено.

После отмены Олимпийских  игр большой спорт на долгие века покинул мировую цивилизацию. Раннее Средневековье отличалось полным упадком  физической культуры. Слабое подобие  античного культа здорового тела появилось на рубеже I и II тысячелетий. Это выражалось в стремлении к  активному образу жизни посредством  азартных игр, аристократических развлечений  и воинских тренировок. Иная социальная организация общества определила новое  отношение ко всем общечеловеческим ценностям. Утратив гуманистическое  содержание, античный спорт трансформировался  в зрелища, где преобладала коммерческая сторона, превратившая некогда прекрасное явление в средство для достижения корыстных целей.

   В то время природная  склонность к физическому развитию  удовлетворялась лишь частично  вследствие строгих религиозных  ограничений и материальных возможностей. Ранняя христианская идеология  навязывала людям культ аскетизма, проявлявшийся в господстве духовного над телесным. Церковь укрепляла в сознании паствы идеальный образ – бесплотный страдалец, презиравший собственное тело, с помыслами, устремленными ввысь.

   В качестве нового  принципа отношения человека  к себе и миру аскетизм имел  место даже в Элладе, но в  средневековой Европе он усиливался  невежеством населения, в итоге  приняв характер идейной универсальности.  На протяжении всего I тысячелетия  искусственно занижалась роль  физической культуры, а ее функции  перешли к изобразительному искусству.

   Начало Возрождения  ознаменовалось появлением идеала  в форме Homo universale – человека  универсального, робко обратившего  внимание на собственную личность. В трудах ярого схоласта Фомы  Аквинского (1226–1274) телесность человека  представляется инструментом души, своеобразным материалом для  творчества. Подобное свободомыслие  являлось недопустимым несколько  десятилетий ранее, когда тело  называлось не иначе как темницей  души.

   Одним из проповедников  здорового образа жизни стал  итальянский гуманист Франческо  Петрарка (1304–1374), открыто заявлявший  о своем неслыханном увлечении  «горовосхождением». В XIV–XV веках  важные проблемы физического  воспитания детей поднимались  в трудах итальянских просветителей  П. Вергио, Й. Камерариуса, Е.  Пикколомини. Примерно в то  время был опубликован трактат  «Искусство танца», принадлежавший  перу Доменико де Феррари, пытавшегося  выразить оздоровительную сущность  движения.

   Начиная с XV века  в наиболее развитых странах  школьникам предлагались уроки  физической культуры. Известно, что  в 1407–1422 годах в Падуе действовала  частная школа телесных упражнений. Однако идейное содержание Возрождения  обусловило незначительное изменение  человеческого сознания, потому  спорт тогда не стал явлением  культуры и не получил должного  развития.

   Для человека Нового  времени, уже осознавшего свою  изначальную свободу, огромную  роль играло искусство, занимавшее  особое место в его духовной  жизни. В условиях ослабления  религиозного влияния искусство  открывало людям красоту окружающего  мира, а также позволяло увидеть  свое тело в ином качестве.

   В то же время,  если в древности эталоном  служил собственно человек, то  спустя 10–15 веков идеальный образ  имел нематериальное, вторичное,  в основном художественное содержание. Греческий спорт превалировал  в культуре, то есть считался  выше искусства, предоставляя  творцам материал и средства. Средневековое искусство, напротив, поднялось до небывалых высот,  создавая образы настолько значительные, что поэзия, живопись и скульптура  определяли бытие человека, побуждая  его к активному улучшению  тела и души.

   Появление специальных  учреждений физического воспитания  и формирование спортивных отношений  стало естественной исторической  закономерностью Нового времени.  Спорт начал восприниматься как  высшее достижение античной цивилизации.  С учетом новых возможностей  он выразился в простой и  всем понятной форме – признании  высокой ценности телесной красоты.

Увлечение античным искусством в эпоху Ренессанса закономерно  вызвало интерес к полузабытому спорту. Попытку возродить понятие  «Олимпийские игры» первым предпринял итальянец М. Палмиери. Один из его  трактатов (около 1450) положил начало многовековой полемике относительно роли физической культуры в жизни общества.

   Подобная тема  стала основой сочинения И.  Меркуриалиса «Де арте гимнастика»,  в котором несколько разделов  посвящено критике греческих  олимпиад. Теоретики спорта следующих  поколений не ограничивались  дискуссиями. Так, в 1516 году  швейцарский юрист И. Аквилла  организовал «показательные олимпийские  выступления» в Бадене. Позже  английский писатель Т. Кид  представлял сцены из истории  «олимпизма» с подмостков лондонского театра. Удивительную активность проявил британский юрист Р. Довер в 1604 году. Сумев заинтересовать короля Якова I, прокурор организовал турнир под названием «Олимпийские игры». В состязаниях атлетов, борцов и всадников разрешалось участвовать всем желающим независимо от пола и звания. Дополнением спортивной программы послужила программа культурная: игра в шахматы, декламация, танцы, пение и охота. Идея Довера не забывалась в течение столетия, став примером для популяризаторов спорта в других странах. В 1772–1779 годах немецкий герцог Фридрих устраивал игры в день рождения своей супруги. Соревнования проводились на стадионе в имении Дессау, причем их порядок строго соответствовал античному регламенту.

   Своеобразная олимпиада  прошла в 1830 году недалеко от  шведского города Хельсингборга,  а спустя 14 лет подобные игры  были организованы в Монреале. Заметный след в истории спорта  оставили соревнования легкоатлетов  в Афинах (1859), повторившиеся в  1870, 1875 и 1879 годах. В то время  уже действовали международные  федерации гимнастов, гребцов,  конькобежцев, поэтому возрождение  античных олимпиад представлялось  лучшим способом объединения  спортивного мира.

   Инициатором возрождения  античных игр и одним из  организаторов олимпийского движения  выступил барон Пьер де Кубертен (1863–1937). Великий французский гуманист, педагог, историк, поэт, общественный  деятель посвятил жизнь олимпийской  идее, захватившей его во время  обучения на философском факультете  Сорбонны. Занятия боксом, фехтованием,  греблей, верховой ездой постепенно  привели к мысли о важности  физической активности. Изучение  античной культуры определило  вывод о том, что спорт должен  входить в систему воспитания, ведь именно он сделал древних  греков эталоном физической красоты.

   Окончив учебу,  Пьер де Кубертен много путешествовал,  задерживаясь в странах, издавна  славившихся спортивными традициями. В Англии, в частности в колледже  Регби, появилась возможность  изучить организацию соревнований различного уровня. В Греции барон посетил священную рощу Альтис; в музеях Олимпии восхищался творениями древних скульпторов, воплотивших в мраморе и бронзе безупречные фигуры атлетов. Впечатления от поездки, дополненные размышлениями о национальных системах образования, изложены в книгах «Воспитание в Англии» и «Английское воспитание во Франции», опубликованных в конце 1880-х годов.

   Результатом энергичной  деятельности Пьера де Кубертена  стал Международный атлетический  конгресс, собравшийся 16 июня 1894 года  в актовом зале Сорбонны. После  недельных дебатов участники  съезда обнародовали историческое  решение о возрождении Олимпийских  игр, определив точную дату  и место проведения I Олимпиады  – Афины, 1896 год. На открытии  конгресса прозвучал «Гимн Аполлону»,  соединивший в себе античный  текст и музыку композитора  Г. Фора. Накануне закрытия съезда  был избран Международный олимпийский  комитет (МОК) с президентом  в лице греческого поэта Деметриуса  Викеласа (1835–1908). Должность генерального  секретаря предназначалась для  Пьера де Кубертена.

   Огромные трудности  проведения первых Игр привели  к добровольной отставке Д.  Викеласа. Пост президента МОК  занял барон де Кубертен и  не покидал его в течение  29 лет. Только в 1925 году он  сменил кресло председателя на  место почетного президента комитета, оставаясь в этом качестве  до конца жизни. Согласно завещанию  Пьера де Кубертена, его сердце  захоронено в Олимпии. Деятельность  основателя Олимпиад современности  отражена в экспонатах музея  Лозанны, а внешний облик увековечен  в памятнике, поныне стоящем  на центральной площади Гренобля.

Стремительное развитие спорта в конце XIX века потребовало создания органов, призванных направлять деятельность представителей отдельных видов  физической культуры. Такими органами стали спортивные федерации (от лат. foederatio – «объединение»), решавшие проблемы, которые выходили за рамки компетенции  национальных обществ. Члены федерации  следуют утвержденному уставу, подчиняются  избранному руководству и пользуются официально принятой терминологией. Глобальной задачей каждой федерации является обеспечение развития данного международного уровня, утверждают их регламент. Кроме того, они решают вопросы, связанные с отдельными командами и спортсменами: назначение пенсии, дисквалификация или временное отстранение от состязаний. Самофинансирование таких союзов осуществляется посредством членских взносов, доходов от соревнований, а также пожертвованиями организаций и частных лиц. Постоянное пополнение фондов обеспечивают разрешения на телетрансляцию и продажа специальных изданий, а также доходы от рекламы.

   Начиная с 1967 года  международные спортивные федерации  действуют под руководством Генеральной  ассоциации, образованной в целях  более тесных связей с МОК.  Главный спортивный орган планеты  принимает решения на Генеральной  ассамблее, которая проводится  не реже одного раза в год.  Международный олимпийский комитет  работает только с федерациями,  представляющими олимпийские виды  спорта.

   Первый союз, объединивший  лучших гимнастов мира, был учрежден  в 1881 году. Через 11 лет появились  федерации академической гребли, скоростного бега на коньках  и фигурного катания. В первый  год нового века начал работу  интернациональный союз велосипедистов. В настоящее время в мире  существует более 80 федераций,  но процесс их создания не  прекращается.

Таким образом, на основе вышеизложенного  можно сделать вывод, что  история спорта очень богата на интересные и красивые события. Люди еще в далекие времена соревновались в различных состязаниях. Спорт всегда был для человечества хорошей альтернативой, способствующей мирной, здоровой жизни.

 

1.2 Спорт как феномен современной культуры

Проблема спорта и его  места в современной культуре служила и до сих пор является предметом острых споров и дискуссий  среди ученых - педагогов, психологов, философов, социологов и т.д.

В многочисленных статьях, брошюрах, книгах, индивидуальных и коллективных монографиях обсуждается широкий  круг вопросов, связанных с данной проблемой: какое воздействие спортивные соревнования оказывают на нравственность человека, его эстетические способности, на социальные отношения (социализацию, формирование групп и групповую  динамику), на процесс формирования и удовлетворения разнообразных  социально-культурных потребностей индивида, различных социальных групп и  общества в целом? Какие специфические  культурные ценности складываются в  области спорта, в каком отношении  они находятся с другими социальными  ценностями, составляющими область  материальной и духовной культуры? Насколько спорт способствует общественному  прогрессу, защите достоинств личности и ее свобод, формированию разносторонне  и гармонично развитой личности? К  каким негативным явлениям приводят спортивные соревнования? Можно ли предотвратить негативное воздействие  этих соревнований и спорта в целом  на личность и социальные отношения? и др.

Указанная проблема обсуждалась  и на многих научных конгрессах, конференциях, симпозиумах и т.д. Некоторые из них, в том числе  международные - например, семинары в  Варшаве (1976, 1981), международный конгресс в Хельсинки (1984), международный семинар  социологов спорта в Готенба, Япония, (1988) и др. - специально были посвящены  данному вопросу.

Информация о работе Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью