Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является изучение особенностей спорта как феномена культуры его социального и педагогического значения в обществе.
В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить социальное значение спорта
- показать взаимосвязи спорта с другими сферами общественной жизни
- изучить педагогическое значение спорта
- раскрыть глобальную роль спорта в развитии общества

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История развития современного спорта и его связь с культурой…………………………………………………………………………………..4
1.1 Происхождение современного спорта……………………………………………….4
1.2 Спорт как феномен современной культуры ……………………………………….14
Глава 2. Социальное и педагогическое значение спорта в обществе………………...20
2.1 Социальное значение спорта в современном мире………………………………..20
2.2 Педагогическое значение спорта в обществе……………………………………...25
Глава 3. Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью…………………………………………………………………33
3.1 Специфические ценности спорта…………………………………………………...33
3.2 Роль спорта в социализации личности……………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.15 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. История развития современного спорта и его связь с культурой…………………………………………………………………………………..4

1.1 Происхождение современного спорта……………………………………………….4

1.2 Спорт как феномен современной культуры ……………………………………….14

Глава 2. Социальное и педагогическое значение спорта в обществе………………...20

2.1 Социальное значение спорта в современном мире………………………………..20

2.2 Педагогическое значение спорта в обществе……………………………………...25

Глава 3. Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью…………………………………………………………………33

3.1 Специфические ценности  спорта…………………………………………………...33

3.2 Роль спорта в социализации личности……………………………………………..36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Какую роль играет спорт  в жизни человека и общества? Во всём мире люди её видят по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту и некоторые даже считают его бесполезной тратой времени. Другие люди видят смысл спорта и их, к счастью, больше чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то предпочитает просто заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт – это средство существования. Среди последних могут быть действующие спортсмены, тренеры, врачи, директоры различных спортивных обществ, попечители спорта и др. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете.

Хотелось бы отметить, что  наиболее полезным для человека, да и для общества является именно занятие  спортом на любом уровне.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что на сегодняшний  день  спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей. Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции.

Целью данной курсовой является изучение особенностей спорта как феномена культуры его социального и педагогического значения в обществе.

В процессе написания работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить социальное значение спорта

- показать взаимосвязи спорта с другими сферами общественной жизни

- изучить педагогическое  значение спорта

- раскрыть глобальную роль спорта в развитии общества

Данная тема привлекали внимание таких специалистов как, Л.И. Лубышева, Н.Н. Визитей, В, А.Г.Антипьев, И. .А.Арнольдов, С.Н.Артановский, М..М.Бахтин, А.Д.Боронников, В.Н.Горелова, В.В.Левченко и другие.

Вместе с тем, предложенная тема еще не достаточно изучена. Данные вопросы исследуются достаточно узким кругом специалистов, более того, одним из основных недостатков обсуждаемых и решаемых проблем является локальный характер их исследования, нет работ, в которых исследования проводились одновременно на теоретическом и практическом уровнях. Спорт как социальный институт в развитии личности в социологической теории еще недостаточно фундаментально исследован и проанализирован.

В процессе работы были  также использованы: учебники, учебные пособия, научные работы, периодическая литература, словари и другие источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История развития современного спорта и его связь  с культурой

 

    1. Происхождение современного спорта

Согласно признанному  определению, спорт является составной  частью физической культуры, средством  и методом физического воспитания, а также системой организации  соревнований по физическим упражнениям. Однако четкая формулировка не раскрывает сущности этого сложного явления, возникновение  и необходимость которого в человеческой жизни составляют тему дискуссий  на протяжении многих веков.

   В работах философов-материалистов  возникновение спорта относится  к развитию трудовой деятельности, а также к стремлению людей  найти эффективные способы формирования  лучших физических и духовных  качеств. Все же более реальна  взаимосвязь спорта с религиозным  культом, хотя такая позиция  верна только по отношению  к немногим эпохам и нациям. Одним из основных обрядов  большинства языческих народов  была инициация (от лат. initiatio –  «совершение таинств»), то есть  посвящение молодых людей во  взрослую жизнь, сопровождавшееся  различными формами физической  подготовки. В ранней греческой  и этрусской цивилизациях состязания  являлись частью погребального  культа. Славяне и германцы устраивали  турниры в честь живых героев; в Элладе они посвящались Зевсу,  Посейдону, Аполлону и небесным  покровителям полисов.

   Если рассматривать  современный спорт с точки  зрения протестантской культуры, то можно привести мнение немецкого  социолога Макса Вебера (1864–1920), связавшего физическую активность  с настроениями эпохи капитализма.  Он считал, что адепты протестантской  веры отличались тягой к образованию,  к жизненному благополучию, зная, что успех является «знаком  Божественной благодати». Таким  образом, достижение успеха стало  культом, а занятия спортом  предоставляли для этого большие  возможности.

   Вероятно, современный  большой спорт возник и сформировался  как замена религии, поскольку  уже с конца XIX века христианство (в первую очередь католичество) ослабило позиции, а потребность в различных формах веры осталась. Церковная идеология плавно перешла в спорт, где сложился иной, новый культ с другими героями, служителями, адептами, с неповторимой системой ценностей. В спорте появились собственные фетиши, ритуал и новые формы воздействия на массы.

   Несмотря на резко  противоположные мнения о сущности  спорта, как древнего, так и современного, историки и философы не отрицают  его эстетического значения, выражая  единое мнение по вопросу отношения  человека к своему телу, следовательно,  к формам физической деятельности. В этом аспекте спорт и искусство  имеют общие генетические корни,  но их место в системе человеческих  ценностей неодинаково.

   В различных цивилизациях  стремление к физическому совершенствованию  основывалось на разных идеях.  Так, в Западной Европе спортсменами  двигала жажда к победе, к результатам,  к подавлению соперника. Восточный  спорт ставил целью духовность, нравственное очищение, что порой  достигалось силовыми методами, как в карате. Тем не менее  в любом случае физическая  активность основывалась на эстетическом  отношении человека к самому  себе, к обществу, к миру в целом.  Согласно высказываниям немецкого  философа-идеалиста Георга Вильгельма  Гегеля (1770–1831), сначала греки придали  себе прекрасное обличье, а  затем начали создавать прекрасные  образы, оттого их первыми произведениями  искусства стали атлеты, то есть  люди, сумевшие довести собственное  тело до совершенства.

   Обобщив разноречивые  мнения, можно утверждать, что спорт  сформировался после осознания  человеком своего превосходства  над всем остальным миром, своей  самодостаточности и постижения  широты своих возможностей. Со  временем спорт стал одной  из форм человеческой свободы  и в таком качестве обрел  всеобщее признание.

Современные аналитики связывают  происхождение спорта с развитием  городской культуры, видя его истоки в потребностях физического совершенствования, в традиционных формах праздников и  в новых возможностях проведения досуга. Античные атлеты рассматривали состязания как одну из форм поклонения богам – создателям физической формы человека. В отличие от древнего, спорт Нового времени появился в качестве бегства от скуки. Изначально его движущей силой являлись азарт и в немалой степени коммерческий интерес.

   Ярким примером  меркантильного отношения к физической  культуре стали королевские скачки  в Англии, сыгравшие существенную  роль в появлении и развитии  мирового спорта. Термин «тренинг»  возник в британских конюшнях  и вначале означал подготовку  лошадей к состязаниям. Конные  забеги собирали огромные толпы  публики, приходившей не только  развлечься, но и заключить пари, сделав ставку. Искусственно подогреваемый  азарт, возбуждая страсти, часто  приводил к потасовкам, привлекавшим  внимание зрителей не меньше, чем сами соревнования. Постепенно  увлекательные стычки разгоряченных  болельщиков стали регулироваться  правилами, преобразившими заурядные  драки в полноценное зрелище.

   К сожалению, современный  спорт сформировался не только  на гуманистических идеалах эпохи  Просвещения. Большинство спортивных  публикаций Англии XVIII–XIX веков содержали  сообщения о скандалах, ставках,  денежных выигрышах, вознаграждениях.  Вновь появлявшиеся виды спорта  легко заимствовали регламент  ипподромов. Именно тогда ярко  проявила себя коммерческая сторона  современного спорта.

   В то же время  сложилась противоположная тенденция:  спорт как форма развлекательной,  игровой деятельности человека, уставшего от ежедневных забот.  В этом качестве возникли охота,  собачьи бои, игры с мячом,  катание на лодках. Поскольку  здесь не оставалось места  физическому совершенствованию,  такие занятия были всего лишь  приятным и полезным времяпрепровождением. Помня об оздоровительном воздействии  физической активности, европейские  аристократы учреждали клубы  верховой езды, узким кругом собирались  на яхтенных гонках.

   На ранней стадии  развития современный спорт разделился  на два противоположных вида: профессиональный (наемные бойцы)  и любительский, изначально представленный  спортом джентльменов. Взаимоотношением  этих компонентов физической  культуры определяется история  современного спорта, хотя в последнее  десятилетие XX века любительский  спорт практически прекратил  существование. Джентльменский спорт  является закономерным следствием  наличия свободного времени у  обеспеченных слоев общества. Еще  в Средневековье активный досуг  был признаком богатства, высокого  социального статуса, став обязательным  элементом хорошего воспитания. В форме игр и физических  занятий такой спорт стимулировал  жизненный тонус, но не требовал  чрезмерных усилий, в чем виделось  основное его преимущество.

Неотделимый от эллинской  культуры, древний спорт возник и  начал развиваться в полисах  классического периода (VIII–VI века до н. э.). Ранняя античная демократия Афин, Спарты, Коринфа, Аргоса предопределила единый общественный идеал – гармоничный  свободный гражданин своей страны, способный в равной мере реализовать  себя во всех сферах человеческого  существования. Подобно философии, спорт того времени наполнен гуманистическим  содержанием, оптимистическим и  восхищенным отношением к миру. Несмотря на всеобщее стремление к физическому  совершенству, к гармонии духа и  тела, спорт в Античности не являлся  занятием народным. Регулярные тренировки считались прерогативой знатных  аристократов. Представляя себя потомками  богов и героев, последние видели основную цель жизни в богатстве  и воинской доблести, а славу добывали на поле боя.

   Характерный пример  поэтапного развития античного  спорта – его зарождения, расцвета  и разложения – можно найти  в поэмах Гомера. В сцене спортивных  игр, устроенных Ахиллесом в  честь погибшего Пат-рокла, герои  «Илиады» показывают прекрасное  владение оружием, они натренированы  в борьбе, стремительны в беге  и прекрасно управляют колесницей. Здесь состязания даны как  демонстрация ратного искусства,  как известно, необходимого для  выживания в условиях непрерывных  войн. Зрителями и участниками турнира были воины, для каждого из которых спортивное достижение ассоциировалось с готовностью к воинскому делу. Наряду с физическими данными (телосложение, пластика), участники демонстрировали красоту и превосходство своего оружия, одновременно выступавшего в качестве спортивного инвентаря. Такие понятия, как спорт, красота, жизнь, в «Илиаде» почти материальны. Между ними нет четкой грани, потому что красивое, здоровое тело и мастерское владение оружием гарантировали человеку долгую жизнь.

   Если в «Илиаде»  спорт представлялся жизненно  необходимым практическим занятием, то в «Одиссее» аналогичное  явление рассматривалось как  часть культуры. Спортивные состязания, организованные феакийским царем  Алкиноем, лишены утилитарности  и устраиваются только для  развлечения жителей острова  Схерия. Публика и сами участники  собрались на праздник, где одни  демонстрируют свои достижения, а другие наслаждаются красотой  человеческого тела. Наградой в  таких состязаниях служило собственно  право в них участвовать, то  есть представить себя и свое  мастерство.

   Цель соревнований  в «Одиссее» заключалась в  самих спортсменах, добивавшихся  признания зрителей. Содержание  игр определяло программу: в  отличие от мемориала Патрокла  феакийцев не интересовали борьба  и бег. Военные подвиги были  излишни и не приветствовались  в государстве, изображенном как  остров мира и благополучия. Граждане  Схерии существовали благодаря  мореходству и торговле, проводя  политику добрососедства вместо  укрепления военной мощи. Высшей  ценностью они считали человека, а не отвлеченное понятие «родина», поэтому совершенствование в  спорте у них имело гуманистический  смысл.

Информация о работе Современный ценностный потенциал спорта и пути его освоения обществом и личностью